Конспект НОД по развитию речи "Необыкновенные приключения мячика Непоседы".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Алейникова Елена Леонидовна

Расширять знания детей о видах транспорта (наземном, водном, воздушном); учить их различать автомобили по их назначению; давать детям представление о важности работы водителей; учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_myachika_neposedy.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 1 «Сказка»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе:

«Необыкновенные приключения

мячика Непоседы»

                                                                           Воспитатель: Алейникова Е.Л.

г. Приморско – Ахтарск

2012г.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о видах транспорта (наземном, водном, воздушном); учить их различать автомобили по их назначению; давать детям представление о важности работы водителей; учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях.

Развитие речи: развивать связную речь детей; учить их распространять предложения путём введения второстепенных членов предложения; тренировать детей в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Развивающие: развивать у детей желание освоить правила поведения на улице; развивать у них внимание, восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное мышление; формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном; развивать критичность мышления.

Воспитательные: воспитывать у детей умение вести себя в обществе; развивать у них чувство сострадания, стремление проявлять заботу о других; создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывать у детей уважение к труду водителей.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия к светофору, знакомство с дорожными знаками.
  2. Игры с мячами разных размеров.
  3. Изготовление макета по ПДД.
  4. Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегал «Машины на нашей улице».

Материалы и оборудование: большой мяч, на котором нарисована весёлая рожица; макет по ПДД; два маленьких мячика (мячик, ёжик); два обруча; аудиозапись «Маленькая страна»; презентация «Виды транспорта»; макет светофора; цветная бумага, ножницы; клей; кисточки для клея; подставки под кисточки; клеёнки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы все любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Но сначала закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, что вы больше всего любите делать. Вспомнили? Откройте глаза. Прошу вас не говорить, а показать движениями. (дети, посредством пантомимы, поочерёдно показывают как они рисуют, кормят рыбок, конструируют из кубиков, прыгают, играют с игрушками и т.д. Остальные ребята отгадывают).

Воспитатель: Молодцы! Сколько у вас интересных занятий. Как вы любите бегать, прыгать, веселиться. Настоящие непоседы! У меня есть дружок, он очень на вас похож. Угадайте, кто это?

Упадёт – не плачет,

Ножек нет, а скачет?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это мяч. ( в группу влетает мяч).

Воспитатель: Ой, у нас гость. Это он и есть, мой знакомый мячик Непоседа. Скажите, как можно играть с мячиком? (ответы детей).

Воспитатель: Умницы! Мячик можно подбрасывать, кидать, катать, отбивать, ловить, ударять, и т.д. Ребята, посмотрите на мячик, какая у него интересная рожица! Как вы думаете, какой у него характер? (ответы детей)

Воспитатель: Да! Весёлый, озорной, хороший, непослушный, забавный… Хотите поскакать, с мячиком поиграть? (динамическая пауза «играем в мяч». Дети перебрасывают мяч друг другу, каждый раз подбрасывая его всё выше).

Воспитатель:    Но упал мой мяч с небес,

                    Закатился прямо в лес,

                    Раз, два, три, четыре, пять…

(воспитатель берёт мяч, тот как будто выскакивает из рук и выкатывается из комнаты).

Воспитатель: Мы пойдём его искать? Укатился! Хотелось бы вам, друзья, понаблюдать за его приключениями? (ответы детей)

Воспитатель: Надевайте волшебные очки. Они помогут нам увидеть Непоседу. Если понадобится, мы можем прийти ему на помощь, согласны? (ответы детей. Дети надевают «очки». Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам. Воспитатель выставляет макет «Дорожное движение». Маленький мячик ставит на мостовую).

Воспитатель:  Ах, видите? Может случится беда! Мячик выскочил на дорогу. Скорее расскажите ему о правилах поведения на улице. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! И Непоседа вас услышал! Он вернулся на тротуар. Ура! Мы можем не только видеть, что происходит с мячиком, но и разговаривать с ним. Давайте спросим его, что он слышит?

Мяч:  Шуршат по дорогам весёлые шины,

            Спешат по дорогам машины, машины.

            А в кузове важные, срочные грузы –

            Кирпич и железо, дрова и арбузы.    

Воспитатель: Это грузовые машины. На них написано, что они перевозят. Давайте посмотрим и назовём какие грузовые машины бывают. (просмотр слайда № 1 ).

Мяч: А ещё я вижу…. Встало с краю улицы в длинном сапоге

           Чучело трёхглазое на одной ноге.

            Где машины движутся, где сошлись пути,

            Помогает улицу людям перейти. Что это? (ответы детей).

Воспитатель: Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают? (ответы детей).

Воспитатель: Какие специальные машины могут ехать даже на красный сигнал светофора? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Это машины «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Милиция». ( просмотр слайда № 2)

Воспитатель: Эти машины помогают спасти людей и различные постройки во время чрезвычайных происшествий. Ребята, посмотрите, у нас в группе есть светофор, но его огоньки не горят. Давайте сделаем так, чтобы они загорелись. У светофора четыре стороны, поэтому нам понадобятся четыре команды. Каждая команда будет делать свою сторону светофора. На столах лежит цветная бумага разных цветов. Каждой команде надо выбрать те цвета, которые есть у светофора. Скажите, какие это цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Красный, жёлтый, зелёный. А какой формы глазки светофора? (ответы детей).

Воспитатель: Да, круглой. Вам надо из квадратов вырезать круги и приклеить так, чтобы каждый цвет светофора был на своём месте. Интересно, на что похожи глазки светофора? (дети формулируют ответы и под лёгкую музыку выполняют работу).

Воспитатель: Ребята, на улицах нашего города много автомобилей.  Автомобили бывают разных размеров и форм. Они нужны людям для выполнения различных работ. У большинства машин двигатели работают на бензине. Автомобили укомплектованы механизмами с разными движущими частями. За этими механизмами нужен тщательный уход, иначе они испортятся. Ребята, скажите, какие вы знаете части автомобиля? Я думаю, это  будет полезно знать и нашему любопытному Непоседе. (ответы детей).

Воспитатель: Смотрите! Наш мячик прыгнул в кузов грузовика. Он не знает, на каком транспорте можно ездить пассажирами. А вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: правильно! Люди – пассажиры ездят в автобусах, троллейбусах, такси, трамваях… (просмотр слайда № 3).                                                                                                  Воспитатель: Машины, которые ездят по земле, относятся к наземному виду  транспорта. Давайте и мы прокатимся на такси. (дети играют в подвижную игру «Эх, прокачу! ».

Воспитатель: По улицам ездит много машин. Сколько их, посчитаем? Вставайте в кружок. (проводится дид. игра «Один – два – пять»).

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами играли, Непоседа оказался на кораблике. И вдруг кораблик неожиданно накренился и мяч упал в воду.

Мяч:  Караул! Тону!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, напрасно он беспокоится или нет? ( ответы детей).

Воспитатель: Да, в мячике есть воздух, поэтому он не утонет. Попробуйте угадать и показать, какие из предметов плавают, а какие нет. Если я называю предмет который плавает, покажите движениями как будто вы плывёте, и скажите «Плавает». А если предмет не плавает – присядьте, и скажите «Не плавает».  ( дети играют в дид.игру «Плавает – не плавает».)  

Воспитатель: Интересная история получается! Вокруг корабля плавают лодки, яхты, парусники. А плавают они по воде. Какой же это вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 4).

Воспитатель: Молодцы! Это водный транспорт. А наш мячик выскочил из воды на крутой бережок, на котором стоял дремучий лес, и покатился по дорожке. Как вы думаете, ребята, какие опасности его там подстерегают? (дети формулируют ответы).

Мяч: Посоветуйте, ребята, как бы мне избежать опасности? (советы детей).

Воспитатель: Да, мячик, чтобы избежать тебе опасностей, надо превратиться в кого – нибудь колючего, например ёжика. Вспоминай волшебные слова, говори их и превращайся. (воспитатель на место мячика ставит фигурку ёжика).

Воспитатель:  Я про ёжика скороговорку знаю. Попробуйте её повторить.

Ершился ёж, ерошился,

Иголками топорщился:

«Кому охота есть –

Ежа попробуй съесть».

(дети повторяют скороговорку два – три раза с изменением голоса по силе и темпу).

Воспитатель: Вдруг наш мячик – ёжик видит – перед ним по тропинке бежит домик Бабы –Яги. Скажите, ребята, избушка на курьих ножках это транспорт или нет? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это транспорт. Только сказочный, как ковёр -  самолёт, сапоги – скороходы. (просмотр слайда № 5).

Воспитатель:  Вот и вечер наступил. Упал наш мячик – ёжик под кустик и увидел…  Весь свет в платье синее одет. Что это? (ответы детей).

Воспитатель: Да, мячик увидел в небе звёзды, планеты, самолёты, вертолёты, спутники, ракеты, Луну… Скажите, самолёты, вертолёты, ракеты это какой вид транспорта? (ответы детей и просмотр слайда № 6).

Воспитатель:  Молодцы! Это воздушный транспорт. А наш весёлый друг, чтобы продолжить путешествие, скинул с себя иголки. «Так передвигаться гораздо привычнее», - решил он. (воспитатель, на макете, меняет фигурку ёжика на мячик).

Мяч: Оказывается, я могу не только прыгать и скакать. Я могу ещё ехать, плыть, летать.

Воспитатель: Ребята, каждое из названных слов – действий имеет свою семейку, назовите какую? ( дети играют в дид.игру «Семья слов»)

Воспитатель:  Друзья мои! В «Маленькой стране» может произойти ещё много – много удивительных и весёлых приключений. А какими они будут – знаете только вы, если только сможете почувствовать себя волшебниками и их придумать.

Пояснительная записка.

Для составления конспекта занятия мной были использованы: Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.) ; библиотека программы «Детство» под редакцией Л.Е.Белоусовой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.); картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики под редакцией Н.В.Нищевой («Детство – Пресс» Санкт – Петербург 2010 г.)

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Транспорт». Это занятие включает в себя: презентацию, фонетическую ритмику, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, аппликацию.

Это занятие способствует расширению знаний у детей о видах транспорта; учит их различать автомобили по их назначению; развивает у детей желание освоить правила поведения на улице; также развивает внимание, восприятие, наблюдательность, логику, мышление; способствует развитию связной речи.

Разнообразные игры, презентация слайд – шоу, способствуют формированию у детей необходимых умений и навыков, развитию речи, фонетического слуха и помогают пополнить словарный запас детей, закрепляют умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Данное занятие состоит из заданий на воспитание у детей умения вести себя в обществе, расширения у них чувства сострадания, стремления проявить заботу о других; закрепляет умение создавать радостно – эмоциональное настроение; воспитывает у детей уважение к труду водителей; учит детей применять личный опыт в игровых ситуациях; развивает критичность мышления.

Занятие способствует увеличению памяти, внимание у детей стало более произвольным, мышление от наглядно – действенного переходит к наглядно – образному. У детей увеличилась потребность в речевом общении, идёт быстрое накопление словаря, увеличилась познавательная активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необыкновенные приключения мячика Непоседы» - конспект занятия

Данное занятие позволяет детям в игровой форме закрепить виды транспорта....

Конспект НОД по развитию речи «Приключение зайчонка Кузи» (старшая группа)

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Познакомить с буквой «Ш» ( видим  и  пишем) и  звуком «Ш». (согласный, твёрдый, шипящий)...

Конспект НОД по развитию речи "Приключение Колобоки"

laquo;Приключение Колобоки»Конспект непосредственной  образовательной деятельности с детьми раннего возраста Технологии: игровая, личностно-ориентированная, развивающая, здоровьесбере...

Конспект НОД по развитию речи "Приключения ребят в стране сказок"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием карт Проппа...

Конспект НОД по развитию речи «Приключение снежинок»

КонспектНОД   по развитию  речи  для детей подготовительной логопедической группы«Приключение снежинок»с использованием метода сказкатерапии, ИКТ...

Конспект занятия по развитию речи "Приключения Зеленой Ёлочки"

Конспект занятия в младшей группе  в работе над темой «Новогодний праздник»....

Конспект по позванательному развитию (ОБЖ) "Приключение колобка"

Конспет по познавательному развитию (ОБЖ)  содержит информацию по безопасности  в опасных жизненных ситуациях. Дает детям понятия о том, что приятная внешность не всегда соответствует д...