Занятие на тему: "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Данное занятие побуждает детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводит к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях, воспитывает интерес к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_puteshestvie_v_zimniy_les.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

Конспект занятия

по развитию речи

в старшей группе №11

Тема: «Путешествие в зимний лес».

        Подготовила

                                                                                            воспитатель:

                                                                                            Федорова М.Н.

Саранск 2011

Программное содержание:

- побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;

- учить детей передавать в движении, мимике, жестах=собственные аффективные состояния;

- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров;

- воспитывать интерес к окружающему;

- закрепить знания о зимнем времени года.

Материал и оборудование: ширма, персонажи кукольного театра, макет к сказке «Морозко», настольный театр к сказке «Снегурочка», набор для моделирования, картина к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», дорожки со следами обитателей зимнего леса, модель солнца, настольная лампа, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.

Методы и приемы: игра-путешествие.

Предварительная работа: 

- знакомство со сказками: «Морозко», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк»;

- проведение занятий, дидактических игр, экспериментальная деятельность по теме «Зимушка зима».

Ожидаемый результат: умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определённой жизненной ситуации.


Ход занятия.

Воспитатель: В сказку можно не поверить,

    Сказку можно и проверить,

    Сказка может правдой  быть,

    Сказку нужно не забыть.

Ребята, бабушка-рассказушка и дед – сказитель приглашают нас на сказку. Но попадает туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки.

(Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр, рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка).

Бабка:         Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не ведали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

(Появляется дед).

Дед:                 Потерял я рукавицу, в коей волшебство храниться.

Чем ребяток удивлю?

Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка:         Может дети, и помогут рукавицу отыскать. Как ребята?

Дед:                 Хорошо тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

   Что на улице сейчас?

   Лето, осень иль весна,

   Может снежная зима?

   Как, ребята, угадали?

   Тогда хором все назвали!

Дети: Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: Нет!

Воспитатель: Что нужно сделать?

Дети: Одеться.

Воспитатель: Тогда давайте одеваться, и в путь-дорогу собираться.

Пантомимический этюд « Кто вперед оденется».

(Дети под музыку выполняют имитационные движения - одевания).

Воспитатель: Ничего не забыли? Тогда вперёд, волшебный лес!

(Дети змейкой идут друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигая ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: По-моему, мы заблудились? Что-то холодает. Давайте греться.

Этюд «Холодно».

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Голос:            Я с утра хожу-брожу, всё дозором обхожу.

   Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

   Мои первые метели стелют снежные постели.

   Все морозы и снега, очень сильная пурга.

   Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: Интересно, кто это?

(Воспитатель и дети осматриваются по сторонам, подходят к макету к сказке «Морозко»).

Воспитатель: Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она?

(Беседа по содержанию сказки).

Воспитатель: Как вы думайте, можем мы попросить помощи у Морозко? И как правильно это сделать?

(Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду волшебную рукавицу ,но заблудились. Просят помочь).

Воспитатель: Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

- Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

- Как снег можно назвать по-другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

- Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

- Когда падает много снега, это называется… (Снегопад).

- А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

- Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Голос: Молодцы ребята! Но вот беда, не видел я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер вашим проводником будет.

Этюд «Снежинка».

(Дети по спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Воспитатель: Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде невидно. Давайте позовет её.

Дети: Снегурочка!

Воспитатель: (Показывает на настольный театр – дом, рядом дед и баба). Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать. Посмотрите вокруг.

(Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка).

Моделирование «Снегурочка».

Воспитатель: Теперь надо ее оживить.

Упражнение «Снегурочка».

Воспитатель: Закройте дети глаза, не двигайтесь. А сейчас у вас начали моргать реснички, глазки открылись, поводите им вправо, влево. Сделайте глубокий вдох носом, медленно выдохните. Улыбнитесь, поверните голову влево, вправо. Разведите руки, сделайте шаг вперед. Вот и вышла из сугроба живая девочка.

Посмотрите, дети, следы. Нам по ним надо пройти. Интересно, чьи они?

(Дети идут по следам. Доходят до картины «Лисичка-сестричка и серый волк». Рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост).

Воспитатель: Дети, где мы? Вы узнали?

   В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

   Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

   Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

   Как же нам помочь волку освободиться?

(Высказывание детей).

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое лед? (Замерзшая вода). Может ли лед снова превратиться в воду? Как? А отчего бывает тепло? Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель: Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

   Растопи быстрее лед, волк на помощь к нам придет!

(Появляется волк – персонаж кукольного театра).

Волк:         Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

(Дети идут за волком).

Волк: Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

(Перед детьми нечетное количество рукавичек).

Воспитатель: Вот это да! А какая из них деда?

Игра «Найди пару».

(Дети спрашивают варежки, находит одинаковые, одной рукавицы пары нет, это и есть волшебная рукавица).

Воспитатель:         Наконец-то мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Помоги нам рукавица, к деду с бабой возвратиться!

(Дети по веселую музыку возвращаются к началу пути).

Бабка: Что-то долго нет вестей. Где же детей с рукавицей?

Дети: Мы здесь! Возьмите рукавицу!

Бабка: Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса!

(Появляется дед, берёт рукавицу).

Дед:         Вот, спасибо, вам друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю!

И от бабки угощенье!

(Дарит книгу и мешок с конфетами).

Дед:         Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает зло!

Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда,

И тогда в любом занятье будет ждать удача вас!

Мы прощаемся, пока!

Всем успехов, детвора!

Дети, воспитатель: До свидания!

(Дети угощаются, рассматривают новую книгу).


Литература.

  1. Безруких М.М. «Сказка как источник развития творчества детей». ВЛАДОС 2001.
  2. Шорохов Л.Б. «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». Москва, 2006.
  3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». Харьков, 1996.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия на тему: "Путешествие в зимний лес".

Конспект открытого занятия по ФЭМП...

Занятие по теме "Путешествие в зимний лес"

Программное содержание:Знакомство с цифрой 4на основе сравнения групп предметов.Учить считать в пределах четырех.Расширять представление о геометрических фигурах (плоских и объемных).Упражнять в умени...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в зимний сказочный лес» для детей средней группы

Форма проведения: игровая.Цель:  формирование представлений о диких животных родного края в холодных зимних условиях.Задачи.Образовательные:Активизировать словарь по теме «Животный мир родн...

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

Конспект занятия в первой младшей группе по теме «Путешествие гномика в зимний лес»

Конспект занятия в первой младшей группепо теме «Путешествие гномика в зимний лес» Цель: познакомить детей со свойствами снега в игровой форме. Задачи: Познавательные: ...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в зимний сказочный лес»

Представлен конспект ззанятие по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Путешествие в зимний сказочный лес»....