Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми с ОВЗ для развития речи.
статья (развитие речи) на тему

Прохорова Юлия Васильевна

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми с ОВЗ для развития речи.

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно- обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого - создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

        

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Целью применения ИКТ на занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития  детей.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

Формирование психологической готовности к обучению в школе.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Формирование способности принимать решения.

Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.

Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.

Развитие волевых качеств

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Области применения ИКТ для развития дошкольников.

а) Использование глобальной сети Интернет.

б) Использование компьютера для ведения документации.        

в) Использование развивающих компьютерных программ.

г) Использование компьютерных презентаций на занятиях.

д) Использование интерактивной доски на занятиях.

е) Использование компьютера для диагностики детей.

  Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

   

Каждое занятие должно быть комплексным, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы:

Формирование произношения.

Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Развитие связной речи.

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

   

На  занятиях для развития речи можно использовать следующие обучающие игровые программы:

"Игры для Тигры".

Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

«Развитие речи»

Программа содержит четыре раздела:

Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)

Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)

Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)

Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

«Азбука малышка» с тетушкой Совой.

(Этот увлекательный фильм поможет  детям  в игровой и ненавязчивой форме легко усвоить алфавит и выучить веселые стихи. Фильм построен на коротких уроках, которые дает своим маленьким зрителям тетушка Сова - кукольная героиня - в специально оборудованном "лесном классе". Рассказ о каждой букве алфавита сопровождается веселым стихотворением и мультиком, который выполнен в стиле рисованной анимации "а-ля Дисней".  Чтобы дети  не устали от "урока", тетушка Сова объявит переменку и: мультфильм! Выполненные в технике красочной, полноценной анимации, мультфильмы из сериала "Детские фантазии" ).

«Учим буквы»

( «Учим буквы» даст возможность детям легко, без особых усилий с вашей стороны, начать обучение чтению и письму - ведь каждая буква алфавита демонстрируется на экране, и дети  легко запоминают  ее внешний вид! И сколько счастья будет, когда дети, выучив азбуку, с вашей помощью прочтут свой первый рассказ)

        

«Гарфилд малышам»

«Подготовишка»

«Читаем сами»

Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Можно  создать собственные компьютерные презентации Microsoft  PowerPoint  разработанные с учетом особенностей развития детей.                Технология создания презентаций в программе Microsoft  PowerPoint  не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу.

При использовании презентации педагог  может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами.

 

                    Информационные ресурсы:

1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.

2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

3. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

4. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.

5. Кузьмина е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

6. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009

7. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.

В системе Интернет имеется много чрезвычайно полезных  для работников системы дошкольного образования ресурсов:….

Интернет-ресурсы:

http://www.kremlin.ru/

- сайт Президента России

http://doshvozrast.ru/index.htm

- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»

http://moi-detsad.ru/

- «Все для детского сада».

http://lekoteka.ru/

- «Лекотека».

http://www.menobr.ru/materials/35/

- «Менеджер образования – аттестация педагогов»

http://beautiful.all.ru/Skazki

http://hyaenidae.narod.ru/

http://www.tale-store.ru/russkie-narodnye-skazki

- Русские народные сказки

http://prodetsad.spb.ru/konspekty/derevya_-_zanyatie_v_usloviyah_fgt__-_kompyuternyie_tehnologii_v_dou.html

-конспект занятия с использованием ИКТ – 4-5 лет. «Деревья»

http://detsad-kitty.ru/

http://viki.rdf.ru/cat/bukvi_chtenie/

http://festival.1september.ru/articles/subjects/32

http://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml

http://www.deti-66.ru/forteachers/kindergarten.html    раздел детский сад

http://www.bedtimestory.ru/    коллекция аудиосказок (можно скачать)

http://classic.chubrik.ru/    портал классической музыки для детей

http://www.murzilka.org/igrodrom/games/787/     журнал Мурзилка игры

http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/284-glenn-doman-knigi-kartochki

Глен Доман.

(ФГТ) Требования к информационно-методическому обеспечению включают:

 Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

управлять образовательным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;

проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;

Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

1.Компетентность в области компьютерной грамотности

С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, в 2010 году я прошла обучениепо новому курсу Программы Intel «Обучение для будущего» «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (Приложение 2).

2.Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе.

а)Санитарно-гигиенические требования.

б) Технические, эргономические и эстетические требования

а

Согласно действующим санитарно – эпидемиологическими нормами занятия на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:  

для детей 6 лет I-II групп - 15минут в день; здоровья

для детей 6 лет III группы - 10 минут вдень; здоровья

для детей 5 лет I-II групп - 10 минут в день; здоровья

для детей 5 лет III группы - 7 минут в день; здоровья

для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;

для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня - оптимальна;

вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

   В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

б

Создание  презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

  Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание  на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

   Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.  

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

«Использование интерактивных технологий в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс ДОУ ИКТ для эффективной работы  с детьми, имеющими особенности речевого развития.Введение.Стремительный рост информационного потока, разви...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....