Играем пальчиками-развиваем речь
методическая разработка (развитие речи) по теме

ШИХАРЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

пальчиковые игры для любого возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фигурки из палочек(спичек)281.34 КБ

Предварительный просмотр:

     Играем  пальчиками и   развиваем речь.                                   Методическое пособие: « пальчиковая гимнастика».

             

            Апробировал и систематизировал: Шихарева Марина Викторовна.

                                                                                                   

Картотека :

          1.  Две подружки.

 На лужайке две подружки

 (Похлопать по коленям в ритм текста)

 Ква- ква-ква , ква -ква-ква.

 (Похлопать в ладоши в ритм текста)

 Две зеленые лягушки:

 (Хлопки по коленям)

Ква- ква-ква, ква- ква-ква.

(Хлопки в ладоши) .

 Ква! (Притопнуть одной ногой) .

Хором песни распевают:

 (Сложить ладони и чуть –чуть приоткрыть лягушкам ротик) .

 Ква - ква-ква, (хлопки в ладоши)

 Ква- ква-ква. (Притопы ногой в ритм текста) .

 И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем) .

 Ква- ква-ква, ква- ква-ква! (Похлопать в лад

        2.  Дом.

 На опушке дом стоит.

 (Сложить ладони домиком над головой) .

 На дверях замок висит.

 (Сомкнуть ладони в «замок») .

 За дверями стоит стол,

 (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .

 Вокруг дома частокол.

 (Руки перед собой, пальцы растопырены) .

Тук – тук – тук! Дверь открой!

 (Постучать кулачком одной ладони о другую) .

 Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной) .

          3. Семья могучая.

 В одном лесу дремучем

 (Покачать руками над головой, как деревья) .

 Жила семья могучая.

 (Сложить руки в замок) .

 У них был дом огромный

 (Сложить ладони над головой в виде крыши) .

 И крыша с трубой темной.

 (Поднять средние пальцы – труба) .

 Из трубы в колечки дым.

 («Колечки» из всех пальцев)

 Плим, плим, плим

(Пощелкать пальцами) .                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                 

        4. Есть у каждого дом.

 У лисы в лесу глухом,

 Есть нора – надежный дом.

 Не страшны зимой метели

 Белочке в дупле на ели.

 ( Загибают пальцы на обеих руках:

 на первое двустишие – на левой руке,

 на второе – на правой руке) .

Под кустами еж колючий

 Нагребает листьев кучу.

 Из ветвей, корней, коры

 Хатки делают бобры.

 (Удары поочередно ладонями и кулачками) .

5. Разыгра

 Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

 (Спрятать руки за спину) .

Пошли пальчики с утра

 (Пошевелить пальцами) .

 В гости к тете Разыгра

 (Похлопать в ладоши) .

 6. На скамеечке сидели

 (На большом пальце «посидеть» каждым пальчиком, начиная с мизинца) .

 Да в окошечко глядели.

 (Сложить «окошечки» перед глазами) .

 Напилися чаю, чаю разыграю,

 (Чередовать хлопки и показ больших пальцев) .

 Солнышку ладошки погладили немножко,

 (Погладить ладошки друг о друга, слегка массируя их) .

 Пальчики подняли, лучиками стали.

 (Поднять обе руки вверх, растопырить с усилием пальцы) .

7. Кони. 

 Садимся на коней. Тпру!

 Кони, на старт!

 (Кладем руки на стол, ладонями вниз) .

 Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт) .

По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе) .

 По песочку! (Потираем одну ладонь о другую) .

 По камушкам! (Стучим по столу ноготками) .

 По мостовой! (Стучим кулачками) .

 По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам) .

 По топкому болотцу! (Стучим по щечкам и причмокиваем) .

 По ледочку! (Цокать языком) .

 По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу) .

 Через ямку! (Сделать руками движения, имитирующие прыжок) .

 По пыльной дорожке! (Хлопаем ладонями по коленям) .

 В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься) .

 

С горки! (Стучим в очень быстром темпе) .

 Ускакали далеко! (Очень тихо стучим) .

 Скачут совсем близко! (Стучим громко) .

 Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу) .

   8. Пальчики.

Вот помощники мои,

 Их как хочешь  поверни.

 Раз – два – три – четыре – пять,

 Не сидится им опять.

 Постучали, повертели,

 И работать расхотели.

 Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж заснул.

 А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

 Это кто у нас шумит?

 Тише, тише, не шумите,

 Пальчики не разбудите! (Шепотом) .

         9.  Утро ясное придет,

 Солнце ясное взойдет, (громко)

 Станут птички распевать,

 Станут пальчики вставать. (Громко) .

 Просыпайся, детвора!

 В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .

10. Комарики.

 Вот они оживают, складываясь в щепотку, становятся "комариками" и со словами:

 Дарики - дарики,

 Летели комарики,

 Вились, вились,

 В щечку (носик, ручку) вцепились!

 "Кусайте" малыша за разные части тела к его превеликому удовольствию.

           11. Паучок.

 А какой замечательный паучок получается из растопыренных пальцев! Перебирая лапками, он двигается совсем как настоящий. Подбирается к малышу:

 Тупи- тупи- тупи -ту,

 Паутинку я плету,

 Паутинку я плету,

 Туп- тупи  -тупи- ту.

 Нюше  (Васе, Маше.) ножку (ручки, ушки.) оплету,

 Тупи- тупи- тупи- ту!

И "запутывает", щекочет.

        12.  Черепашка.

 А еще рука может стать черепашкой, если из кулака медленно выдвигать большой палец:

 Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

 И потом быстро убирайте "голову" обратно в "панцирь".

         13. Компот.

 Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, "перемешивая компот":

 Варим, варим мы компот.

 Фруктов надо много. Вот:

                                                                                                               (Загибаем поочередно пальчики.)

 Будем яблоки крошить,

 Груши резать и варить,

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 (Разгибаем все пальчики и опять "перемешиваем".)

 Варим, варим мы компот,

 Угостим честной народ!

       14. Семейка.

Возьмите ручку ребенка и прижимайте его пальцы к ладошке по одному, начиная с большого:

 Вот дедушка.

 Вот бабушка.

Вот папочка.

 Вот мамочка.

 Вот деточка моя.

 А вот и вся семья!

 С этими словами обхватите кулачок ребенка.

     15.  Зайчата.

 Сначала нужно сжать кулачок. Это "заячий домик". "Зайчата" выходят из домика по одному. А потом так же возвращаются обратно:

 Раз, два, три,

Четыре, пять -

 Вышли зайчики гулять.

 Раз, два, три,

 Четыре, пять -

 В домик спрятались опять!

        16. Белка.

 Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:

 Сидит белка на тележке

 Продает она орешки.

 Кому?

 (Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)

 Лисичке-сестричке,

 Воробью,

 Синичке,

 Мишке косолапому,

 Котику усатому.

       17. Мальчик – пальчик.

( Нужно взять в свой кулак большой палец ребенка и, потряхивая его, поинтересоваться):

 Пальчик-мальчик, где ты был?

( А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать):

  С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел!

      18. Пальчики.

 Пальчики левой руки, начиная с мизинца, поочередно пригибайте к ладошке со словами:

 Этот пальчик хочет спать,

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                           

 Этот пальчик лег в кровать,

 Этот пальчик чуть вздремнул,

 Этот пальчик уж уснул,

 Тише, тише, не шумите,

 (Правой рукой качаем кулачок.)

         19.  Солнце красное взойдет,

 Утро ясное придет,

 Будут птицы щебетать,

 Будут пальчики вставать!

 (Пальчики с силой расправляются веером.)

       20.  Пальчики.

( Малышу будет интересен несложный стишок, с помощью которого легко запомнить названия пальчиков. Каждый называемый палец  ребенок обхватывает кулаком другой руки):

Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ

 В сад за сливами пошел.

 УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

 Указал ему дорогу.

 СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.

 Он сбивает сливы с ветки.

 БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.

 А МИЗИНЧИК-господинчик

В землю косточки сажает.

       21. Цапки

( Один ставит руку тыльной стороной ладони вниз , как крышу. Другой , или другие ,снизу приставляют к ней указательные пальцы). Со словами:

 Кошки, мышки,

 Волки, зайцы,

 Прячьте пальцы! Цап!

( "Крыша" захлопывается, и нерасторопные пальцы попадаются.)

Вариант 2.

 На горе стояли зайцы,

 И кричали: Прячьте пальцы.

Вариант 3.

 Под моею крышей

 Собралися  мыши,

Заяц, белка, … ., жаба.

 Цап!

        22. Локотки.

( В такт произносимым словам выстукивать по столу локотками, кулачками или суставами согнутых пальцев.)

 Ай, туки, туки, туки!

 Застучали молотки,

 Застучали молоточки,

 Заиграли локоточки

 Туки – ток, туки – ток!

 Вот и вырос малышок!

      23. Лады – ладуси.

 Лады – ладуси, (Хлопки в ладоши) .

 Были у бабуси.

                                                                                                                                                                                    

 Ели кренделек, (Загибать по одному пальцы, начиная с большого) .

 Пили киселек.

 Взяли на дорожку

 Пышную лепешку.

 Да в придачу - из печи

 Маковые калачи!

 Не хотите калачей?

 Так летите! Э – ге – гей! (Взмахи руками, имитирующие полет птиц, бег по кругу) .

      24. Большаку – дрова рубить…

Большаку – дрова рубить, (Загибать по одному, начиная с большого, пальцы) .

 А тебе – дрова рубить,

 А тебе – печь топить,

 Тебе – кашу варить.

 А малышке – песни петь. (Загнуть последний – мизинец) .

 Песни петь, да плясать, (Делать руками «фонарики») .

 Родных братьев потешать.

       25. Пальчик – мальчик, где ты был… 

 (Ручки сжаты в кулаки, большие пальцы – вверх, вращаютс я:  левый – по часовой стрелке, правый – против часовой. Затем большой палец прижимается поочередно к каждому пальцу, начиная с указательного) .

 Пальчик – мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

   

   26. Утречко.

 Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко) .

 Эй, братец Федя, буди соседей! (Пальцы сжаты в кулак, большой поднят кверху и совершает круговые движения) .

 Вставай, большак!

 Вставай, указка!

 Вставай, середка!

 Вставай, Сиротка!

 И ты, крошка –  Митрошка! (Указательным пальцем левой руки поочередно надавить на подушечку называемого пальца) .

 Привет, ладошка! (Щелчок по середине ладошки) .

 Все проснулись и потянулись! (Руки вверх, пальцы вытягиваются, растопырены с усилием) .

( Упражнение повторить дважды, сначала правой рукой, затем – левой).

      27. Дом на горе.

 На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик) .

 Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) .

 Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

 Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

 Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

 За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол) .

 Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

 К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу) .

 В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! » (Постучать кулаками по столу) .

 Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

 В гости к другу мы пришли

 И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

       

                                                                             

                                                                                   

28. Скакалка.

( Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, как будто крутим скакалку – сначала в одну сторону, затем в другую ).

 Я скачу, я верчу новую скакалку.

 Захочу, обскачу Галку и Наталку.

 Ну-ка, раз, ну-ка, два посреди дорожки.

 Да бегом с ветерком, да на правой ножке.

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Я скачу, я учу Галю и Наталку.

 Ну-ка, раз, ну-ка, два, учатся сестрички,

 За спиной день - деньской прыгают косички.

      29. Про птицу и птенчиков.

 На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама- птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице, (большой палец поочередно прикасается к остальным четырем, по две букашки (одновременное двукратное прикасание большим пальцем к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большим пальцем с силой гладить края остальных пальцев поочередно) .

     30. Приветствие.

 Это команда - белочки, а это команда – зайчики (пальцы левой и правой руки). Это капитан белочек, а это капитан зайчиков (большие пальцы).

 Каждый капитан здоровается со своей командой. (Упражнение делаем сначала с отдельными

командами, затем одновременно) .

 Обе команды здороваются друг с другом. (Поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки, стоя прямо, затем с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой) .

       31. Котенок.

 Котенок – маленький, озорной и пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев, ладонь в таком прижатом положении, все пальцы «бегают») .

 Котенок выпустил когти. (Пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) .

 Начал царапаться. (Пальцы быстро «бегают» в этом напряженном полусогнутом состоянии) .

 Ай –ай – ай, котенок, какой ты шалун, нельзя так царапаться. Ну– кА , спрячь когти! ( Через некоторое время котенок начинает опять точить когти…

 Упражнение выполняется одновременно обеими руками) .

 Ну что же ты, киска? (Котенок отвечает) :

 «Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не киска! »

         32. Угощение гномов.

 Стали гномы гостей приглашать. (Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой, затем наоборот) .

 Каждому гостю досталось варенье. («Намазывать» варенье на кончик каждого пальца) .

 Пальчики съели все угощение. (Последовательно, начиная с больших пальцев «склеить» одноименные пальцы на обеих руках) .

 Плотно прижалась к ладошке ладошка. (Прижать ладони одна к другой) .

 Гости не могут взять даже и ложки! (Плечи приподнять, руки развести в стороны – удивиться) .

        33. Колокольчик.

 Колокольчик все звенит, язычком он шевелит. (Тыльные стороны рук обращены вверх. Пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает) .

 Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет.

      Сейчас очень много всевозможной литературы  для игр с пальчиками - как для малышей ,так и для   детей по старше. Можете выбрать, что вам более удобно: книга или видео. Выбор за Вами!                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...