"Я люблю поговорить"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Консультации для родителей по развитию речи малышей: развитие звукопроизношения, учим малыша разговаривать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_lyublyu_pogovorit.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

"Я люблю поговорить..."

               "Что посеешь, то и пожнешь"

"Корень учения горек, а плоды его сладки"

"Умела дитя родить - умей и научить"

(Русские пословицы)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и детям. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Для того, чтобы овладеть языком (понимать и общаться на нем) ребенок должен во-первых, находиться в так называемой "языковой среде" - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка - слова."Критическим" периодом развития речи ребенка являются первые три года. К этому времени он овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Для профилактики задержки речевого развития или ее преодоления работа должна проводиться в комплексе. В последнее время доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков имеет исключительные значения для формирования речи. Связь функции кисти руки и речи оказывается настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром. Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя "подделываться" под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью - так называемые речевые ситуации:

1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.

2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова - "му-му", собака - "ав-ав", кошка - "мяу-мяу" и др.

3. Постепенно, вытесняя из речи ребенка звукоподражания,  учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком нужно о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, формируя у него связь между словами и предметом, словом и действием.

4. Вызвать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: "Это кошка", а показывать собачку. Развитию речи способствует чтение стихов, сказок, потешек. Занятия рекомендуется проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

5. Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: "Как тебя зовут?". Произносите его имя. Повторите много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: "Как тебя зовут?". Время от времени задавайте ему этот вопрос, и до тех пор, пока он не научиться произносить самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда разговариваете, играете с ним.

6. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он хочет или что он делает.

7. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

8. Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. Не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, развивается голос, дыхание, улучшается подвижность артикуляционного аппарата.

9. Знакомить малыша с новыми предметами можно в игровой форме. Покажите игрушку и назовите ее: "Это петушок", а затем быстро спрячьте и спросите ребенка: "Кто это?".

10. Показывайте детям картинки, на которых изображены действия, совершаемые животными, людьми: собака бежит, кошка ест, малыши играют. Следует обращать внимание ребенка на эти действия, предложить назвать их.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Как (развести руки)  у нашего (руки к себе)  кота (ушки над головой) шубка очень хороша (повернуться похваляясь вправо, влево),

Как у котика (ушки над головой) усы (пальчиками провести над верхней губой) удивительной (покрутить пальчиками) красы (гордо распрямиться), глазки смелые (показать пальчиками глазки), зубки белые (показать улыбку).

Соблюдая эти условия, взрослый стимулирует развитие активной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

50 способов сказать детям "Я тебя люблю!" 50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»

1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидала!5. Лучше, чем все кого я знаю!...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

"Я люблю поговорить!"

практический материал для родителей...

Праздник к Дню Матери в первой младшей группе «Очень маму я люблю, Очень бабушку люблю».

Праздник к Дню Матери в первой младшей группе «Очень маму я люблю, Очень бабушку люблю»...