Развитие речи у детей
статья по развитию речи на тему

 


В настоящее время внимание многих физиологов, психологов и педагогов во всём мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к.  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития.

 Ребёнок рождается с уготованной природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы, присущий только человеку. Но навыки и привычки не передаются по наследству, также как и речь ребёнка не является врождённой способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни  и до трёх лет), то человек, как правило, остаётся неполноценным в течении всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удаётся.

 

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте (от рождения до 3-х лет). Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась до 26-36%.         Сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в речевом и психическом развитии.

   Патология, перенесённая ребёнком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы.

  Причинами, вызывающими ПЭП, могут быть неблагоприятные воздействия на плод  в период беременности,  различные родовые травмы; тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем возрасте, вызывают риск возникновения у детей нарушений в развитии.

  Ведущим патогенетическим звеном развития перинатальной энцефалопатии является гипоксия плода и новорожденного, приводящая к отёку мозга, нарушению гемодинамики различной степени тяжести. Диффузность поражения и генерализованный характер реагирования центральной нервной системы крайне затрудняют диагностику на ранних этапах, ПЭП на последующих этапах онтогенеза вызывает самые разнообразные функциональные и структурные нарушения нервной системы, обуславливающие развитие ДЦП, гидроцефалии, эпилепсии, минимальной мозговой дисфункции, нарушений и задержки психического развития.

   ПЭП к концу первого года жизни снимается как диагноз, т. к. выраженных нарушений не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20% детей.  Но длительные наблюдения показывают, что  эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: СФД, ОНР, алалии, ФФН.

  Особенно прогностически  неблагоприятной группой являются дети с недоношенностью, осложнённой ПЭП.

   Учёные института коррекционной педагогики РАО (Малофеев Н.Н., Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А.) , разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи:

- скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах;

-расширение деятельности кабинетов здорового ребёнка в детской поликлинике;

-целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребёнка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога.

С этой целью в условиях детской поликлиники разработаны  методические рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей в возрасте 1-3 мес., 4-6 мес., 6-11 мес., 10-12 мес.

Разработанные рекомендации адресованы родителям с целью активизации участия матери в процессе воспитания ребёнка, динамического наблюдения за развитием ребёнка, соотнесения показателей психомоторного развития ребёнка с нормативными показателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПЕРИОДЫ РАННЕГО ДЕТСТВА

Первый год жизни ребёнка рассматривают как доречевой период.. Он является подготовительным в развитии детской речи и разделяется на четыре этапа.

 

Период младенческих криков и развитие эмоционально-выразительных реакций (0 мес. -3 мес.)

Первый крик ребёнка возникает как компонент стволово-подкорковой оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Падение степени насыщения крови кислородом (химический фактор) «включает» врождённые синергии (сложные двигательные координации)дыхания, а падение температуры тела (физический фактор)-такие же врождённые синергии мышц тела и конечностей: возникает генерализованное тоническое напряжение мышц ребёнка с беспорядочными движениями рук и ног. Врождённые синергии терморегуляции, дыхания, а также сосания, глотания, кашля, зевоты, рвоты, мочеиспускания и т.п. служат целям взаимодействия организма с факторами внешней среды, но факторами ещё не социальными, а физическими и химическими.

Младенец кашляет и чихает, чтобы удалить чужеродное тело из верхних дыхательных путей, посредством рвоты извергаются вредные физические и химические агенты из желудка, а посредством сосания и глотания физические продукты и химические вещества, наоборот, вводятся в желудок. В перечисленных синергиях скоординированы в едином поведенческом акте, с одной стороны, движения гладкой мускулатуры внутренних органов, а с другой стороны, движения поперечно-полосатой скелетной мускулатуры.

  Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врождённых синергий терморегуляции и дыхания; вначале она обслуживает оборонительное поведение ребёнка. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательных синергий младенца отсутствует, т.е. одного дыхательного фактора недостаточно для голосообразования. В литературе  существуют  две концепции голосообразования: миоэластическая (аэродинамическая) и нейромоторная .  Согласно первой концепции0 звуковая волна возникает вследствие вовлечения сомкнутых краёв голосовых связок в колебательное движение под воздействием под воздействием прорывающегося сквозь них воздуха из лёгких.

Этой миоэластической концепции противостоит нейромоторная   концепция, по которой колебательные сокращения голосовых связок осуществляются под управляющим воздействием импульсов ц.н.с.  

Итак, условия, необходимые для голосообразования, возникают в период новорожденности,  когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы  изменяются                                    физические свойства мышц тела и возрастает объёмная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Стечение этих случайных факторов систематически получает положительное подкрепление, ибо, реализуясь в крике, они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний  младенца. Соответственно нервные импульсы к различным мышечным группам, породившим голосообразование, получают с каждым новым криком всё более устойчивую системную координацию, начинает формироваться специфический функциональный механизм голосообразования с его двумя аспектами: аэродинамическим и нейромоторным.   А.Н. Гвоздев описывал крики новорождённых как выдыхания при суженной голосовой щели при более или менее раскрытой полости рта, вследствии чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Раствор рта при этом непрерывно меняется, вместе с тем меняется и качество звука: получаются скользящие переходы от более широких звуков к более узким и, наоборот, смыкание и захлопывание рта вызывает впечатление смычных согласных.    

 

Со второй-третьей недели жизни ребёнок начинает фиксировать взглядом лицо взрослого, а затем и глаза. Взгляд в глаза - первый признак зарождающегося общения. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребёнком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда глаза в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорожденности малыш фактически ещё не является партнёром по общению, и взрослый должен выполнять роль обоих партнёров. Адресуя ему ласку, чуткость к сигналам дискомфорта, взрослый «погружает»  малыша в поток общения. Так и появляется потребность в эмоциональном общении.  При правильном воспитании малыш к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого не только замирает, глядя ему в глаза, но и улыбается. Такая осмысленная улыбка, адресованная конкретному взрослому - очень важный момент в психическом развитии ребёнка. А такая улыбка называется «социальной» и это свидетельствует о зарождении потребности в общении.

 

 

Период гуления (3-6 месяцев)

В 3-4 месяца у ребёнка появляются короткие звуки-гуканье и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определённую интонацию, с их помощью ребёнок привлекает внимание взрослого. Прежде всего дети усваивают  и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Полноценное общение с ребёнком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухо-речевого анализатора ребёнка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор. Некоторые учёные считают, что лепет, развиваясь на базе врождённых инстинктивных реакций ребёнка-сосания, глотания и др., является автономным и отражает в своём развитии процессы созревания центральной нервной системы. Лепет (по В.И.Бельтюкову) является врождённым процессом, т.е. результатом известных исторически накопленных  речедвигательных реакций человека, переданных ребёнку по наследству и состоит из трёх этапов:

 1 этап - переданная по наследству программа артикуляционных движений  реализуется независимо от слуха ребёнка в виде гуления, лепета;,

 2 этап - в лепет включаются механизмы аутоэхолалии;

 3 этап - в лепет включаются механизмы эхолалии.

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, предшевствует пониманию слов и их произнесению М.И. Асватцатуров выделяет в лепете ребёнка гласные «А», «Э» и их сочетаниями с губными и переднеязычными звуками. Автор объясняет преобладание этих гласных тем, что они наиболее легки для произнесения, т.к. воспроизводятся не с помощью специальных сокращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок. Для произнесения губных и переднеязычных согласных ребёнок также располагает  готовыми механизмами, ибо реализация этих звуков требует работы мышц, учавствующих в акте сосания. В результате совершенствования мышечной работы артикуляционного аппарата ребёнка появляется возможность артикулирования слогов в период лепета: па;  пу;, та.  К шести месяцам кроха начинает обозначать предметы и действия (мам, ба, гу), а к семи месяцам звуками обозначает потребности, действия, явления.

 А.Н. Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как « согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определённые с точки зрения их места образования». По преимуществу эти согласно-подобные компоненты гуления  имеют гортанно-глоточно-заднеязычное  поисхождение, что и отражается в терминах» гукание, воркование, гуление».

 

О сформированности процесса общения   в этом периоде можно судить по следующим признакам:

- взгляд в глаза взрослого, который свидетельствует об активности ребёнка, направленной  на восприятие воздействий взрослого;

- ответная улыбка на обращение взрослого, представляющая собой эмоциональную реакцию, вызывающую удовольствие ребёнка от общения;

- инициативные улыбки и двигательное оживление, сопровождаемые голосовыми звуками-вокализациями. Путём демонстрации своих умений и способностей малыш пытается привлечь внимание;

- стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым (готовность ребёнка перестроить своё поведение в соответствии с поведением взрослого).  

Эмоциональное общение оказывает мощный развивающий эффект. Если же ребёнок испытывает дефицит общения, его психическое развитие отклоняется от нормы. С одной стороны, ребёнок от общения испытывает положительные эмоции, что приводит к повышению общего тонуса организма: ребёнок становится веселее, энергичнее, улучшается его физическое развитие, возрастает сопротивляемость болезням. С другой стороны, в процессе общения малыш осваивает сферу человеческих взаимоотношений. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в сознании  у ребёнка в виде установок,  ожиданий определённого отношения и действий со стороны взрослого. Привязанность ребёнка к тем людям, кто наиболее полно удовлетворяет их потребности, носит название «аффективно-личностных связей» Это проявляется в стремлении к сопереживанию с ним положительных эмоций. Радуясь игрушке, ребёнок не только выражает положительные эмоции, но и адресует их находящемуся рядом близкому человеку, с помощью взгляда приглашая его разделить свои впечатления.

Общение со взрослым оказывает  влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Оно требует от младенца умения распознавать эмоциональные проявления окружающих и совершенствования собственных экспрессий, с помощью которых он выражает своё отношение к взрослым, свои желания и состояния. Во время общения активно происходит предречевое развитие малыша От рождения наделённые избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы должны постоянно слышать речь взрослого, так называемый «беби-ток». Это нежные, высоко интонированные звуки, с отчётливыми акцентами, обязательно с выраженной  адресованностью к малышу.  

Эмоциональное общение влияет и на развитие познавательной активности ребёнка в отношении предметного мира. В процессе общения со взрослым развиваются зрительные действия (фиксация, слежение, рассматривание), слух, движения рук, необходимые для познания предметов.

 При дефиците общения развитие познавательной активности у ребёнка заторможено, он вял, апатичен, не проявляет интереса к окружающим предметам.

 

Период активного  лепета, начало развития понимания речи

(6-9 месяцев)

 

Наиболее интенсивный поток накопления звуков лепета происходит после шестого, в течении седьмого месяца жизни. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с её наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Длина цепочек лепетных слогов в возрасте 8 месяцев максимальна и составляет около 4-5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2-5, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи - 2-3. Наиболее выделенный по своей длительности сегмент цепи характеризуется наиболее чёткой структурой своих шумовых и вокальных компонентов, краткие же сегменты характеризуются относительно стёртой редуцированной звуковой структурой. Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а, а, а) сменяются к 8-9 месяцам цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя, тя, тя) затем в 9-10 месяцев появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те, тя, те).

Не умея произносить слова, карапуз в 9 месяцев понимает более 50 названий предметов и действий с ними. Он откликается на собственное имя; у куклы и у себя показывает руки, нос, головку, носик.

  Малыш  по-прежнему нуждается во внимании и общении со взрослым, но теперь чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Теперь ребёнок стремится  к практическому взаимодействию с окружающими по поводу предметов, он вступает в контакт, чтобы получить желаемую вещь в руки, когда ему требуется помощь, поддержка и одобрение взрослого в своих действиях с предметами. Вот почему этот этап в развитии общения называется «деловым». В этот период ребёнок овладевает  новыми средствами общения. Это локомоторные  и предметные действия, позы, жесты: приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение действий. Малыш показывает желаемое  действие, катая, например, машинку, предлагая завести волчок, подудеть в дудочку. Часто дети выбрасывают игрушки и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Это типичный пример привлечения взрослого к деловому общению.

Сейчас ребёнок может выразить недовольство предложенным взаимодействием (уклоняется от ласки, сердится), обиду и огорчение, если ему не дают какую-то вещь или не удаётся совершить какое-то действие.

  Постепенно ребёнок начинает понимать речь взрослого и использовать для общения лепет

 Примерно к 9 месяцам малыш начинает ориентироваться на оценку взрослого его действий.

 Он может повторить одобряемое и прекращает неодобряемое действие, перестраивает его, радуется поощрениям и огорчается или сердится при порицании, может сделать что-то «назло» вопреки запрету взрослого.

  Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок. Сначала он будет рвать их и мять, но очень скоро он заинтересуется иллюстрациями, если вы будете показывать и называть рисунки.                                                                   Вскоре совместное рассматривание картинок станет  его любимым занятием.

 

Период появления первых слов ( 9 -12 месяцев )

 

 К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Всё это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребёнка.  Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребёнком, мать систематически обращает своё внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями. Ребёнок усваивает эти «эмоциональные метки» предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки слогов, он воспроизводит первые лепетные слова.

  Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва-ля, дя -дя, ба -на -па) При этом один какой-то слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука.

  По мере развития лепета звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляются губно-губные, губно-зубные, альвеолярные, переднее-, заднее-, среднеязычные, фарингальные, носовые и ротовые, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, смычные и щелевые. К концу первого  года жтзни ребёнка появляются первые слова, в большинстве своём состоящие из парных одинаковых слогов: ба-ба, па-па, ма-ма, ля-ля, дя-дя и др.

 Динамика овладения детьми звуковой стороны речи  сравнительно мало изучена. А.Н. Гвоздев приходит к выводу, что усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательного анализатора. Противоположное мнение высказывает Д.Б. Эльконин, считая, что усвоение звуков речи находится в зависимости от их акустических свойств.

 В.И. Бельтюков в результате многолетних исследований делает вывод, что при ведущей роли слухового анализатора для усвоения звучащей речи, конкретная последовательность овладения произношением звуков определяется их артикуляционными способностями, закономерностями развития функции речедвигательного  анализатора. Ход усвоения звуков речи, подчинённый закономерностям развития речедвигательного анализатора, идёт от грубых артикуляционных дифференцировок ко всё более тонким, а усвоение конкретного звука происходит путём постепенного перехода от более лёгкого артикуляционного уклада к более трудному.

   Итак, к концу первого года жизни у здорового ребёнка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребёнок самостоятельно передвигается На этом заканчивается доречевой период и дальше идёт период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Становление речи у ребёнка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. Условные сигналы первой сигнальной системы со всех анализаторов уже в раннем детстве опосредуются речевыми звуками, словами, соединениями слов, т. е. тесно связываются с деятельностью речедвигательного анализатора - главным звеном второй сигнальной системы. (И.П. Павлов, И.А. Сикорский и др.)

При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путём подражания и упрочиваются путём рефлекторного повторения.  - физиологической эхолалии. Для того, чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции.

  Зависимость процессов развития от обучения в раннем возрасте не меньше, чем в дошкольном и школьном, но характер обучающих воздействий здесь иной. Чем младше ребёнок, тем организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, всё больше уступают на задний план, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и других взрослых.

Ребёнок «заражается» эмоцией матери, выражениям которой он умеет подражать. Чтобы возник эффект подражания со стороны ребёнка, мать должна воспроизвести вначале внешние проявления эмоции самого ребёнка,  и тогда эти проявления становятся в его подражательных усилиях более отчётливыми; улыбка делается определённее, а звуки врождённого гукания, а затем и гуления более активными. Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею характерный для раннего возраста эмоциональный социальный контакт.

В интересующем нас раннем периоде развития, протекающем под знаком эмоционального общения ребёнка со взрослым и эмоционального познания в процессе этого общения предметного мира, коммуникативные единицы представляют собой эмоционально-выразительные комплексы, основными компонентами которой являются мимика, жестикуляция, пантомима, выражение глаз и интонации.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...