Конспект по непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зимние месяцы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Олефир Елена Александровна

Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.

Решаемые развивающие задачи: познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы; активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами;  закрепить знания о свойствах снега, показать как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

Решаемые воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

Используемые материалы и оборудование в заняти: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, стеклянная емкость.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД52.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya3.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение №16

Министерства обороны Российской Федерации

г. Вольск-18

                                                                                            Утверждаю

                                                                                      Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ

                                                                                                                                  С.А. Ерина

                                                                                                       «___» _________2013 года

Конспект по непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе

      «Зимние месяцы»

Подготовила:

Воспитатель ФГК ДОУ №16 МО РФ

Олефир Елена Александровна

Вольск-18, 2013 год

 Цель: Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.

Развивающие задачи:

Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.

Учить определять по признакам зимние месяцы.

Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Закрепить знания о свойствах снега, показать как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

 Материал и оборудование к занятию: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, стеклянная емкость.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература».

Ход занятия

Дети стоят в группе.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но с начала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки и образуем круг, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Потому что мы все вместе – большое яркое солнце, и не какие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и открыть глаза, но эта сила останется с вами до конца нашего путешествия.»

 Воспитатель: «У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любой зимний месяц.» (Задает вопросы детям. Слайд 1 )

-Какое время года изображено на экране? (Зима)

-Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, и.д.)  

-Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т.д.)

 Воспитатель: «Ребята как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц.»  (Игровое упражнение «Угадай месяц»)  

Воспитатель: «Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Ребята, какой из зимних  месяцев приходит к нам первым?

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

На поля и на луга  до весны легли снега.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год.» (декабрь) (Слайд 2)

Воспитатель: «Как в народе называют декабрь?» (студень, студеный, хмурый) 

Воспитатель: «Почему?» (На улице  морозы. Дни хмурые. Студено.)

Воспитатель: «Правильно, на Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Давайте посмотрим на экран. Обратите внимание, какие в декабре деревья, что характерно для этого месяца?»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на наш экран и отгадайте загадку о следующем зимнем месяце. (Слайд 3)

 Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

 Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

 Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.

 Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?»  (январь)

Воспитатель: «Как в народе называют месяц январь?» (Лютый, лютовей)

Воспитатель: « Почему?»  (В январе ударяют сильные морозы) 

Воспитатель: « А еще январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.»

 

 Воспитатель: «Давайте снова посмотрим на наш экран и отгадайте загадку об еще одном зимнем месяце. (Слайд 4)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

По ночам мороз силён,  днём капели слышен звон.

То бураны и метели на деревню налетели.

День прибавился заметно, ну, так что за месяц это?» (февраль) 

Воспитатель: «Ребята, кто знает,  как в народе называют месяц февраль?

Февраль называли лютый. А вы знаете почему? В феврале стоят лютые морозы, вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели.»

 Воспитатель: «Ребята, а еще февраль называют снеговей, бокогрей.

Но иногда зимой случаются оттепели (Слайд 5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»?

(Сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег и т.д.)

Воспитатель: «Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.

 А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица . На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд 6) . Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.»

 

Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова».

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить.    

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает  …                                                           Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет  …                                                                Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится  …                                                               Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются  …

 Молодцы ребята, все явления природы назвали правильно.»

Воспитатель: «А сейчас проведем пальчиковую гимнастику. «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.             (Идут по столу указат. и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,                    («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,           («Крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,          (Ведут указ. пальцем по ладони)

А еще в снегу валялись.              (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)

Все в снегу домой пришли.         (Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.»              («Едят ложкой» суп)

Воспитатель: «Ребята, сейчас я буду показывать на экране изображение, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос – какой, какая?

Зима какая?  (холодная, снежная, морозная, …) (Слайд 7)

Снег какой?  (белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий,…)                                                                                                                   День какой?  (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…) 

Ночь какая?  (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…) 

Лед  какой?  (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…) 

Сосулька какая?»  (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

Воспитатель: « О чем можно сказать:                                                                                                                             Морозный что?  (день, вечер, ветер…) 

Холодная что?  (погода, зима, ночь, сосулька…) 

Снежное что?   (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? »  (дороги, сосульки, горки…)

Воспитатель: «Ребята, а сейчас, мы с вами проведем опыт. Посмотрите, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу? Куда он девался. (Педагог помогает сделать вывод о превращении снега в воду под воздействием тепла.)

Ребята, давайте рассмотрим воду от растаявшего снега. Как Вы думаете, эта вода чистая?

Почему вы так считаете? Что может быть в этой воде? Каким был снег когда мы его принесли в группу?»

(Обобщая высказывания детей воспитатель уточняет: вода от растаявшего снега стала грязной от частичек автомобильных выхлопов, дыма из трубы и того мусора который люди бросают на землю. Помогает сделать вывод о том что даже если снег кажется чистым и белым вода при его таянии получается грязной. Поэтому брать снег в рот небезопасно.)

Воспитатель: «Ребята, подумайте, что произойдет с водой, если ее вынести на улицу? Предлагаю сделать это и проверить свои предположения на вечерней пргулке.»  

Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем в игру с мячом  «Назови ласково».  Я буду называть слово  и бросать мяч, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок

Мороз- морозец

Ветер- ветерок

Лёд- ледок

Зима- зимушка

Сосулька — сосулечка

Дерево- деревце

Горка — горочка

Холод- холодок

Санки- саночки

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы. (Упражнение «Где это бывает?» картинки  изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на).(Слайд 8 и 9)

Где лежит снежинка?

Где висит сосулька?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?»

Воспитатель: «На этом наше занятие закончено, давайте с вами по очереди выскажемся, кому, что больше понравилось в нашем занятии, что нового вы узнали сегодня».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Федеральное государственное казенное дошкольное образовательное учреждение №16 Министерства обороны Российской Федерации г. Вольск-18Конспект по непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зимние месяцы»Подготовила: Воспитатель ФГК ДОУ №16 МО РФОлефир Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе: «Зимние приключения».

Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с сущ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Юные защитники природы»

Цель: создание условий для понимания роли человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зимние месяцы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе      «Зимние месяцы»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние виды спорта"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе   "Зимние виды спорта"...