«Обитатели наших лесов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Зарипова Равзия Киамовна

Конспект - занятие адресован учителям - логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений. Конспект состоит из задач, вступительной части, основной и заключительной части. Содержит материал для расширения и активизации номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по развитию речи в старшей

логопедической группе (ОНР) на тему:

 «Обитатели наших лесов»

(по лексической теме «Дикие животные»)

Провела логопед:

Зарипова Р.К.

МБДОУ № 24

Альметьевск, РТ

     

Задачи занятия

  1. Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.
  2. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.
  3. развитие мышления на материале описательных загадок.
  4. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  5. Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.
  6. Закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.
  7. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

     Для занятия потребуются:

- панно «Лес»;

- фланелеграф;

- наборное полотно;

- силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных;

- макет жилищ диких животных;

- дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Лесная поляна», «Чудесный мешочек».

     Вступительная часть

     Раздается стук в дверь.

     Логопед: Кто там?

     Появляется почтальон Печкин с письмом.

     Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от кота Матроскина и Шарика.

     Логопед: Спасибо тебе, Печкин!

     Отгадывание загадок

     На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. Логопед предлагает детям расположиться на ковре и раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде уже цветных изображений. Ребенок, отгадавший загадку, получает это изображение и выставляет его на наборное полотно, совмещая с соответствующим силуэтом.

     Логопед:  Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(Медведь.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой,

голодный? (Волк.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик.)

     Составление предложений с предлогом «в»

     Логопед: Какие это животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?  (В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

     Игра «Кто где живет»

     На столах у детей предметные картинки. На столе логопеда – пособие с изображением жилищ животных.

     Логопед: Где живет медведь» (В берлоге.) Где живет волк? (В логове.) Где живет белка? (В дупле.) Где живут лиса, ёж? (В норах.) Где живет заяц? (Под кустом.)

     Отвечая на вопрос, ребенок должен взять картинку с изображением животного и поместить ее на изображение жилища, в котором оно живет. Логопед хвалит детей за правильные ответы.

     Образование притяжательных прилагательных от существительных: дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»

     На фланелеграфе за елочками спрятаны рисунки частей тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На втором фланелеграфе – изображение диких животных, у которых этих частей не достает. Дети должны взять изображение частей части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

     Логопед: Чей это хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.) Чье ухо у тебя? (Медвежье ухо, заячье ухо.) Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

     Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

     Дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед.

     Логопед: А теперь поиграем в «Теремок».

     Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

     Стоит в поле теремок, теремок,

Поднимают руки над головой.

Он не низок, не высок.

Приседают и поднимаются на мысочки.

На двери висит замок.

Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог?

Делают движения запястьями вперед-назад.

Слева – зайка, справа – мишка –

Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка  задвижку!

Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк –

Делают повороты головой.

Нажимайте на замок!

Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Разводят руки в стороны.

     Составление предложений с предлогом «у»:

дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

     Дети должны запомнить названия животных и их детенышей.

     Логопед: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их!

      Лисенок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

     Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!

     Составление рассказа по опорным картинкам на фланелеграфе

     Логопед предлагает детям послушать рассказ «Охотник» и пересказать его по опорным картинкам, которые он вывешивает на фланелеграфе.

     Логопед: Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел волчье логово. Там живет волчица с волчатами. Еще немного пошел и увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом – под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Это он делал снимки зверей на память.

     Дети пересказывают рассказ по цепочке и целиком.

 Развитие тактильных ощущений:

дидактическая игра  «Подарки от зверей»

     Логопед предлагает детям найти под елкой чудесный мешочек, в котором звери оставили подарки. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, от кого этот подарок. Например, орехи от белочки. В чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок меда, яблоки, ягоды.

     В конце подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...

Комплексно-тематический НОД по теме "Обитатель нашего леса -Медведь"

Ершова Галина Конспект комплексно-тематического НОД с детьми старшей группы на тему «Обитатель нашего леса»Тип занятия: комплексно-тематическоеТема: «Обитатель нашего леса-бурый медведь».Задачи:1...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: « Обитатели наших лесов»

Открытое  подгрупповое  логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: « Обитатели наших лесов»...

Речевое развитие детей в старшей группе «Обитатели наших лесов»

Речевое  развитие  детей в старшей группе«Обитатели наших лесов»...

Презентация "Обитатели наших лесов"

Ознакомление дошкольников с дикими животными....

"Обитатели нашего леса"

Проект  по окружающему миру во второй младшей группе...