Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению моторики органов артикуляционного аппарата, является хорошей подготовкой руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_razvitiya_melkoy_motoriki_i.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления развития мелкой моторики и

координации движений в дошкольном возрасте

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению моторики органов артикуляционного аппарата, является хорошей подготовкой руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга [2, с. 24].

Положительное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает массаж, самомассаж. Эти упражнения просты и эффективны.

Использование обычной пуговицы превратит изделие в руках ребенка в предмет, достойный восхищения. Основой работы является несложное силуэтное изображение предмета, игрушки из различных материалов (ткань, бумага), части которого скреплены и украшены с помощью пуговиц, различных по величине, цвету и способу скрепления: пуговицы на ножке; пуговицы с 2 – 4 отверстиями.

Организуя занятие с детьми, взрослый должен помнить: им непросто заниматься трудовой деятельностью, и, прежде всего, доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития встает задача сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности: конечный результат должен быть привлекателен для ребенка, а процесс его изготовления – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают чувство удовлетворения, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты» [2, с. 14].

Чтобы научить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах. Поэтому взрослый должен быть готов в любой момент немного помочь ребенку (но не подменять его в работе).

Цели:

- формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук;

- развивать мелкую ручную моторику; развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;

- совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;

- формировать умение доводить начатое дело до конца;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- учить предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения;

- контролировать свою работу (определять правильность действий и

результатов, оценивать качество готовых изделий).

Основная задача взрослого – помочь ребенку четко следовать предложенному плану. Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом), подбирает материал (бумага, ткань, пуговицы по размеру и цвету, ножницы, нитки и т.д.), реализует задуманное, сверяет с образцом или вносит собственные изменения и дополнения [25, с. 44].

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приемами. Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами. Работа с ножницами подразумевает, что ребенок осознанно задается определенной целью: получить конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали, полосками, по прямой, под углом, по кругу, зигзагом, секторами и сегментами). Работы можно использовать в игре. Конечно, такие игры будут более интересны, если к ним подключится взрослый.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка [23, с. 64].

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки.

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые

  взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не

  разожмешь.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисовать различными материалами и т.д.

К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги  и ткани, тесьмы.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Все это доставляет им удовольствие.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.

Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц.

Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Способствуют развитию мелкой моторики рук и занятия рисованием и лепкой.

Интересным и увлекательным занятием для детей дошкольного возраста являются ниткопись – выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии и работа со штампами. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

- мозаику мелкую и крупную;

- всевозможные пирамидки;

- наборы коробочек  для собирания в них мелких камешков и т.д.

Хорошим средством для развития движений пальцев является  игра в «Театр пальчиков» для детей полутора лет. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил;

С этим братцем кашу ел,        

С этим братцем песни пел.

Потешка «Белка»

          Сидит белка на тележке, продает она орешки,

          Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

          Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Таким образом, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Взрослые, интересно строя свою работу с детьми этого возраста, повышают уровень развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

Мастер-класс с детьми и родителями средней группы комбинированной направленности "Пальчики-помощники" (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)

Мастер-класс с детьми и родителями средней группыкомбинированной направленности "Пальчики-помощники"(Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» ...

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...