СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи по теме

Дьякова Елена Валерьевна
Сказка, как известно, соответствует дет­ской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем Я, способах взаимоотношений между людь­ми, возможностях самореализации. Ребе­нок естественным путем учится действо­вать осознанно, видеть причинно-следст­венные связи, исследует собственные спо­собности и качества, осознанно и неосо­знанно проявляет творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сказкотерапия88 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Полноценное развитие, как и обучение, предполагает понимание ребенком с ним происходит. Соответственно при реализации социально-личностного развития ребенка одним из приоритетных направлений  мы считаем накопление опыта самопознания. Возникает вопрос: а не рано ли  младшему дошкольнику заниматься самопознанием?  Нам представляется, что нет. Ведь процесс самопопознания начинается уже в младенчестве и происходит стихийно.   Поведение   дошкольника  иначе соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.

Как представляется, раннее целенаправленное накопление опыта самопознания позволяет избежать сложностей, связанных с коррекционной работой, дополнительными занятиями и т.д.

Естественно, необходимо учитывать психофизиологические особенности детей, такие, как неспособность к точности движений, которая обусловлена недоразвитием корковых структур; постепенное анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов психических функций, которое сопровождается поочередным функциональным вступлением в строй мозговых структур.

Другим аспектом данной проблемы является вопрос о формах обучения.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывания с их помощью сказочных сюжетов, рисования и т.д. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться - и пониматься самими детьми -особенности их личности.

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем Я, способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.

Рекомендации по проведению занятий

  1. Занятия проводятся психологом раз в две недели, а игры, разученные на занятиях, воспитатель может повторять по своему усмотрению.
  2. Психолог и воспитатель являются активными участниками занятий  заряжают детей положительными эмоциями, вызывают желание принять участие в занятиях и играх, задают образцы выполнения действий.
  3. Не следует оценивать детей и добиваться единственно правильного действия или ответа: в этом случае они будут просто повторять то, что от них требуется, и не смогут проявить себя.
  4. В процессе работы допустимо как сокращение количества предлагаемых игр, так и внесение дополнительных, что зависит от интересов и индивидуальных особенностей детей.
  5. Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы или проводить отдельные занятия, игры, упражнения. 

Предлагаем разработанные и апробированные нами варианты занятий с детьми младшей группы.

Занятие 1. «Знакомство с Волшебной страной»

Цель. Учить называть имена друг друга, описывать других и себя.

Материал. Песочница, набор игрушек, в том числе игрушка Гном Тим.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, мои дорогие путешественники! Вы готовы к походу? Тогда в путь! Дорога в Волшебную страну предстоит долгая. Сначала мы медленно пойдем по дорожке, потом прыжками пересечем луг (дети вместе с педагогом изображают движения). Вот мы и вошли в дремучий лес. Теперь идем по узкой тропинке, которую пересекают корни деревьев. Спешить не надо. Придется через них аккуратно переступать. Над тропинкой нависают ветви деревьев - приходится наклоняться, пробираясь под ними. А теперь мы оказались на полянке. По ней течет ручей, и нам нужно идти по воде. Чувствуете, какая она холодная? Побрызгайтесь! Идем вверх по течению, вот и опушка леса. Перед нами море, мы на его берегу. Какое оно огромное! Нам в лицо дует легкий ветерок. Теперь придется идти по песку. Идти трудно, ноги увязают, но мы не останавливаемся, дорога в Волшебную страну еще не окончена. Взбираемся на последний бархан... И что же мы видим? Волшебник спрятал от нас Волшебную страну. Но мы с вами обязательно ее увидим, если, конечно, постараемся (дети садятся вокруг песочницы). Давайте потрудимся вместе. Есть в этой стране быстрые реки (создают в песочнице реку), дремучие леса (сажают деревья), залитые солнцем луга (выравнивают площадку и сажают цветы) и топкие коварные болота... Посмотрите, как быстро у нас появилась целая страна! А в каждой стране, конечно же, есть жители. Вот, кстати, и первый из них.

Появляется Гном.

Гном. Привет! Вы мои гости? Давайте знакомиться. Как вас зовут? (Дети называют свои имена.) Как много имен! Какие они все красивые! Как вы думаете, зачем человеку нужно имя? Как еще дома вас называют родные? Вам это нравится? Почему вас так называют? Вам бы хотелось, чтобы другие люди тоже вас так называли? (Ответы.) А вот со мной приключилась такая история.

Давным-давно, когда я еще был маленьким и не знал всех законов нашей Волшебной страны, я поссорился с моей хорошей подружкой - лесной феей. Мы накричали друг на друга, а потом я назвал ее очень плохим словом. Я это сделал не потому, что я плохой и злой, а потому, что страшно рассердился. Ох, не стоило мне этого делать... Как только я произнес это плохое слово, фея исчезла, а я забыл, как меня самого зовут! Для нас, волшебных гномов, это ой как плохо! Мы тогда забываем, какие мы на самом деле. Я отправился искать фею, чтобы попросить у нее прощения и помощи. Много мне пришлось преодолеть препятствий в дороге, но я все-таки ее нашел. Оказалось, что мои злые слова заколдовали ее: она превратилась в цветок без имени. Что мне было делать!.. Ведь на самом-то деле я считаю ее своей подругой, мне было жалко ее и очень стыдно, что она попала в беду из-за меня. И в этот момент я вспомнил! Я же назвал ее плохим словом, а не по имени! Значит, чтобы расколдовать ее, я должен назвать ее по имени. Я так и сделал. Фиона! И цветок превратился в мою подружку! Но она была такая сердитая, что я понял: она все еще заколдована. Что делать? Я позвал ее ласково: Фионочка, Фионушка, Солнышко... И она окончательно расколдовалась, стала доброй и веселой. К сожалению, она так и не смогла вспомнить, как зовут меня. Вы не поможете? Дайте мне новое имя, пожалуйста. (Дети придумывают имя гному, например Тим.) Ура! Теперь у меня есть имя! Но оно новое, и я не знаю, какой же я на самом деле. Помогите, пожалуйста, - опишите меня! (Дети описывают внешность и характер тома.) Спасибо, друзья! Вы меня расколдовали! А можете то же самое рассказать о себе? (Дети встают в круг и называют известные им качества, педагог помогает.) Спасибо! С вами так весело и интересно! Вы еще придете ко мне в Волшебную страну?

Педагог. Конечно, Тим! Спасибо, что позвал нас. (Гном исчезает.) Пора возвращаться. Ляжем на ковер, закроем глаза. Чтобы не идти так долго, как шли сюда, мы с вами превратимся в ветерок. Ведь мы уже побывали в Волшебной стране и сами стали немного волшебниками. Наши руки легкие-легкие, как перышко, и ноги легкие-легкие, и туловище, и голова. Мы летим и сверху смотрим на дорогу, по которой шли сюда. Внимание! Мы приземляемся, вновь становимся людьми и открываем глаза. Чему же мы сегодня научились? (Научились строить Волшебную страну, называть друг друга по имени, рассказывать о других и о себе, помогать другим.) Протяните руки над Волшебной страной, почувствуйте тепло, которое идет от нее. Давайте возьмем это тепло в свои ладошки и скатаем в шарик. Поднесите его к своему сердцу. Теперь все, чему мы сегодня научились, останется с нами.

Игры и упражнения для второй половины дня

1.        «Познакомимся!»

В нашей группе, в нашей группе (все ритмично хлопают в ладоши, воспитатель проговаривает рифмовку)

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть... (воспитатель указывает на ребенка, все хором называют его имя).

2.        «Как тебя зовут?»

Дети садятся в круг и представляются по порядку. Затем ведущий (воспитатель) берет мяч и, представившись, называет имя того, кому передает (перекатывает или бросает) мяч. Тот ловит мяч и продолжает: называет свое имя и имя того, кому собирается передать мяч. Если ребенок забыл чье-то имя, он может передать мяч с вопросом: «Как тебя зовут?».

Занятие 2. « Части моего тела. Ножки»

Цель. Учить различать правую и левую ногу; создавать условия для проживания детьми чувства радости; побуждать внимательно относиться к другим.

Материал. Песочница, набор игрушек, фигурки Гнома и великана, листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, мои уважаемые путешественники! Сегодня мы с вами опять отправляемся в Волшебную страну. Помните, как долго мы шли в нее прошлый раз? Сегодня мы можем попасть туда гораздо быстрее. Давайте превратимся в лошадок! Я буду рассказывать, какие у нас лошадки, что они делают, а вы будете это изображать. Лошадкам надоело стоять в загоне. Они брыкаются, фыркают, топают ногами. Им хочется бегать, по травке кататься, а приходится стоять в загоне.

И вот лошадки открыли дверь и вырвались на волю! Как они обрадовались солнышку, шелковистой травке, мягкому песочку! Стали бегать, скакать. А потом немного устали и начали гарцевать, высоковысоко поднимая колени, выгибая шею, любуясь собой и другими лошадками.

Давайте нарисуем одну большую картину о том, какими мы были веселыми лошадками, и назовем ее «Радость» (цель - не изображение целостного сюжета, а подбор соответствующих настроению цветовых пятен, мазков и т.д.).

Когда дети рисуют, педагог задает вопросы:

  1. Когда мы радостно скакали, как ло
    шадки, солнышко светило? Значит, можно
    сказать, что радость желтого цвета?
  2. А по какой травке скакали лошадки?
    Значит, радость может быть зеленой?
  1. Какой еще она бывает?

Педагог. Чтобы Гном нас узнал, нам нужно опять превратиться в людей. Сядем на ко- врик вокруг песочницы и закроем глаза, сделаем глубокий вдох-выдох и вновь откроем глаза. Мы с вами в Волшебной стране.

Гном. Добрый день! Необычно вы добрались до Волшебной страны. Вы это сделали своими ногами. Хорошо, когда ножки, как у вас, дружат между собой. А вот с одним великаном случилась такая история. У всех людей есть две ноги, правая и левая. (Педагог уточняет эти понятия с детьми.) Чаще всего они очень дружные и послушные. Давайте погладим сперва свою правую ногу, а потом левую. (Педагог начинает отображать события сказочного сюжета в песочнице, а дети ему помогают.) Но однажды у великана, которого звали Багыр, ноги поссорились. Одна сказала: «Я хочу бежать!». Другая возразила: «А я хочу прыгать!». Представляете, каково было великану! Он постоянно спотыкался, падал, ударялся. Великан был добрым, но как остаться добрым, если ты не можешь твердо стоять на ногах, если тебе трудно удержаться, чтобы не упасть?! И Багыр начал рычать, злиться и всех распугал. Он был очень большим, поэтому когда падал, то ломал деревья, выплескивал реки, разрушал дома. Не испугался и не убежал куда глаза глядят только я. Я все думал: что же произошло с Батыром? Может, ему что-то мешает быть таким, как раньше? Набрался смелости и пошел к нему. Мы, гномы, очень маленькие существа, поэтому я оказался ростом не выше ступней великана. Кстати, вы знаете, что такое ступни? пятки? колени? (Педагог легонько похлопывает по этим частям тела, дети повторяют слова и движения.)

И что я увидел! Представьте, Багыр неправильно надел свои башмаки! Левый башмак надел на правую ногу, а правый - на левую! Поэтому и поссорились его ноги!

А вам приходилось путать обувь? Как вы себя чувствовали? Хотите поиграть со своими ножками? (Каждому ребенку дают лист бумаги и два фломастера.) Поставьте свои ноги на лист бумаги и по очереди обведите их разными цветами. Теперь нарисуйте им лица. Вот какие у нас получились красивые и веселые ножки! А чем они отличаются друг от друга? Одни больше (у взрослых), другие меньше (у детей). Но у всех у нас их две: правая и левая. А теперь будьте очень внимательны: сейчас мы превратимся в мышек. Когда будет играть музыка, мы будем веселиться, а когда она остановится, спрячемся в

норки: встанем на нарисованные нами следы, правой ногой - на правый след, а левой - на левый. Если Гном увидит, что кто-то стоит не на своих следах или перепутал ноги, как наш великан, то он возьмет его в плен. (Игра повторяется несколько раз, пойманных детей Гном отпускает, и они не выбывают из игры.)

Гном. Хорошо поиграли! Приходите еще! (Исчезает.)

Педагог. Что ж, нам пора возвращаться. Ляжем на ковер, закроем глаза. Сейчас мы опять превратимся в ветерок. Наши ручки легкие-легкие, как перышко, и ножки легкие-легкие, и туловище, и голова. Мы летим и сверху смотрим на дорогу, по которой шли сюда. А теперь мы приземляемся, становимся сами собой и открываем глаза.

Чему же мы сегодня научились? (Превращаться в веселых лошадок, различать правую и левую ногу, быть внимательными к другим и т.д.) Протяните руки над Волшебной страной, почувствуйте тепло, которое идет к нам от нее. Давайте возьмем это тепло в свои ладошки и скатаем в шарик. Поднесите шарик к своему сердцу. Теперь все, чему мы сегодня научились, останется с нами.

Игры и упражнения для второй половины дня

1.        «Волшебный марш»

Воспитатель предлагает поиграть в волшебника, который заколдовал игрушечных солдатиков, чтобы они беспрекословно его слушались. Чтобы расколдоваться, им нужно без ошибок выполнять его команды. Дети шагают на месте, изображая солдатиков. По команде воспитателя останавливаются и показывают называемые части тела: левые и правые колени, ступни, пятки. Если ребенок ошибается, ему помогают.

2.        «Веселые ножки»

Зашагали ножки: топ-топ-топ, топ-топ-топ (ритмичная ходьба),

Прямо по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Коленочки: хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки ладонями по коленям),

Ступни: шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп (топают одной ногой),

Пяточки: цок-цок-цок, цок-цок-цок (ходьба на пятках),

Пальчики: скок-скок-скок, скок-скок-скок (прыжки на пальчиках).

Приложение

В СТРАНЕ СКАЗОК

Здравствуй, дорогой читатель! Это первый творческий опыт  школьников, многие из которых даже читать не умели, когда придумывали свои сказочные истории. Они записаны со слов маленьких авторов воспитателями. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит. Итак, путешествие начинается...

Сказка о любви

На красивой полянке в лесу жил Котенок. Однажды он вышел погулять и услышал: кто-то скулит. Котенок подошел поближе и увидел Щенка. «Почему ты скулишь?». «Мне холодно, меня бросила хозяйка», - ответил Щенок. «Хочешь со мной жить на красивой полянке?» - спросил Котенок. И стали они жить в домике Котенка и никогда не ссорились. Им всегда светило в окно желтое солнышко, которое приносило много любви в их дом.

Карина Галямова, 6 лет

Сказка о Благодарности

Шла Благодарность по лесу и увидела, что под дождем мокнут Сердечко, Звездочка и Луна. «Пойдемте ко мне в дом, я вас согрею», -сказала Благодарность. Пришли они в дом и начали жить вместе. Потом Звездочке и Луне скучно стало без своего родного дома, и они вернулись на свои места. А Сердечко осталось жить в доме Благодарности. Это был целый город Благодарности.

Игорь Чернецкий, 6 лет

Путешествие в Звездную страну

Мальчик гулял по городу, увидел звездочку и решил допрыгнуть до нее, чтобы достать ее и подарить маме, но не смог этого сделать. Мальчик подумал и решил сам стать звездой, ведь она может жить в его сердце. С этого дня он стал приносить маме цветы и делать добрые дела. Когда мальчик посмотрел на небо, то увидел там белое солнце. Оно улыбалось ему, как улыбалась мама. Лучики любви проникли к нему в сердце и научили его жить и чувствовать себя большой звездой.

Женя Рябченков, 6 лет

Огурец в огороде

Огурца зовут Кеша. Он пошел в гости к Помидору учиться любить природу. «Для этого, - сказал Помидор, - у тебя в сердце должна быть доброта». С тех пор Кеша каждый раз вспоминал совет своего друга, и ему стало легче жить на свете.

Лена Газизова, 6 лет

Красная сказка

Жили-были красные гномы. Они были очень добрые и жили в радуге, так как в ней жил красный цвет. Тут разозлилась туча за то, что все поселяются в радуге, а в ней никто жить не хочет, и заслонила радугу навсегда. Но она забыла про солнце, и солнце открыло радугу своими яркими лучами. Радуга принесла людям добро и радость. Ваня Маслов, 6 лет

Желтая сказка

В горах жил гномик. Звали его Желтоцветик. Он любил все желтое и часто выходил на улицу, вытягивал ладошки, и солнышко грело ему руки. Однажды он пошел гулять и услышал плач - это была одна девочка. Ее звали Солнышко. «Что ты плачешь?» -спросил гномик. Девочка ответила, что она упала, ей очень больно. Желтоцветик помог девочке, обогрел ее своим желтым цветом -цветом любви. Они подружились и стали жить вместе, приносить людям счастье.

Маша Чирочкина, 7 лет

Зеленая сказка

Дети очень любили играть в зеленый цвет - цвет здоровья, жизненной силы. Однажды они пошли погулять и увидели зеленый цвет, а рядом с ним Волшебника, который превратил их в зеленых человечков.

Дети посмотрели на себя, им очень понравилось быть зелеными. Они пришли домой. Мамы и папы увидели их зелеными, и им захотелось стать такими же. Волшебник был добрый. Он сотворил и это волшебство, ведь они жили в сказочной стране.

Ваня Васильев, 6 лет

Голубая сказка

Однажды голубой цвет пошел погулять на улицу и встретил там желтый цвет. Голубой цвет пригласил желтый за красками в магазин. Зашли они в магазин, купили много красок, потом пошли в гости к другим цветам, где много рисовали. Рисунки у всех были очень красивые, а друзья - счастливыми.

Маша Федотова, 7 лет

Синяя сказка

Жил-был синий мир. В этом мире все было синее, даже трава. И был голубой мир, который очень дружил с синим. Из голубого мира люди приходили в синий, чтобы насладиться его мечтой и самим помечтать. Люди хотели иметь крылья, чтобы полетать в синем небе. У всех, кто мечтал, мечты сбывались.

Ваня Маслов, 6 лет

Фиолетовая сказка

Жил на свете Дракончик. Однажды он захотел посмотреть на настоящее солнышко. Когда они встретились, солнышко очень удивилось: почему Дракончик фиолетовый, а не зеленый? Дракончик ответил, что он не простой Дракоша, а волшебный. Он дарит всем на земле фиолетовый цвет - цвет Мудрости.

Настя Старикова, 7 лет

Сказка про слонов

В жаркой Индии жили три слоника. Они были друзьями. У слонов были большие уши, с их помощью они спасались от жары. Вместе слоники ходили по лесам и купались в реке. У одного из друзей был день рождения. И он пригласил приятелей в гости. Товарищи подарили ему огромную связку бананов и букет цветов. Слоники долго веселились и играли до самой темноты. А когда пришло время расставаться, то все подумали о том, как хорошо иметь столько настоящих друзей.

Витя Бейнарович, 7 лет

Как Арбуз подружился с Дыней

Жил-был Арбуз. Он хотел завести себе друзей, но с ним никто не хотел дружить, потому что он был очень толстый и неповоротливый. С ним было неудобно играть в прятки. Однажды он встретил Дыню. Дыня с радостью согласилась дружить с Арбузом. Ведь только она знала, какой Арбуз на самом деле добрый и веселый.

Никита Барталицкий, 7 лет

Послесловие

Народная мудрость гласит: ребенок -это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать.

Детское творчество - важнейшая глава этой Великой книги.

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Выбирая сказки для нашей книжки, мы восхищались чистотой помыслов детских сердец. Сказки детей просты и бесхитростны. Каждая - история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому. В ней дети мечтают о прекрасной и возвышенной жизни, о мире без конфликтов, о дружбе и любви.

Детские сказки трогают сокровенные струны нашей души, учат любить этот мир, принимать и улучшать его.

Вот и закончилось наше путешествие в жизнь детской сказки. Мы благодарны детям за то, что они доверили нам свои сказочные истории, мы благодарны им за умение видеть мир в ярких красках, радостных тонах. Мы благодарны и тебе, дорогой читатель, за то, что твое сердце откликнулось на искры детского творчества.

Наше путешествие заканчивается, но жизнь Сказки продолжается...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство самопознания дошкольников

Волшебная сказка – прекрасное творение искусства, наша историческая и индивидуальная память неразлучны с ней. Сказка набрала в себя мудрость жизненных наблюдений, остроту социального смысла, став свое...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и ук...

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»

      Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же т...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...