Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Потапова Ольга Владимировна

Речь детей с ОНР бедна и невыразительна, многие из них вступают в дилог с неохотой. Чтобы вовлечь детей в общение, заинтересовать их, на занятиях используют различные игровые ситуации,т,к, в такой ситуации ребенок становится свободнее, раскрепощеннее,с удовольствием учавствуют в работе,не подозревая,что выполняют учебное задание педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей»

                      Формирование полноценной речевой деятельности является      

                         основной целью логопедических занятий, проводимых с деть-

                          ми страдающими общим недорозвитием (ОНР).

  Речь детей с ОНР очень бедна и выразительна, многие из них с неохотой вступает в общение, в диалог. Чтобы вовлечь детей в общение, заинтере- совать их, на занятиях используют различные игровые ситуации, инсцени- ровки, игры-драматизации, т.к, в такой ситуации ребенок становится сво- боднее, раскрепощеннее, с удовольствием учавствует в работе, не подоз- ревая, что выполняет учебное задание педагога.

  Начать работу над развитием речи сразу с инсценирования невозможно. Необходима работа над словом, словосочетанием, фразой, текстом, пересказом.

  В качестве подготовки к исценированию используются малые формы драматизации: инсценирование стихов, народных песен, песен-сказок, рассказов с элементами драмртизации. Разучивают инсценируют песню «лиса и заяц» - по мотивам русской народной сказки, но значительно осовремененную, что для них еще интереснее.

  Первоначально разучивается текст. Готовятся заранее атрибуты к сказке. На занятий показывая шапочки-маски персонажей спрашивают у детей, доставая по очереди шапочки, кто хочет сыграть роль зайца, лисы, медведя и.т.д. Желающих нет отбоя. Разобрав маски, дети обсуждают, каким голосом должен петь зайчик,лиса, медведь, как они должны двигаться, т.е дети выступает в роли режиссеров, обсуждают характер персонажей. Каждый учится голосом мимикой и движением передать характер избранного персонажа.

  Через несколько занятий виден результат: выразительность, целостность-исполнение роли персонажа.

  На разных занятиях исполняя любые персонажи у детей могут проявиться черты характера, совершенно им несвойственные. На занятия по развитию речи дети знакомятся с русскими народными сказками, с авторскими сказками С.Маршака,К.И.Чуковского.

  Одной из форм развития речи и обогащения эмоционально-чувствительнного  опыта детей становятся инсценирование художественного произведения. Работа начинается с беседы о прочитанном произведении и показа иллюстраций к нему, что позволяет детям лучше усваивать основной смысл сюжета и высказать своё отношение к героям. Рассматривая иллюстрации, ребята обращают внимание на то, какими средствами художник передает настроение героя, его чувства9радость,удивление), как эти чувства можно выразить мимикой, жестом, голосом, позой. Дети пробуют передать то или иное состояние героя, придумывают или вспоминают слова которые произносит персонаж используется серия игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей произведения, которое готовится к инсценировке: «Слышу-воображаю»,«Вижу-воображаю»                                                

Задание 1

«Угадай кто это?»

Цель: Учить состовить высказывание об образе персонажа по деталям костюма. (шапочка,»Красная шапочка»), туфелька («Золушка») и.т.д. Мысленно представить по деталям костюма образ персонажа, назвать его и обосновать свой выбор в развернутом высказывании.

Задание 2

«Узнай героя сказки»

Цель: Учить определять образ персонажа по названным признаком и составлять развернутое высказывание о нем.(большая, круглая) «Репка», (зеленая, мокрая) «Жаба»,(маленькая, серая) «Мышь» и.т.д. Мысленно представить образ, назвать его.

Задание 3

«Угадай эпизод сказки»

Цель: Учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам. (часы, лестница, туфелька, тыква «Золушка»). Обьеденить предложенные слова представить мысленно эпизод и пересказать его.

Задание 4

«Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок»

Цель: Учить составлять целую воображаемую картинку-эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации, составить иллюстрацию, пересказать. Учатся рассуждать,  доказывать свой выбор проводится со всей группой, затем аналогичные задания получают каждый в отдельности. Следующий этап переход к овладению элементарной техникой внешнего воплощения образа, персонажа сказки, художественного произведения, при этом используются средства пластической и интонационной выразительности.

Задание 5

«Если бы я был актером», «Если бы я был режиссером»

Сами придумывают, выражают характерные особенности персонажа мимикой, интонацией, составляют диалоги сами изображают отрывок сказки.

Задание 5

«Передай образ голосом, Изобрази»

Общение с детьми в процессе обучения направлено на создание для них ситуации успеха. Деятельность приносящая успех и удовлетворение, помогает детям преодолеть свой страх, неумение, застенчивость, робость, затруднения, недостатки речевого развития. Когда ребенок выступает не от своего имени, а использует чью-то роль, он чувствует себя более раскрепощенным. Работа проводится индивидуально, в парах и в коллективе.

Таким образом, в коррекционной работе по формированию связной речи у детей с ОНР использование театрализованных игр, игр-драматизаций способствует формированию у ребят полноценной речевой деятельности, ее коммуникотивной направленности, постановке сценической дикции, артикуляции, жестикуляции, расширению кругозора детей. Совершенствуются и развиваются память, внимание, творческое мышление, воображение зрительное и слуховое восприятие, аналитические способности ребенка. Процесс обучения происходит в игровой, занимательной форме, поэтому материал лучше усваивается детьми. Ребенок становится полноценным субьектом обучения, воспитатель и воспитанник выступают в учебной деятельности как равноценные партнеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Материал понравился, проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!

Данилова Светлана Васильевна

Голосую за вас, удачи. Поддержите и мои работы.

Фомина Татьяна Александровна

Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020