"Через игру к творчеству"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Кондрашова  Лариса  Николаевна

 

Для ребенка до пяти лет игра является основным спосо­бом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наи­более естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объек­там. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффек­тивный и значимый, чем простое объяснение или поучение.

 «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощу­щениями вообще» (К. Д. Ушинский).

По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра ото­двигается на второй план и в большинстве случаев носит раз­влекательное назначение.

Многие привыкли считать игру одной из форм организа­ции досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистич­ными, агрессивными. Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас».

 «Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер).

Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отно­шение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра явля­ется частью национальной культуры многих народов, развива­ет творческие способности и фантазию.

Однако не все игры, которые предлагает современное об­щество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие с Айболитом»

 Программное содержание:

- научить детей решать проблемные ситуации и анализировать предстоящие трудности;

- развивать умение пользоваться собственным опытом в решении проблемных ситуаций  и         путем обобщения различных вариантов, находить правильное решение;

  - развивать речевую активность и логическую последовательность;

 - формировать творческое мышление;

  - воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.

Материал: игрушка–кукла Доктор Айболит; телеграмма с заданиями; призы;  развивающие игры: «Разгадай код» «Сложи узор», «Соберём рюкзак», «Животные Африки», «Слуховой диктант», «Эстафета дружбы», простой  карандаши, фломастеры, лист бумаги, набор геометрических фигур.

Предварительная работа:

- чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит»;

 -заучивание наизусть некоторых фрагментов сказки;

-«придумай сюжет по условию» (как ты будешь играть, если в твою семью приедет Доктор Айболит);

-аппликация  «Животные Африки».

Словарная работа : объяснить значение слова «код».

Ход

- Ребята, пока мы завтракали,  нам принесли телеграмму. Давайте  посмотрим, от кого она. Воспитатель читает телеграмму: кому  детям группы №6, д/с №5 «Семицветик», от кого от Гиппопотама.  

«Приезжайте, дети,  в Африку скорей и спасите наших малышей».

Вос- ль:      Что с ними случилось, как вы думаете?

Дети:         У них животики заболели.

Вос- ль:      А кто им может помочь?

Дети:          Айболит.

Вос-ль:      А почему Айболит?

Дети:          Потому что он доктор и лечит зверей.

Воспитатель достает куклу.    Вот он, доктор Айболит.

Стихотворение читают дети:

 Маша         Добрый доктор Айболит!

                   Он под деревом сидит.

Настя         Приходи к нему лечиться

                    И корова, и волчица,

Миша         И жучок, и червячок,

                    И медведица!

Все дети     Всех излечит, исцелит

                    Добрый доктор Айболит!

 А из какой он сказки? Как она называется?

Дети:           «Айболит».

Вос-ль:          А кто написал ее?

Дети:             Корней Иванович Чуковский.

Молодцы правильно ответили.

- Айболит должен срочно спешить на помощь.

Стал он собираться в дорогу. Приготовил чемодан, а он оказался закрыт на код.  А код от замка Айболит забыл. Времени на сборы очень мало. Поможем доктору?

Дети садятся за столы и выполняют задание – игра «Разгадай код»    

Вос-ль. Возьмите карточки с кодом и нарисуйте такой же. Молодцы все справились с заданием. С вашей помощью Айболит быстро открыл  чемодан. Теперь давайте поможем  собрать Айболиту всё необходимое.  

 - Как вы думаете, что должно там лежать?

Дети:    Лекарства, бинт, вата, шприц и т.д. Давайте зарисуем эти медицинские предметы, чтобы Айболит ничего не забыл.

«Слуховой диктант»- дети схематично рисуют предметы-схемы.

Проверяем -  всё ли мы положили в чемодан (дети перечисляют, что они зарисовали и для чего это нужно. (Шприц, чтобы делать прививки, градусник – мерить температуру,..)

Вос-ль:   Молодцы, с вашей помощью Айболит взял все необходимые медицинские предметы. Теперь он обязательно вылечит всех животных.

Собрал, Айболит чемодан и побежал по полям, по лугам. А куда он спешит?.

Дети:   В далекую Африку.

Вос-ль: Если Айболит будет быстро бежать, он успеет к больным малышам?

Дети: Нет. Айболиту очень далеко надо добираться.

Вос-ль: Поможем Айболиту добраться до Африки?

Дети:   Да. Поможем.

Вос-ль: Решено! Мы собираемся в путь! Но для начала вы должны нарисовать только три необходимых  предмета, без которых вы не обойдётесь в этом путешествии. Итак, начали!

На другой стороне листа (где рисовали медицинские предметы) дети схематично зарисовывают то, что они бы взяли с собой в путь (компас, фонарь, карту,  палатку…). Игра « Соберем рюкзак»

Дети схематично рисуют, а потом объясняют, то что они возьмут.

Молодцы! Айболиту помогли собрать чемодан с лекарствами. Рюкзаки для путешествия тоже собрали, а теперь в путь!

Но сначала  выложим маршрут, по которому отправимся в путь. Возьмите наборы геометрических фигур и выложите  «дорогу» из них, дети запоминают её, ломают и восстанавливают по памяти.

Вос-ль: Ребята, а на каком транспорте мы отправимся? Какой самый быстрый вид  транспорта?

Ответы детей:  (воздушный: самолёт, вертолёт, воздушный шар)

 - Выбираем самолёт, полетели.

Физминутка  «Самолёт»

            Мы ходили по дороге

Утомили наши ноги

Подлетает самолет

Предлагает нам полет

Полетим на самолете?

Пристегивайте ремни,

Заводите моторы - полетели!

 - Наш самолёт поднимается все выше и выше. Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите? ( горы, море, пальмы, песок …)

 - А вот и Африка! Ура! Прилетели.

 Ребята, а какие животные живут в Африки? Игра  «Животные Африки»

(дети выбирают из общего набора животных – животных Африки)

Ответы детей:  ( носорог, бегемот, обезьяна, жираф, крокодил…)

 - Где же мы будем лечить животных? Как называется это место?

Дети:   Медпункт, больница. Мы должны найти знак «медпункт» ( дети вместе с Айболитом подходят к с/р игре «Больница»)

Воспитатель читает наизусть  фрагмент сказки, а дети «лечат зверей»

И бежит Айболит к  бегемотикам,               Десять ночей Айболит

И хлопает их по животикам,                        Не ест, не пьёт и не спит,

И всем по порядку                                         Десять ночей подряд

Даёт шоколадку,                                            Он лечит несчастных  зверят

И ставит и ставит им градусники!                И ставит и ставит им градусники.

Вос-ль:  Ребята, посмотрите на животных – они какие-то грустные. Может быть,  мы их не долечили? Что нам нужно сделать?

Дети:     Подарить улыбку, спеть веселую  песню, рассказать весёлое стихотворение.

Вос-ль:   Давайте подарим им свою дружбу и веселую улыбку. Это и будет для них лекарством.

Упражнение «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Соне и т. д. и, наконец,  снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы нашим животным»

Танец детей с игрушками. Звучит песня «От улыбки» или «Дружба крепкая»

После танца все вместе читают стихотворение:

         

           Все мы дружные ребята.

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Вос-ль: Дети, а как вы думаете, помогли  ли мы Айболиту вылечить животных?

Дети:     Да! Наши звери стали улыбаться, а значит,  они здоровы.

Вос-ль:   Кого ты вылечила, Кристина? ( Я вылечила обезьяну и т. д.)

Доктор Айболит не сомневался, что вы окажитесь его хорошими помощниками и вылечите всех больных зверей, молодцы!

Все вместе:                                    

            «Слава, слава Айболиту - Слава добрым докторам!»

Ребята, а как нам вернуться из Африки домой? (ответы детей)

Давайте полетим на нашем самолёте. Заводим моторы, полетели…

( физминутка  «Самолёт»)

Вот мы и прилетели. Вы узнаёте свою группу? Скажите, пожалуйста, а откуда вы прилетели?  (Из далёкой Африки)

А что вы в далёкой Африки делали? ( Помогали Айболиту лечить зверей)

А как вы их лечили? (Ставили градусники, давали микстуру, гладили животики, играли с ними и подарили им свою дружбу)

А каких  вы лечили  зверей? (Мы лечили зверей Африки. Маша вылечила жирафа, Миша - носорога, Ваня- льва и т. д.)

Ребята доктор Айболит очень доволен и  дает вам удостоверение «Добрые помощники Айболита», но это удостоверение необычное, с заданием.

Из конверта, где была телеграмма,  воспитатель достаёт карточки – схемы с изображением животных и др. предметов.  (Слон, змея, ослик, верблюд и др.)  

Игра «Сложи узор» Дети проходят за столы и выполняют задание.

Айболит хвалит детей и каждому надевает медаль «Добрые помощники Айболита», благодарит за помощь и прощается.

Дети дарят гостям подарки.

 


 

«Придумай сюжет по условию»

1.        Воспитатель: - Соня, как бы ты играла, если бы в твою семью приехал Доктор Айболит?
Соня С: - Если ко мне придет Доктор Айболит, мы с ним будем играть очень весело.
Сначала я покажу ему свои игрушки и мою любимую куклу Сонечку, мне ее папа из
Москвы привез. А Москва - это большой город. Да, а играть мы с ним будем в больницу.
Я буду медсестрой, а Доктор Айболит будет врач. Я ему буду назначать пациентов, и
приносить карточки. Он будет смотреть карточки и по рецепту будет их лечить, ну,
пациентов. (Пауза.)

Воспитатель: - А кто будет пациентами?

Соня С: - Как кто? Конечно, мои друзья: слон, Машка - это моя кошка, а еще Сонечка. Сонечка будет приходить, и жаловаться на головную боль, а вот у меня голова никогда не болит. А когда мы поиграем, я скажу Доктору Айболиту «спасибо» и провожу до двери. И потом я его еще приглашу в гости. Вот.

2.        Воспитатель: - Миша, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет
Доктор Айболит?

Миша О.: - Я буду строитель и построю ему больницу. А мой брат, Владик, будет работать на «КамАЗе» и возить кирпичи. Когда мы построим больницу, красивую больницу, то Доктор Айболит захочет в ней работать. К нему будут приходить больные: мой кошка Мурка, и попугай Кеша. А потом мы все вместе пойдем пить чай с пирогом, который испекла мама. Она печет вкусные пироги. (Увидев маму.) Ура! Мама пришла. До свидания. (Уходит.)

3.        Воспитатель: - Устин, как ты будешь играть, если в твою семью приедет Доктор
Айболит? Устин У. (оживляясь): - Ну, сначала я ему покажу свою комнату. Я посажу его
на ковер-самолет (он у меня в комнате лежит) и буду с высоты ее показывать. Я знаю,
Доктору Айболиту у меня понравится, потому что у меня много разных красивых
игрушек: медведь, собака Шарик, Бетмен, много роботов, машин, даже есть танк,
красивый такой. А когда Айболит рассмотрит мои игрушки, мы с ним поиграем в
больницу, только врачом буду я, а он - пациент. У него очень сильно болит рука. Она даже
опухла, мне станет очень жалко Айболита и я ему полечу руку. Я ее забинтую и выпишу
лекарства. А когда рука у него пройдет, он будет доктором, а я - больным.

4.        Воспитатель: - Бахтиор, как ты будешь играть, если в твою семью придёт Доктор
Айболит?

Бактиор С: - Если ко мне в гости придёт Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину (Это очень большой медведь. Он больше меня.) и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм «Ну, погоди!» и сказку про Ивана Царевича. А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать.

5.        Воспитатель: - Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью
придёт Доктор Айболит?

Настя Щ. (задумавшись): - Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему «спасибо» и проводит до двери.

6.Воспитатель: - Ваня, как ты будешь играть, если в твою семью придёт Доктор Айболит? Ваня К: - Я буду шофёром такси и буду возить Доктора Айболита к больным. Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут её Динго. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка. У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать.

7.Воспитатель: - Маша, представь себе, что в твою семью пришёл Доктор Айболит. Как ты

с ним будешь играть?

Маша У. (задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя (кукла) - дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать.

 

 



Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка в игре

1.Рассказывание сказки по очереди. Начинает взрослый. Стоит прерывать малыша на интересном месте, чтобы предложить неожиданный поворот событий. Кроме того, родителю следует активнее вмешиваться в процесс сочинительства, если рассказ ребенка слишком однообразен или неоригинален (ребенок не сочиняет, а рассказывает известную сказку).

2. «Я задумал слово со...?» – говорит взрослый. «Со-вок, со-да,со-кол»,- угадывает малыш. «Нет. Со-ро...?» Со-ро-ка.

3. Если ребенку надоело старое лото, можно сделать его литературным. Каждый игрок получает карточку лото лишь в том случае, если вспомнит несколько стихотворных строчек про предмет изображенный на карточке, споет о нем песенку, вспомнит о нем сказку.

4. Покажите ребенку пример, сочинив загадку, лучше рифмованную. Теперь очередь малыша.

5.Сложное задание: рассказать стихами простую сказку, например о курочке Рябе.

6.Устройте соревнование на точность и полноту описания предметов, находящихся в комнате. Опишите например одеяло, ведь оно теплое как.., а пушистое как…Старайтесь использовать как можно больше прилагательных.
А может быть у кого-то получится
описать одеяло или цветок в горшке в стихах?

7. Картинки и фотографии из журнала - отличная штука! Можно придумать имена людям на картинке, их профессию ( а можно попробовать угадать), где и как они живут, что любят. Картинки с животными тоже подойдут для обсуждения.

8. Любая несложная картинка или карточка (например, из зоо-лото) подойдет для игры в "разговорчики". Где живет этот зверь, чем питается, как зовут детенышей, когда спит? Обсуждаем и описываем предметы, активно используя прилагательные и предлоги, вспоминаем уменьшительно-ласкательные имена ( зайчик, зайка, заинька) и сказочные эпитеты (серенький, попрыгайчик, трусишка).

9. Веселые имена можно придумать для всех игрушек. Труднее дать смешные имена пальцам на руке или мебели в детской комнате. Именуйте что угодно, пользуйтесь своим человеческим преимуществом.

10. Полезно придумывать названия к коротким, только что прочитанным рассказам, или к главам в книге.

11. Вместо того чтобы смотреть глупый фильм, выключите звук, и пусть малыш выскажет свою версию, о чем говорят эти люди. Можно проверить.

12. Сможет ли ваш малыш быстро найти спрятанный в комнате предмет, зная только его "широту и долготу": "над столом, но под полкой, справа от шкафа, слева от кровати". А главное, сможет ли он подобным образом описать местонахождение спрятанного им предмета? Кстати, такое занятие развивает и пространственную ориентацию.

13. "Вам барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, "да" и "нет" не говорите, черный, белый не берите.  Вы поедете на бал?"

14.Ассоциации. Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.

15. Существуют старинные педагогические приемы на развитие речи. Опиши картинку. Задай вопросы к картинке. Сочини историю по картинке. Чтобы выполнение этих заданий сделать более свободным и интересным, стоит ввести элемент соревновательности. Ребенок, смотря на картинку в книге, описывает ее, взрослый угадывает о какой картинке идет речь, отыскивая ее в книге. Родитель перечисляет возможные вопросы к сказке, ребенок отгадывает название сказки.

16. Игра "Посылка". Десяток игрушек разного размера кладутся в непрозрачный пакет - это сумка почтальона. Из нее по очереди следует доставать посылки-игрушки и подробно описывать их, указывая также, от кого пришла эта посылка и почему.

17. Игра "История". Нужны 5 карточек со словами, подойдут также 5 карточек с картинками из лото. Задача: составить осмысленное предложение, в котором были бы использованы все слова (или персонажи) из карточек. Задание просто, если все слова на карточках связаны по смыслу. (Например: "дрова, печь, топор, огонь, рубить". " Дрова, нарубленные топором, сунули в печь, и огонь был яркий".) Труднее, если слова между собой практически не связаны. (Стол, кирпич, дерево, мочалка, пол. - Мочалка упала на пол со стола, сделанного из дерева, - тяжело, как кирпич) На карточках можно писать не только существительные, но прилагательные и глаголы. Следующий этап игры: на те же пять слов придумать историю из пяти или больше предложений. Каждый участник игры предлагает свой вариант истории, выбирается лучшая. Если эта игра знакома ребенку, в нее можно играть и без карточек-опор, на слух. Это занятие полезно и для развития памяти.

18. Что если попробовать рассказать сказку от имени её разных героев? Например, пусть свою историю последовательно расскажут Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф и волк.

19. А получится ли у вас вместе с малышом рассказать сказку "задом наперед". Начните с той же курочки Рябы. "А курочка и говорит: "Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое". Фразу говорите вы, фразу - ребенок.

20. Противоположности. Ищем слова противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый-гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш. Попробуйте найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: "В лесу родилась елочка - В поле сломали березку". "Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи". В противоположности можно играть где угодно: в очереди, на прогулке, в транспорте. «Антилопа бежит быстро, а черепаха -..? Камень твердый, а вата? Снегурочка добрая, а Баба-Яга?

21. Синонимы. Нужно найти как можно больше слов-синонимов к одному слову (например: красивый - восхитительный, прекрасный, замечательный, изумительный; бросить - кинуть, швырнуть).

22." Пожалуйста, назови мне быстро 5 круглых (тверд желтых) предметов, 5 маленьких птиц (домашних животных, деревьев)".

23. Картинки-загадки. Подойдут любые карточки из любой игры (лото, домино и т.п.). Игрок описывает предмет, изображенный на карточке, не называя его. Задача другого игрока угадать, что же изображено на картинке.

24. Письмо от Незнайки. Незнайка прислал малышу письмо, но как всегда все перепутал: он поменял все фразы местами. Нужно на слух восстановить порядок предложений в письме.

25. "Телеграф" - игра на развитие фонематического слуха. Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даете телеграмму: "Слоненок заболел". Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма "слоненок заболел" будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.  



Предварительный просмотр:

                   Технология   проведения     игры

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации её участников и болельщиков.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков.

       Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети.

Каждая игра требует определенного количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра.

Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения. Обращаться следует к тем членам аудитории, которые нужны в данный момент игры: мальчикам или девочкам, юношам или девушкам.

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса к игре.

Педагог должен поощрять детей словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» и т.д., предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы подбодрить участников, и раздать им призы.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО   СКАЗКОТЕРАПИИ

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1.         Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — че
рез самовыражение в активном действии — к активизации образ
ной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2.          Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой

выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

            3.         Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

       4.          Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагирование собственного  негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации  (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного»
стиля поведения на продуктивный.
 

     5.  Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

 6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические  упражнения, музыкальные зарисовки.

Методические   приемы

В системе работы по сказкотерапии  выделены три этапа работы с дошкольниками.

1.        Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2.        Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Особое место отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режисерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка .

Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», — позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.

С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.

 Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2.        Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.

Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

3.        Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.

Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

 Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, примирение, радость от встречи).

Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.

Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.
  2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям-комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки.

Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится) прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.

Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказко-терапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

 

Перспективное планирование по сказкотерапии

    Младший дошкольный возраст

Сказкотерапии: «Корова Буренка»

Сказкотерапии: «Кот Васька»

Сказкотерапии: «Добрая темнота»

Сказкотерапии: «Цыпленок-хвастунишка»

Сказкотерапии: «Ласковый цветок и сердитые тучки»

Средний дошкольный возраст

Сказкотерапии: «Цветок-лепесток»

Сказкотерапии: «Жадный великан»

Сказкотерапии: «Каприза»

Сказкотерапии: «Снежинка-пушинка»

     Старший дошкольный возраст

Сказкотерапии: «Зайка-зазнайка»

Сказкотерапии: «Волшебные слова»

Сказкотерапии: «Непослушный Ваня»

Сказкотерапии: «Малыш-трусиш»

Сказкотерапии: «Страна солнца»

Сказкотерапии: «Кривляки»

Сказкотерапии: «Злой принц»

Сказкотерапии: «Доброе превращение»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ: «Через игру – к творчеству»

В данном материале представлены игры для дошкольников 3-6 лет с  использованием  ТРИЗ - технологии, такие как, "Наоборот","Хорошо-плохо", "Маленькие человечки"  (ММЧ). Эти игры активизи...

Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»

Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...

План по самообразованию. Название: «Познаем и изучаем мир вокруг нас через игру и творчество»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми з...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания

Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...