ОД "В стране басен"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о баснописнац и баснях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_strane_basen.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Муратова

МАДОУ Детский сад №7

пгт Серышево

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«В стране басен»

Программное содержание:

  1. Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей, новым образцом русской классической литературы.
  2. Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правосудие, честность, скромность.
  3. Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
  4. Развитие речи.
  5. Обогащение и активизация словаря.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, ХТД.

Предварительная работа:

  1. Чтение детям басен Л.Толстого, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
  2. Прослушивание басен И. Крылова, Л.Толстого в грамзаписи.
  3. Раскрашивание иллюстраций к басням И. Крылова, по книгам - раскраскам. - Инсценирование басен С. Михалкова «Сорочий язык», И. Крылова «Лиса и журавль», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.
  4. Оформление выставки книг И. Крылова, С. Михалкова, Л.Толстого.

Оборудование:

  1. Портреты И. Крылова, С. Михалкова, Л.Толстого,
  2. Иллюстрации к басням, мольберт.
  3. Атрибуты для инсценировки басен: пенек, сыр, элементы костюмов стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками), вороны (шапочка, крылья), лисы (шапочка), кукушка (шапочка, крылья), петух (шапочка, крылья), грача (шапочка, крылья, белые перчатки), птиц (шапочки, крылья).

 

Непосредственно образовательная деятельность

        - Ребята сегодня у нас в гостях солнечный зайчик. Он заглянул нам в глаза. Закройте их. Он побежал быстро по лицу, нежно погладьте его ладошками по лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте нежно, чтобы не спугнуть. Он пробежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. А теперь попробуйте догнать его глазами. Солнечному зайчику очень понравилось с вами играть. И в знак благодарности он хочет пригласить вас сегодня в путешествие, потому что солнечный зайчик очень любит путешествовать. Он откуда-то узнал, что вы очень любите басни. В этом году мы познакомились со многими из них. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно, слушали диски с записями басен. И поэтому он решил пригласить вас в путешествие по стране басен. Но волшебный занавес он сможет открыть только тогда, когда проверит ваши знания о баснях.

- Что такое басня? (это короткая поучительная история)

- О ком говориться в баснях? (В баснях часто говориться о животных, а подразумеваются люди.)

- На что похожи басни? (На небольшой рассказ, на стихотворение, на сказку, и еще басня-это живая сценка: в ней кто - то спорит, ссорится, мирится.)

- Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения? (Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать. В басне обязательно есть поучение, в котором говориться, что надо делать и чего не надо. В басне есть насмешка  над каким - нибудь глупым поступком).

- Правильно, ребята, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, тупость, жадность, хвастовство и другие.

-  Еще хочу добавить, что басня один из самых древних литературных жанров. Она появилась еще в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Он жил более 2,5тыс., лет тому назад. Считается, что он первым начал сочинять басни - открыл язык иносказания, когда писатель высказывается не прямо, а намеками. В Европе прославились своими баснями француз Ж.Лафонтен, в Англии Т.Мур. У нас в России было немало баснописцев - В. Тредиаковский, А. Кантемир, А.Сумароков, но лучшим из всех был И. А. Крылов. Он мастерски владел Эзоповским языком. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду.

- Как он писал свои басни? (Свои басни он писал стихами.)

- С баснями, каких писателей мы с вами еще познакомились? (Л.Толстого, С. Михалкова).

    -  Молодцы, ребята, я вижу, что солнечный зайчик очень доволен вашими ответами. Посмотрите; волшебный занавес, приоткрылся, кто это нас встречает?

  1. Из какой басни эти персонажи? (из басни «Квартет» И. Крылова)

(У каждого из персонажей конверт с заданиями).

Конверт с заданиями от мартышки.

- Кто написал басню «Два товарища»? (Л.Толстой)

   - О чем говориться в этой басни?

(О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево, спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего - упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать. Он подумал, что мальчик мертвый и отошел. Когда медведь ушел первый мальчик слез с дерева и смеется; «Ну, что тебе медведь на ухо сказал?»   - «А он мне сказал, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают»).

 -Это поучение, вывод. Подумайте, какие пословицы можно суда подобрать. (Друг познается в беде, Сам погибай, а друга выручай, Товарищу всегда помогай, в беде его выручай).

  - Молодцы, ребята, первое задание выполнили.

Конверт с заданием от осла.

- Кто написал басню «Сорочий язык» (С.Михалков).

- О чем говорится в этой басне? (В этой басне говорится о болтушке, о трещотке - сороке. У нее заболел язык, распух от болтовни, да так, что есть и пить ничего не может. И обратилась она к журавлю: «Журавушка, вылечи мне язык!» с трудом прошипела она.- «Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!» Отказал журавль сороке: «Нет у меня никаких трав. Не могу я тебе помочь! Ах, так!» - рассердилась сорока. - «Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!» и полетела к Филину. Тот выслушал сороку и говорит: «Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе... и нам заодно!»).

- Кого высмеивал С.Михалков в этой басни? (Сороку)

- За что? (За болтовню, сплетни).

Конверт с заданием от козла.

- Кто автор басни « Муравей и Голубка?» (Первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен,

Крылов, Л.Толстой.)

- О чем рассказывает басня «Муравей и голубка»? (В этой басни говорится о маленьком муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда голубка попала в беду ее спас муравей.)

- Какая басня похожа на эту по содержанию? («Лев и мышь»).

- Кто ее написал? (Басня про льва и мышь есть у Эзопа, Лафонтена, Крылова и Толстого).

- О чем эта басня? (О том, как маленькая мышь спасла льва, и сказала:

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь водишь, бывает и от мыши добро»).

- Чему учат эти басни? (Иногда даже такие сильные, как лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых как мышь).

- Какая пословица подходит к этой басни? (За добро платят добром.)

- Дети, вы говорили, что басня — это живая сценка: в ней кто — то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим драматизации, а вы постарайтесь угадать из какой они басни?

Дети показывают драматизации

- Как называется басня, и кто ее написал? (Сценка из басни «Ворона и лисица»). - Как называется басня и кто ее автор? (Сценка из басни «Кукушка и петух»).

- Как называется эта басня и кто ее автор? (Сценка из басни «Стрекоза и муравей»)

Чему учат эти басни? (Не надо слушать лесть, льстивые слова)

- Что называется лестью? {Когда человек не заслужил похвалу, а его хвалят). Сценка из басни С. Михалкова «Белые перчатки».

- Какая пословица подходит к этой басни? (Кто не работает, тот не ест).

Чтение наизусть «Лебедь, щука и рак».

- Чему учит эта басня? (Басня показывает, как плохо работать недружно. Она учит согласной и дружной работе).

        А сейчас я предлагаю вам узнать  басню по иллюстрации (детям предлагаются иллюстрации басен: «Два товарища», «Собака и ее тень», «Белые перчатки», «Пеликанье воспитанье», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки», «Квартет»).

       

Дети подходят к мольберту.

Открывают иллюстрацию с памятником  И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

 - Давайте отдохнем возле памятника.

- Как выглядит этот памятник? (Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руках книга, он глубоко задумался).

Может быть, сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню. Звучит басня «Чиж и голубь».

   - Ну,  вот и все, нам пора возвращаться. (Занавес закрывается).

    Вот и закончилось наше путешествие по стране басен. На память я вам хочу подарить маленькие книжки с баснями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

" В мире басен И.А.Крылова" 1 часть

Игра -викторина для учеников 4 класса....

" В мире басен И.А.Крылова" 2 часть

Игра -викторина, можно использовать на итоговом занятии "Басни И.А. Крылова"...

" В мире басен И.А.Крылова" 3 часть

Игра -викторина для 4 класса...

в мире басен

в мире басен...

Герои басен и сказок у нас в гостях

Досуг совместно с родителями "Герои басен и сказок у нас в гостях" .Чтение стихов, инсценеровка басен и сказок,песни и танцы....

Сценарий театрального совместного досуга с родителями «По страничкам басен И. Крылова»

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе группы, как среди родителей, так и среди детей.Задачи: Продемонстрировать родителям некоторые игровые приемы, позволяющие обучать детей, играя...