нод по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvukovaya_kultura_rechi.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук [л].
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции:

а) губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами);
г) участвует голос. Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок;
д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.
3. Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки к упражнениям.
  2. Картинки: лампа, ласточка, ландыш, юла, пила, халат, лошадь, ложка, лук, лужа, луна, тулуп, желудь, голубь, малыш, вилы, бокалы, столы, клубок, клубника, пенал, волк, флакон, плот, слон, клумба, булка, бутылка, ёлка, сёл, дятел, козёл, индюк.

Ход занятия:
Сообщение цели
Загадка:
Характер мой гадкий,
Я вырос на грядке.
Куда ни приду
Всех до слёз доведу. (Лук).
С какого звука начинается слово лук?
Сказка «Весёлого язычка».
Однажды Язычок сидел дома. Открыл он свой домик и стал смотреть во двор. На дворе важно гулял большой индюк, а Вова его дразнил (показ картинки). Он махал перед индюком красным флажком. Вдруг индюк надулся и сердито заклокотал: «бл-бл-бл» (воспитатель показывает клокотанье индюка: надувая щёки, быстро делает лакательные движения с включением голоса), Вова испугался индюка и убежал.
Попробуйте вместе со мной поклокотать.

Артикуляция звука.
«Попробую я тоже спеть песенку индюка» - сказал Язычок. Он надул щёки, забегал взад-вперед и заклокотал, как индюк: «бл-бл-бл».
Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». Эта песенка похожа на песенку индюка, сказал Язычок, Такая песенка слышится в речи людей, Она звучит твёрдо.

Споём вместе «л-л-л» и посмотрим в зеркало, что делают губы. Зубы, язычок, когда мы произносим звук л. Как проходит воздух, когда произносим звук л? Есть ли в горлышке голосок, когда произносим звук л? Закрепление произношения звука л в играх «Пароход» и «Самолет летит».
Какой звук л? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук л согласный? (Потому что воздух не проходит свободно, встречает преграду язычок). Почему звук л звонкий? (потому что в горлышке есть голосок).
Дидактическая игра «Поймай звук».
Хлопнуть в ладоши на звук л.
Выделение звука [л] среди звуков. Р, н, л, р, л, л, й и т.д.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори».
Ла-ло-лу, лу-ло-лы, лы-ла-ло, клу-клы-кла, пла-плу-плы, сла-сло-слу и т.д.

Дидактическая игра «Что я видел?»
На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 картинок (лампа, ласточка, ландыш, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, ландыш, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.
       
Физкультминутка.
Дети садятся на пол друг за другом и гребут вёслами.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, лодка весело плыла.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло, поднимаем мы весло.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы, наши песни всем слышны.
Дидактическая игра «Я начало, ты словечко».
Ла – лапа, лу –лужа, лы – лыко и т.д.

Дидактическая игра «Пила».
Дети парами взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:
Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала, Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Заучить:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

Итог занятия:

  1. Какой звук мы учились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [л]?
  3. Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...