Главные вкладки

    Значение театрализованных досугов в развитии дошкольников.
    статья по развитию речи по теме

    Короткова Елена Дмитриевна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znachenie_teatr.dosugov.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.  

    Значение театрализованных досугов в развитии дошкольников.

    Переоценить роль родного языка в осознанном восприятии окружающего мира не возможно. Выразительная речь включает в себя интонацию, лексику, синтаксис, мимику, жесты и позы. Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желание и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразия – через образы, краски, звуки, музыку.

    Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

    Содержание занятий по театрализованной деятельности включают в себя:

    1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
    2. Игры-драматизации
    3. Упражнения для социально-эмоционального развития детей
    4. Коррекционно-развивающие игры
    5. Упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика)
    6. Занятия для развития интонационной выразительности
    7. Игры-превращения
    8. Упражнения на развитие детской пластики
    9. Логоритмику
    10. Пальчиковый игротренинг
    11. Упражнения на развитие мимики
    12. Театральные этюды
    13. Упражнения по этике
    14. Репетиции и разыгрывание сказок
    15. Знакомство с текстом, жестами, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

    Театрализованная деятельность в детском саду проводится в утренние и вечерние часы, органично включается в другие занятия. Уголок театрализованной деятельности создается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также отвечающий интересам  как мальчиков, так и девочек.

    Зона театральной деятельности должна соблюдать принципы построения предметно-пространственной среды в детском саду:

    1. Обеспечения баланса между совместной индивидуальной деятельности детей
    2. Организация «зон приватности»
    3. Предоставление права свободы выбора
    4. Создание условий для моделирования, поиска и экпериментирования

    Огромную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению».

    Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Старшим дошкольникам можно читать менее эмоционально, более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Нельзя навязывать свои оценки, нужно предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Нужно следить за тем, чтобы не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Недопустимо разделение детей на «артистов» и «зрителей», нельзя допускать страха перед ошибкой. Необходимо исходить из реальных возможностей конкретного ребенка. Поэтому перед воспитателем стоят две основные задачи: во-первых – понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства и сопереживания в борьбе добра и зла.

    Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев используем проблемные ситуации: «Ты с этим согласен?» Например, «Вы согласны, что эта песня принадлежит козе, а не волку? Почему вы так думаете?». Отвечая на такие вопросы, дети невольно вспоминают текст и представляют определенный образ.

    Огромную роль играют иллюстрации в детских книгах. Уместно задавать такие вопросы «что с ним? Почему он плачет? (сказка «Заюшкина избушка»)

    После всего этого нужно вернуться к тексту и привлечь детей к проговариванию отдельных частей. Имитационным движениям можно обучать во время утренней гимнастики, на физкультминутках и музыкальных занятиях, во время прослушивания грамм или аудио записей (можно загадать друг другу загадки, имитируя движения под музыку). Учить подмечать различия в характере одного образа (чем отличается лиса Ани от лисы Арианы?). Можно предложить детям попроситься в теремок как лягушка, как медведь и после этого спросить, кто более похож по голосу и манерам на этих животных. Затем можно усложнить, предложив одному ребенку разыграть диалог двух разных персонажей. Здесь дети учатся словесному перевоплощению, развивают фантазию при имитации движений.

    В старших группах упражнения усложняются. Старшим дошкольникам предлагается произнести с разной интонацией обычные слова «возьми, принеси, помоги» (нежно, небрежно, требовательно, приветливо, грустно, задорно). Или изменить смысл фразы,  переставляя логическое ударение «Дай мне куклу».

    После таких упражнений необходимо познакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами вербального (словесного) и невербального (мимика, жесты) выражения.

    Решению этих задач помогают задания типа «Разное настроение» (по карточкам-схемам, иллюстрациям, по вернисажу картин, по прослушиванию музыкальных произведений (Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»).

    Можно разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой (изобразить, как девочке подарили новую куклу). Нужно обращать внимание детей на связь между настроением и силой голоса, темпом речи, ударениями. Для этого можно использовать упражнения «говорящие картинки» - рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе обсуждения.

    Театрализованное занятие строится по единой схеме:

    1. Введение в тему, создание эмоционального настроения
    2. Театрализованная деятельность (все в разных формах)
    3. Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности).

    На занятиях используются разнообразные приемы:

    1. Выбор детьми роли по желанию
    2. Назначение на главные роли робких детей
    3. Распределение ролей по карточкам (на ней изображен персонаж)
    4. Проигрывание ролей в парах.

    При этом возникают две основных проблемы:

    1.  Что делать, если ролей на всех детей не хватает
    2. Кто будет играть отрицательных персонажей.

    Первую проблему может помочь решить подгрупповая организация занятия и придумывание дополнительных ролей. Со второй проблемой справиться сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети не хотят играть злых бесчестных персонажей. Здесь нужно обратить внимание детей на то, что отрицательная роль всегда сложнее, требует больше смелости, находчивости.

    В течение года хорошо чтобы ребенок играл положительную роль в одном, а отрицательную роль в другом спектакле. В конце занятия обязательно нужно вызвать у детей радость от выполненного. Развитие театрализованной деятельности работа длительная. Она также требует участия родителей. Хорошо когда родители вместе с детьми ходят в театры, принимают участие в народных праздниках, посещают с детьми театры и музеи.

    Литература:

    1. Антипина А.Е.   Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  
    2. Артемова Л. В.   Театрализованные игры дошкольников.
    3. Белоусова Л.Е.  Добрые досуги.
    4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.Н.   Программа воспитания и обучения в детском саду
    5. Выготский Л. С.   Воображение и творчество в детском возрасте.
    6. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е.   Театрализация сказок в коррекционном детском саду: пособие для воспитателей.
    7. Зацепина М.Б.  Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
    8. Маханева М.Д.   Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений"
    9. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.   Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.
    10. Сорокина Н.Д.   Театр – творчество – дети.
    11. Трифонова Н.   Кукольный театр своими руками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.

    Выступление на Совете ПедагоговТеатр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С.Станиславский...

    консультация для воспитателей "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."

    Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

    "Значение театрализованных игр в развитии дошкольников".

    театрализованные игры. значение и роль в развитии детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Значение театрализованных игр для развития дошкольника»

    Консультация поможет повысить педагогическую культуру родителей по вопросу развития ребенка - дошкольника с помощью театрализованной деятельности. Также консультация содержит игры, способствующие разв...

    Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития дошкольников» Елена Гребенщикова

    Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребен...

    Родительское собрание в I группе раннего возраста по теме:«Этот удивительный ранний возраст или значение театрализованного воспитания в развитии дошкольников».

    Ранний возраст это уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность? Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Ребенок стремится стать успеш...