«Использование условно - схематических изображений в составлении описательных рассказов» в группе старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Андреева Оксана Васильевна

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное дошкольное  образовательное  учреждение

                                                     Детский сад  № 125    г. Тверь

Методическая разработка

по теме:        

«Использование условно - схематических изображений в составлении                             описательных рассказов»  в группе старшего возраста

                                                                                       

     

                                                                                          Составила                                                                                                                          

                                                                                          Андреева Оксана  Васильевна

                                                                                           Должность:   Воспитатель

                                               

                                                            Г. Тверь  2013г.                                                  

      Одна из  основных задач дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т.е. умению                 четко, последовательно излагать свои мысли.  

     Существует  ряд методик развития речи.  

   В первую очередь необходимо обратить внимание на факторы,  облегчающие процесс  становления правильной  связной речи.  Одним из таких факторов является – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.  

  В качестве  второго вспомогательного фактора  выделили - создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов  высказывания, а также т, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться  последующим.

  Мы решили обучать  детей  самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказа по демонстрируемому действию;  по серии сюжетных картин;  по одной сюжетной картине; на основе сравнения предметов; составление  описательного рассказа  о предметах.

   Выделим то, что перечисленными видами не ограничивается  вся работа по  развитию связной речи у детей.  

  У детей  со слабым развитием речи  наибольшие затруднения возникли в последнем  виде рассказывания.

-  самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

- установить последовательность  изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом  рассказа - описания.

Мы задумались,  как помочь детям в решении этих непростых задач. В книге  Л.Н. Ефименковой                         « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985) представлена схема составления рассказа об овощах.  Взяв её за основу, мы несколько изменили символику, увеличили количество пунктов  плана рассказа, а затем разработали  аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде. Одежде, домашних и диких животных и временах года.

Необходимый материал для составления и использования рекомендуемых нами схем.

- лист картона размером 45 на 30 см разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов  либо времён года, о которых надо рассказать).

 Предлагаем вам схемы.

                                                                     

                                                                                   

                                                                                          Описание игрушек

1

2

3

4

5

6

  1. Цвет. В первом квадрате нарисовано  красное, жёлтое, синее и зелёное  цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда  внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
  2.  Форма.  Во  втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть закрывается листом белой бумаги.
  3. Величина.  В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мяч. Детям напоминают,  что характеризуя величину предмета, кроме понятий « большой - маленький», надо использовать понятия « высокий -низкий, «длинный -короткий», « широкий -узкий»,               «толстый -тонкий».
  4. 4. Материал.  На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового  размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки  «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
  5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы отдельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги.  Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались  выбирать из схемы нужные пункты  в соответствии  с особенностями игрушек.
  6. Действия с игрушкой.  Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям  использовать антонимы и другие  приёмы расширения глагольного словаря детей.

Воспитателю не составит труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. К примеру от самых простых (пирамидка, матрёшка, коробка с мозаикой, коляска для кукол и т.п.),  до более сложных (машина, кукла и т.п.) Когда дети освоят хорошо  схему,  можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла.

                                                                   

                                                       

                                                            Описание предметов одежды.

1

        2

3

4

5

6

  1. Цвет.   В квадрате 3-4 цветных  пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.
  2.  Материал:  На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению  с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
  3. Части одежды: изображён сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т.п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей знакомят заранее с названиями всех деталей костюма.
  4. Сезонность одежды. В квадрате нарисовано -  солнце, подснежник, жёлтый лист  и несколько снежинок, которые  символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.
  5. Для кого предназначена  одежда:  Символические изображения  мужчины, женщины, ребёнка.
  6. Действия с одеждой:  Изображена кисть руки с  разведёнными пальцами.

Пример описания платья по этой схеме: Это платье красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по–моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки … и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой….  Носить это платье можно  и зимой, и весной, и осенью ….  Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать ….  Это платье для девочки. А что делать с ним можно?    На вешалку вешать, гладить, если помнётся, а если испачкаешь – постирать.

     

 

                                                       

                                                               Описание предметов посуды

        1

        2

        3

        4

        5

6

  1. Цвет.  В квадрате 3-4 цветовые пятна.
  2. Форма. Начерчено  квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы  с объёмными формами – на листе изображения цилиндра, шара и т.п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
  3.  Величина. Нарисовано -  большая и маленькая посуда.
  4. Материал.  На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки под дерево. Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины  и фарфора - материалов, которые отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная , пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.
  5. Части посуды.  Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т.д.
  6.  Действия с посудой.  Изображена часть руки.

Пример описания чайника:  Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины… и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашку гостям. С этим чайником надо аккуратно… ну… носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.

                                                     Описание овощей и фруктов

        1

        2

        3

        4

        5

        6

  1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.
  2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.
  3. Величина. Изображены 2 контрастные по величине плода, например большое и маленькое яблоки.
  4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
  5. Место произрастания.  Изображено  дерево и грядка.
  6. Как употребляется в пищу. В квадрате изображено тарелка, вилка, ложка и нож. Проводится предварительная работа по уточнению с детьми, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят и т.д.
  7. Пример рассказа. Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и маленькая. По вкусу она немного горькая. У неё много одёжек и все без застёжек. Едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит.  Ещё варят борщ и начинку делают в пирожки.

                                                                     

                                                                      Описание времён года

Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателем на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт , слова, обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т. п. – необходимо повторять,  чтобы они вошли в словарь ребёнка.

        

                

                        

  1. Солнце. На первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т.п.
  2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т.п.
  3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нём. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая или на ней появляется первая травка и т.п.
  4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т.к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года.
  5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.
  6. Звери. Нарисованы контурно два знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.
  7. Птицы. Изображены контурно два знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.
  8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года.

Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Список использованной литературы:

  1.  Л.Н. Ефименкова   « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима»  в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...

Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...

Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

Статья  предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....

Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)

Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план....

Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: пр...

Мнемотехника для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста....