Педагогическая разработка по теме "Использование новой технологии СИНКВЕЙН в работе с детьми детского сада по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Куфтырева Ольга Валерьевна

Предназначин для формироания правильной речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск

Челябинской области

Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110

тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru

ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001

Педагогическая разработка

проектной   деятельности

 в старшей (разновозрастной) группе

по теме:

Использование новой технологии « СИКВЕЙН» в  работе с детьми детского сада по развитию речи.

              Куфтырева Ольга Валерьевна

воспитательпервой квалификационной категории

  МДОУ № 8 «Ягодка»

                                      Катав-Ивановского муниципального района

Катав-Ивановск

2021г.

Рассмотрена на заседании

Педагогического совета протокол № от ____________________

Заведующий------------------

С.С. Подшивалова

Составлена в соответствии с Положением о конкурсе методических разработок в МДОУ

Детский сад№8, утвержденным

 приказом №    от 09.02.2021г

С.С.Подшивалова

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………..4

2.Педагогическая разработка……………………………………………....5-9

3.Заключение………………………………………………………………..9

4.Литература………………………………………………………………...10

5.Приложение……………………………………………………………….10

  1. Введение

   Педагогическая разработка по теме «Использование новой технологии СИВКЕЙН с детьми детскогосада по развитию речи»разработана для формирования у детей:

-Правильной, связанной речи;

-Уточнение, расширение, активизация словаря старших дошкольников;

 -Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; предложение;

 -Закрепляется умение составлять предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

- Дети учатся выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Эта тема соответствует поставленным задачам по реализации программы ФГОС ДО .

   Педагогическая разработка состоит из трех частей.

   Первая часть. Подготовительный этап.

 Включает в себя: составление перспективного плана, конспектов, обсуждение с родителями проекта, подбор литературы, иллюстраций, сбор информации из разных источников.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

   Вторая часть.Основной этап.

Включает организацию речевых  игр, НОД, консультации для родителей,,инновационные методы работы, составление картотеки, компьютерные технологии.

   Третья часть. Заключительный этап.

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов.

Оформление результатов проектной деятельности (презентация).

   Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов детских садов, родителей, младших и старших дошкольников.

2. Педагогическая разработка.

Использование новой технологии « СИКВЕЙН»

в работе с детьми детского сада по развитию речи.

1.Оглавление:

1.1.Паспорт проекта.

Вид проекта: информационный

Тип проекта: познавательно- речевой

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

1.2.Актуальность.

1.3. Цели.

1.4. Задачи.

1.5.Введение.

Глава 1.Синквейн — игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

1. 1 Что такое синквейн?

1. 2 Алгоритм составления синквейна.

1. 3 Составление синквейна при помощи символов.

 

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми

1.6.Заключение.

2. Список литературы.

3. Приложение.

  1. Актуальность.

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

1.3.Цель:

развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

1.4.Задачи:

-закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;

-научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;

-учить выделять главную мысль, классифицировать,  автоматизировать корригируемые звуки речи;

-пополнять и активизировать слова;

-формировать умение кратко пересказывать текст;

-обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм.

1.5.Введение

Глава 1.Синквейн — игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

1. 1. Что такое синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

модель

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

1. 2 Алгоритм составления синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья».

Береза.

Тонкая, белоствольная.

Растет, зеленеет, радует.

На берёзе растут почки.

Лиственное дерево.

3 Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна:

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое?)

Слово – действие (что делает?)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

На доске Используя дидактическое пособие

(елочка с кармашками)

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми

1. Тема «Игрушки».

Зайчик

Белый, мягкий

Сидит, умывается, грызет

Зайка любит морковку.

Игрушка

2. Тема «Деревья».

Ель

Высокая, стройная

Качается, колется, растет

У ели колючие иголки.

Дерево

3. Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

  1. Заключение

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

4.Список литературы:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

5.Приложение.

(Приложение1, Приложение 2)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Педагогическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»...

Конспект НОД с детьми 3-4 лет в младшей группе детского сада ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "Путешествие по сказкам"

В данном материале многие заинтересованные пользователи смогут найти для себя не только полезный конспект занятия по развитию речи в младшей группе (который был одобрен экспертом), но и массу полезных...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в детском саду»

Сохранить здоровье ребёнка -- главная задача, стоящая перед персоналом детского сада. Музыка -- это одно из средств физического развития детей. Привычные виды музыкальной деятельности можно разработат...

Методическая разработка: "Мастер-класс для педагогов по организации в группе детского сада центра развития образной речи"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с ваиантом организации центра развития образной речи как элемента предметно-пространственной среды группы детского сада....

Доклад на тему "Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников" (выступление на районном методическом объединении, 2023г.)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, к...