Интеллектуально-экологическая игра Что,Где,Когда? «Знатоки природы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бокова Ольга Вадимовна

Данное занятие в творческой форме направлено на систематизацию и обобщение представлений о живой природе, на развитие связной речи  и правильное использование грамматических форм,.Кроме того, занятие способствует   развитию  интереса  детей к представителям флоры и фауны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualno_-_ekologicheskaya_igra_chto_gde_kogda.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                             Детский сад № 104 комбинированного вида

                               Московского района  Санкт – Петербурга

                                                 Конспект        

                         Интеллектуально -  экологической  игры

                                          Что? Где? Когда?

                                         Знатоки природы

                          Направление познавательно – речевое

                                Для детей подготовительных группы

                                                                                            Подготовила  

                                                                                             воспитатель

                                                                                            Бокова Ольга Вадимовна


                                                   Санкт – Петербург

                 

                         Интеллектуально -   экологическая игра

                                         Что? Где? Когда?

                                        «Знатоки природы»

Задачи:

Образовательная область «Познание»

- Систематизировать и обобщить представления о живой природе;

- Формировать  познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

- Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

- Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

 - Воспитывать умение выслушивать других детей;

- Развивать интерес к различным представителям животного и растительного    мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Безопасность»

-  Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе.

Материал: волчок со стрелкой, стол круглый, или столы поставленные в круг, стулья для участников команды, конверты с заданиями, буквы: З,Е,М,Л,Я; CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы болотной, утки, вороны, дятла, сороки. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик. 2 листа ватмана формат А -1, цветные восковые мелки. Веселая музыка на усмотрение педагога, под которую дети будут рисовать.

Предварительная работа: НОД по знакомству детей с природой родного края; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; составление энциклопедии совместно с родителями о редких животных; оформление выставки поделок из природного материала.

Ход игры:.

Ведущий: Здесь знает каждый, ты и я,

                  Природу обижать нельзя!

Наша планета Земля – прекрасна, она полна чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, рыбы, растения, насекомые, всем им должно быть хорошо. Но, к сожалению не все замечают красоту окружающего нас мира природы. Гибнут растения, исчезают животные. Мы жители планеты Земля должны любить, беречь и охранять природу- дом в котором мы все живем. Беда пришла и на  нашу Землю! Я думаю, мы должны помочь. Сегодня мы проведем  интересную и познавательную игру. Правильно выполняя задания и правильно отвечая на вопросы, мы с вами соберем слово из букв, а также в будущем поможем сберечь и приумножить природные богатства, потому что вы много знаете о природе и любите ее. Итак, начинаем игру в нашем клубе знатоков природы Что? Где?  Когда?

 Путем жеребьевки выбираются участники команды (6-8чел.), остальные болельщики. Ведущий объясняет правила игры: с помощью волчка выбираем конверт . В конверте вопросы. Команда отвечает на вопросы. Если на все вопросы даны правильные ответы, команда получает букву из конверта. Когда закончатся все конверты, на все вопросы будут получены ответы, у команды будет пять букв, из которых мы составим слово. Если команда, вдруг не сможет ответить на какой – то вопрос, ей смогут помочь болельщики. Для болельщиков тоже приготовлены задания. Они также лежат в конвертах. Так что никому скучать не придется.  Итак  крутим  волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Конверт № 1 «Наши друзья птицы»

Вопросы:

1 Пингвин – птица или нет? (да)

2 Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом)

3 Для чего птицам нужен хвост? (используется вместо руля)

4 где зимой вороны спят? (на деревьях, в садах, на улицах)

5 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?( кукушка)

6 Перед какой погодой птицы перестают петь?(перед дождливой)

7 Какую птицу называют крылатой кошкой? (сову)

8 Назовите три домашние  птицы,  четыре лесные птицы, три городские птицы

9 Дидактическая игра «Узнайте птичку по голосу» звучат голоса птиц: совы болотной, дятла, вороны, сороки, утки. Дети угадывают.

После ответов на вопросы детям отдается первая буква «З».

Ведущий: теперь проведем конкурс для болельщиков. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу должны захлопать в ладоши и затопать поправить меня.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают и топают)

Что неправильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы. Аисты. Вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби. синицы, галки и стрижи, комары, чижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи.

Молодцы болельщики не подвели команду, справились с заданием. Хорошо ребята вы оказались настоящими знатоками птиц.

Крутим волчок дальше.

Конверт № 2. «Загадочный лес»

Вопросы

1 Отгадайте загадку. Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

2 Какие животные живут в наших лесах?

3 Лев – дикое или домашнее животное? Почему?

4  Чем питается медведь, когда спит?(запасом жира)

5 Кто может пить ногой? (лягушка)

6 Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

7 Где живет в лесу белка? (в дупле)

8 Назовите животных хищников(волк, медведь, кабан, тигр, гепард, ягуар ит.д.)

После ответов на вопросы детям дается вторая буква  «Е»

Далее ведущий проводит игру на внимание с болельщиками.

Ведущий: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите «Да», а если плохо – то все вместе говорите «Нет». Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок  не пеньке оставлю.? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду?(нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

Ведущий: Молодцы. Все вы знаете,  что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Далее ведущий  проводит динамическую паузу для всех детей.

Ведущий:

Вы ребята пришли на лесную поляну. Скажем вместе и выполним упражнение

Здравствуй лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты в право, влево с вытянутыми в стороны руками)

Ты о чем шумишь листвою,

 Ночью темной, грозовою? (руки подняты вверх. Дети покачиваются вправо, влево)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо, влево)

Все открой – не утаи! (широко развести руки в стороны)

Ты же видишь (прижать ладони к груди)

Мы – свои! (широко развести руки в стороны)

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары (имитируют укусы комаров)

Дальше по лесу шагаем ( маршируют)

И медведя мы встречаем (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Снова дальше мы идем (маршируют)

Перед нами водоем (руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее! Раз-два, раз-два! (руки на поясе, прыжки вперед, назад)

Позади теперь вода ( маршируют)

Ветер дует нам в лицо (руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо ( руки поднять вверх. Покачивание вправо – влево)

Ветер тише-тише-тише (приседание руки опускают вперед)

Деревцо все выше – выше (поднимаются на носочках руки поднимают вверх)

Молодцы ребята.

Крутим волчок дальше

Конверт № 3 «Растения наши друзья»

1 Трава которую и слепой знает. (крапива)

2 Лекарственное растение. Которое используется при головной боли, глазных заболеваниях,  а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

3 Если это растение приложить к ранке, она быстрее  заживет. (подорожник)

4 Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем, и в сушеном виде. (малина, шиповник)

5 В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)

6 Как называются цветы, которые растут в саду? (садовые), на лугу? (луговые), в поле? (полевые), В лесу? (лесные).  Назовите хотя бы одно растение: луговое, лесное, садовое, полевое.

7 Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? ( земля, вода, воздух, тепло, забота людей)

8 Назовите каждый любой цветок который вам больше всего нравится.

После ответов на вопросы ведущий дает команде третью букву «М»

Далее проводится Дидактическая игра с болельщиками.

Ведущий показывает изображение цветов, дети подбирают красивые слова к цветам.( Например: белый, розовый, голубой, синий, лиловый, желтый, зеленый, нежный, душистый, ароматный, золотой, лучистый, веселый, нарядный, красивый и т.д).

Молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Крутим волчок дальше.

Конверт № 4 « Знакомые и незнакомые насекомые».

1 Почему насекомых так называют? (на брюшке есть насечки)

2 Назовите как по внешнему виду узнать насекомое? (есть голова, брюшко, на голове глазки и усики. шесть ног. есть пара или две пары крыльев)

3 Куда деваются насекомые осенью?(некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают)

4 Назовите самое трудолюбивое насекомое? (муравей)

5 Какую пользу приносят земляные черви? (рыхлят землю)

6 У кого уши на ногах? (у кузнечика)

7 У кого самый чуткий нос? ( у бабочки)

8 Есть ли у комара зубы и,  если они есть сколько?  (двадцать два)

9 Как можно оберегать насекомых? (не ловить, не давить, не трогать)

10 Послушайте запись со звуками насекомых и угадайте их.

(включается запись со звуками: пчелы, комара, кузнечика)

Молодцы, вот вам четвертая буква «Л»

Теперь игра с болельщиками.

Я буду загадывать загадки, вы отгадывать.

1 Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком- он поделится медком. (пчела)

2 Не зверь, не птица – нос как спица. (комар)

3 С ветки на тропинку, с травки на былинку

  Прыгает пружинка – зеленая спинка (кузнечик)

4 Волосата, зелена, в листьях прячется она.

   Хоть и много ножек, бегать все равно не может.( Бабочка)

Молодцы, хорошо.

Поиграем в игру « Кузнечики» Дети выполняют движения под текст.

Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг - скок! Прыг – скок! Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем, тишину послушаем.

Тише, тише! Высоко прыгай на носках легко!

Молодцы, хорошо справились и с этим  заданием.

Крутим волчок.

Конверт № 5 « Решение ситуаций»

1 Гуляли по лесу Аня  и Алеша с родителями и увидели большой муравейник. «Давай посмотрим, что там внутри муравьиного дома», -  сказал Алеша.  «Давай, сказала  , -  Аня. Они взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи умели говорить, они сказали бы вам, что…» Что сказали бы муравьи?

2 На день рождения Кате подарили щенка. Наконец – то сбылось ее  мечта! Она так долго уговаривала родителей купить ей щенка или котенка. И вот наконец у нее появился друг, щенок по имени Верный. Катя первое время играла и гуляла с ним, кормила его. А потом у Кати появилась говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, она сказала маме: «Больной собаке не место в доме». Правильно ли поступила девочка?

Ведущий: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились успешно. Вот вам последняя буква  «Я».

 Какое слово у нас получится, если сложить буквы.(дети из букв складывают слово и читают)

Ведущий  Правильно слово «Земля». Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашего родного края и нашей планеты Земля. Сегодня у нас нет проигравших, все в выигрыше. Благодарю вас за участие в игре. Послушайте стихотворение о нашей планете.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим мы Землю садами, цветами –

Такая планета нужна нам с вами.

Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать. Ребята, вы помните, мы начали с того, что наша планета Земля в опасности. Осталось только одно последнее задание для всех. Будем рисовать мелками нашу любимую Землю и всех, кто на ней живет. (Дети под руководством педагога рисуют. Звучит веселая музыка).

Рисунок детей с изображением планеты Земля оставить на время в зале, чтобы дети других групп могли просмотреть и полюбоваться.

      Список  используемой литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год
  3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  издательство Детство Пресс 2008 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуальной игры в старшей группе "Знатоки природы".

Ознакомление дошкольников с природой родного края через нетрадиционные формы работы....

Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»

Игра для детей старшей и подготовительной группы....

Конспект интеллектуальной игры в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: Обобщить знания детей классификации животных: хищники, травоядные, всеядные,  о пищевых цепях.Задачи: расширить экологические знания детей о представителях экосистемы лес, их многообр...

Игра - викторина по экологии "Знатоки природы"

Игра - викторина по экологии "Знатоки природы"...

Квест – игра для старших дошкольников «Знатоки природы»

Данное мероприятие    развивает у детей познавательный интерес, воображение, логику, внимание; воспитывает ответственность за личную безопасность, уважение друг к другу, умение работать в ко...

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы»

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Цель:Обобщение и закрепление знаний детей.Задачи:Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению им...