Развитие грамматического строя речи
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Юрина Раиса Алексеевна

Игры по формированию морфологической правильной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи.

    Одной из задач речевого развития в дошкольном возрасте является развитие грамматически правильной  речи. Для многих детей характерны трудности в усвоении слов в родительном падеже. Это выражается  в искажении их звукослоговой структуры.

Игры по формированию морфологической правильной речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В игре можно ежедневно закреплять употребление  слов в родительном падеже. Содержание игр усложняется с возрастом детей.

      Начиная с младшей группы в игре «Чего не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Аналогичны игры «Чего нет у Кати?», «Кого нет в Теремке?», «Кого нет в группе?»  и т.д. В игре «Один – два» подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов (один зайчик – два зайчика, одна кошка – две кошки).

     В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала). Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (зайчонок –зайчата -много зайчат, лисенок –лисята –много лисят). С этой целью можно проводить игры «На лесной полянке», «Скотный двор», «Птичий двор».

В игре «Самый ловкий» дети бегают по кругу, а по окончании звучания музыки быстро берут любую игрушку, называя, каких игрушек не стало на ковре.

Также целесообразно проведение таких игр, как «Чудесный мешочек» (Я достал мячик, теперь в мешочке нет мячика).

     В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных, но в более усложненном варианте.

Упражняют детей в образовании  множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже, учат подбирать  к словам определения и действия, согласовывать их  в игре «Один – много». (-Это.. стол, а это… (столы). Здесь много… (столов). Каких столов? (Деревянных, письменных, обеденных). 

Игра  «Один, два, три, четыре, пять» учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (один красный шарик, два красных шарика, три красных шарика и т.д.). 

В игре «У кого сколько?» дети упражняются в согласовании числительных с существительными. (Почтальон принес посылку. Дети отвечают на вопрос «Что тебе прислали в посылке?». «Мне прислали два ведра и три мячика»).   Игра «Исправь ошибку» : Пришел Буратино и просит помочь составить телеграммы (Прислать пять книга. Папа приедет  через шесть день).  

В игре «Кого позвать на стройку?» ведущий называет строительные профессии. Например: «На стройке нужны крановщики». Дети отвечают: «Нужно позвать …(крановщиков)».

В игре « Угадай, кто это?» дети делятся на группы, чтобы договориться, какое животное будут изображать. Одна группа изображает животных, другая угадывает: «Мы угадали оленей, моржей, медведей».

Игра «Зоопарк» (У слона есть хобот, а у медведя нет … (хобота). У страуса есть перья, а у крокодила нет… (перьев) и т.д.).

Игра «Небылицы» (Взрослый говорит: «Летом выпал снег». Ребенок отвечает «Нет, летом не может быть снега». Летом есть лед? – Нет, летом нет льда).

Игра «Садовник и цветы»: Выбирается садовник (или взрослый). Остальные дети – цветы. Садовник подходит к ребенку и говорит: «Садовник сорвал ромашку». Ребенок отвечает: «В саду больше нет ромашки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...