Занятие по развитию речи «К нам весна шагает» в старшей группе.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Цель: 
-        Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе.
-        Учить составлять рассказы, обогащать словарный запас.
-         Упражнять в согласовании существительных и прилагательных.
-        Развивать связную речь.

Материал:
Конверт с письмом. Карточки, с изображением перелетных птиц.  Круг  – солнце. Бельевые прищепки, веточки. Плоскостное изображение березы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_k_nam_vesna_shagaet.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«К нам весна шагает».

Цель:  - Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе.

  1. Учить составлять рассказы, обогащать словарный запас.
  2. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных.
  3. Развивать связную речь.

Материал: Конверт с письмом. Карточки, с изображением перелетных птиц.  Круг  – солнце. Бельевые прищепки, веточки. Плоскостное изображение березы.

Ход занятия:

Дети, сегодня я утром письмо нашла у двери, оно для вас, потому я и читать его не стала. Давайте, вместе его раскроем:

  1. А в нем загадка и еще желтые полоски, круг, какие-то задания.

Читаем:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает?»        (Весной)

  1. Да, это весна.
  2. А она, Весна, после какого времени года приходит?         (ответы)
  3. Дети, зима, легко уступает свои права весне?  (ответы)
  4. (Солнце)
  5. А какое оно, солнце?         (ответы)
  6. Жаркое, яркое, теплое, весеннее, доброе, ласковое.
  7. Давайте солнце выложим из этих вот частей из конверта? (дети выкладывают)
  8. Сядем поближе к солнцу. Это солнце. А вы будете его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
  9. Солнце – волшебник, в нем столько силы, добра и любви: он и снег в воду превращает и землю в цветущий луг.
  10. Для нас солнце тоже приготовило сюрприз, но чтоб его получить, нужно потрудиться, выполнить много заданий.
  11. Вы готовы, тогда в путь – выполнять задания, которые для нас приготовило солнце.
  12. (все встают в круг, ведущий с мячом)

Игра «Слова – антонимы»

Горячий – холодный,                 Узкий – широкий

Мелкий – глубокий                        Белый – черный

Веселый – грустный                        Светло – темно

Ласковый – грубый                        Много – мало

Игра «Сравни и назови»

Солнце желтое, как                (одуванчик)

Солнце круглое, как                 (мячик)

Солнце ласковое, как         (бабушка)

Солнце румяное, как         (блинчик)

Детей посадить на стулья.

  1. О весне, дети, составлено много пословиц, поговорок. А вы,  какие знаете, дети?
  2. Март с водой, апрель с травой
  3. Ласточка весну начинает, соловей легко кончает.
  4. Много снега – много хлеба.
  5. Много воды – много травы.
  6. Где вода, есть, там саду цвесть.
  7. Весенний день – год кормит.
  8. Поэты и народ любили это время года: И Пушкин, Баратынский, Лермонтов, они написали много стихов о весне:
  9. Русская потешка «Идет матушка – весна»
  10. «Веснянка»
  11. Какие вы молодцы!
  12. А сейчас встанем за столы: у вас лежат карточки, фишки.
  13. Ваша задача: определить нужный звук в данных словах

Р – Родина         ветер        грач

Ш – школа        шапка        машина

О – солнце        окно

Н – весна                небо

  1. Деление на слоги:
  2. Дерево, май, подснежник, бабочка.
  3. Придумайте слова со звуком
  4. С  -  Я          - (ответы)
  5. А сейчас мы поработаем по карточкам                 (из игры)
  6. Дети, подойдите к березке, а рядом лежат карточки с изображением перелетных птиц.
  7. Как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются?         (ответы)
  8. Чем они заняты, когда возвращаются?         (ответы)
  9. А легко строить гнезда?         (ответы)
  10. Вот сейчас вы превращаетесь в перелетных птиц, закройте глаза.
  11. Ты в кого превратилась?
  12. А ты в кого? (Всех спросить)
  13. (Дать детям прищепки,  ими берут веточку и несут к березе, строят гнездо, птичка говорит им спасибо)
  14. А сейчас я вам загадываю загадки о птицах, а отгадку вы ищите среди карточек, относите к березе карточку.
  15. Есть на дереве дворец,

Во дворце живет (скворец)

  1. Всех прилетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне скачет

А зовется птица         (грач)

  1. Спереди шильце, сзади – вильце

Сверху – синее луконце, снизу – белое полотенце          (Ласточка)

А вот стихи о птицах:

«Ласточка»

«Жаворонки»

Физкультминутка:

«Летела кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду.

И кричала «ку-ку-мак». Разжимай один кулак.

  1. Составление рассказа «Как солнце весне помогало?»
  2. А сейчас вновь пойдем к солнышку и сядем.

Каждый должен сказать: за что любит весну и вытянуть лучик.

«Я люблю весну за веселую звонкую капель. Я люблю весну за …. (ответы)

  1. К нашему письму были приложены маленькие солнышки. Это солнышки – волшебник благодарит вас за то, что вы так много знаете о весне и любите это время года.

(всем вручить солнышко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях ...

Формат #Сидим дома с пользой. Занятие по развитию речи «Дикие животные весной». Для детей младшей группы.(20 -24 апреля)

Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о диких животных.: • -Закреплять характерные признаки весны, представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных. З...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна» с детьми старшей группы

Конспект занятия по равитию речи для детей с ТНР по теме "Весна"...

Открытое занятие по развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в старшей группе на тему "Весна пришла"

Открытое занятие по развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в старшей группе на тему "Весна пришла"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»

Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи.  Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...