Деятельностный подход к развитию речи ребенка.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Статья из опыта работы по созданию педагогических условий развития речевой деятельности  у детей старшего дошкольного возраста на основе педагогичесой технологии программы "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_k_razvitiyu_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход к развитию речи ребенка.

Из опыта работы

воспитателя Башкаевой Е.Г.

МБДОУ «Детский сад № 5 «Родничок» г. Енисейска

2013 г.

Старший дошкольный возраст.

Как известно, ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому, я считаю, что важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является деятельностный подход. И тогда речь ребенка надо рассматривать как его собственную деятельность, в которой проявляется его субъективная позиция.

Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это  мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность. Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:

Коммуникативный – потребность в речевом общении.

Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.

Познавательно - побудительный – спросить, почему так происходит.

Одним из основных мотивов является информационный – потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями со сверстниками.

Поэтому я ставлю задачу: обогатить  познавательный, литературный, деятельностный опыт ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми, тем активнее станет его речь.

В группе создана развивающая речевая среда: разнообразные виды театров; подбор познавательной литературы: книги, энциклопедии, альбомы, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудиотека, картотека художественного слова, игротека "Говори и рассказывай", центр Науки и экспериментирования, и т.д.

Я организую образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить  детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

Еще одним из основных мотивов является семантический - потребность старшего дошкольника обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.

Поэтому у нас в группе есть Книга Сказок, Энциклопедия стихов, куда мы с детьми записываем и зарисовываем придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, видео и записи на диктофон с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми. А сейчас в подготовительной группе дети готовят собственные Букварики.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

В подготовительной к школе группе особое значение приобретает планирующий мотив речевой деятельности. У ребенка возникает необходимость прогнозировать результаты своей деятельности, планировать ее ход. Поэтому моей задачей является стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, побуждаю, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете, о том, что он будет делать.

Таким образом, постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребенком цели речевой деятельности, способствует усилению субъектной позиции каждого ребенка.

Следующим компонентом речевой деятельности выступает цель.

В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно поставить цель речевой деятельности и успешно реализовать ее. А в возрасте шести лет ребенок может уже соотнести полученный результат с поставленной целью и оценить успешность своей деятельности. Моей задачей на этом этапе является помочь  ребенку установить связь между целью и результатом, привлекая детей к анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников.

Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности по освоению целевого компонента будет самостоятельность и осознанность в постановке цели, ее реализации и соотнесении с результатом.

Содержанием речевой деятельности ребенка могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. Поэтому я стараюсь наполнить жизнь детей в группе яркими, эмоциональными событиями, интересными и значимыми для детей: детские проекты; праздники, ярмарки, театрализованные представления, конкурсы, выставки, спортивно – музыкальные развлечения, соревнования, КВН, сюжетно –ролевые игры, викторины.

В старшем дошкольном возрасте  ведущей задачей является развитие речевого творчества. Поэтому я использую систему творческих заданий, направленных на развитие воображения, мышления и речи детей.

Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление творческих рассказов по картине.

Используя в своей работе технологию ТРИЗ, приемы моделирования, алгоритмы, карты Проппа, я знакомлю детей со способами сочинения загадок, считалок, лимериков, с разнообразными моделями составления сказок. Мне важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.

 В центре художественно-речевого творчества сосредоточены основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей (атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры - фантазирование).

Для создания новых образов героев детских сказок использую игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Так же используется игра «Необыкновенное животное»: путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. А я предлагаю придумать ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.

Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин, карт Проппа. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.

Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми), развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

         Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является самостоятельный выбор содержания речи – это может быть рассказ, сказка, загадка, речевое высказывание, беседа и т.д. а также насколько это содержание оригинально и самобытно.

Основным  средством   речевой  деятельности  является язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. Уровень освоения языка ребенком — важнейшее условие успешности   его  речевой  деятельности.  Дополнительными  средствами  речевой  деятельности  выступают  невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика,   которые   усиливают   речевое   воздействие   на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.

Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно использовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, я применяю приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры и творческие задания для развития выразительности речи.(ТРИЗ)

Проявление субъектности ребенка в речевой деятельности   характеризуется   не   только   наличием   указанных средств в речи, но и умением самостоятельно, творчески пользоваться ими в процессе речевой деятельности, при построении высказывания.

Поэтому, еще одна задача, которую я ставлю перед собой: развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге»

В   процессе   рассказывания   в  соответствии с характеристикой  рассказа, указанной  в цели,  ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.

Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму.

Дети  активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т.д.),

Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, по картам Проппа, составляют диафильмы, сочиняют загадки, сказки и т.д.).

Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности становится самостоятельность целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

 Неоспоримым  показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является способность детей объективно оценить результат своей речевой деятельности и готовность работать над его совершенствованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Коммуникативные игры детей – средство деятельностного подхода в развитии ребенка

В коррекционных группах часто встречаются дети не имеющие навыков коммуникативного общения.  Либо эти общения ограничены  недружелюбными способами взаимодействия. Задача педагога в процессе ...

Тема: «Деятельностный подход в развитии познавательной сферы дошкольников».

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход к каждому ребенку......

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...

Системно-деятельностный подход в развитии детей.

В системно-деятельностного подходе для  развития детей одним из основополагающих принципов является принцип интеграции образовательных  областей....