Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

статья посвещена вопросу . развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей                                                                          у детей с общим недоразвитием речи.

Творческая составляющая личности любого ребёнка очень важна для его гармоничного развития. Период становления личности это детство и сущность подхода к личности ребёнка в признании уникальности и неповторимости каждого, создания условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребёнка. Основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной. Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер типа деятельности по сравнению с ранним детством.

Творческое начало проявляется  в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Воображение  детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.                                                        В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи я использую метод сказкотерапии.

В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. Официально оно оформилось 15-20 лет назад в Санкт-Петербурге. Основы сказкотерапии разрабатывались нашими отечественными психологами А. Гнездиловым, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и др. Ими была разработана концепция комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи психологии, педагогики, философии древнего и нового времени.                                              

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии.   Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, использую сюжетно-тематическую организацию НОД со сказочной тематикой т. к. данные НОД  более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также, максимально реализуют потенциальные возможности детей.                                                                                                

Интенсивное развитие речи с применением данных метода сказкотерапии       обеспечивает:

1. взаимосвязь   изучения   родного   языка   с   развитием
коммуникативно-речевых и творческих способностей детей, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; 

2. интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

3. развитие художественно-образного и логического мышления детей, воспитание культуры речевого общения.

4. повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее     умственному и речевому развитию;

5. расширение и уточнение представлений об окружающем в ходе чтения сказок, слушанья музыки, рассмотрения иллюстраций;

6.   развитие фонематического слуха;

7. развитие общей и мелкой моторики;

8.  обогащение словаря детей,  развитие связной речи и грамматического строя речи.

Все это благодаря специфике детского возраста легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того, как развертываются действия по сюжету. Дети играя постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок.

Варианты организации НОД с использованием элементов сказкотерапии:

- сказочный сюжет;                                                                                        

- элементы фольклора;  

- воображаемые приключения;

-  литературные персонажи;                                                                            

- сюжеты и герои мультфильм.

Положительным моментом использования  сказкотерапии вНОД является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.                                                          

НОД с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного, помогают погрузиться в сказку т. е. поиграть вместе с ребенком, прожить сказку, наполниться энергией сказочных образов. Сказка — это человеческая жизнь в миниатюре.

 Достоинство сказок в коррекционной работе неоспоримо: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Такой нетрадиционный подход к сказке дает возможность ребенку уяснить, что в ней хорошо, а что в ней плохо.

Создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко, где все можно улучшить, изменить во благо  такова моя главная задача.    Сказкотерапия  позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. Сказки  доставляют радость детям. А что может быть важнее психологического здоровья детей.                            

Литература.

  1.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
  3. Тифонова Н.М.Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф,2001
  4. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего дошкольного возраста – Л.Д.Короткова. - М.: ЦГЛ.2003.-124с.
  5. Филиппова, А.В. Сказка как источник творчества- А.В. Филиппова. - М.: Просвещение. 2001.-178с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи через освоение декоративно - прикладного искусства - батика (роспись по ткани).

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...

Статья «Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи».

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональн...

Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи

У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения...