Культура речи педагога
консультация по развитию речи по теме

Павленко Елена Руслановна

Консультация для педагогов дошкольного образования об условиях формирования культурной речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи у детей в детском саду возможно при условии правильной речи окружающих, которая должна соответствовать нормам литературного языка. Дети, подражая речи окружающих, перенимают все тонкости правильного произношения, словоупотребления, а также и те несовершенства, которые иногда встречаются у взрослых.

Педагог детского сада, постоянно находясь в контакте с детьми, является основным источником, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Дети перенимают от педагога манеру говорить, правильно произносить звуки речи, неторопливо произносить слова и фразы, выдерживать вежливый тон в процессе общения и т. д.

Формируя у детей речь, педагогу необходимо самому хорошо владеть ею. От культуры речи педагога зависит культура речи детей, так как культуре речи следует учить, прежде всего, путем примера.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда предоставляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще всего обращено не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, отдельные речевые недочеты прочно закрепляются и потому их «говорящий» не замечает (например: торопливость, невнятность, небрежность, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов, монотонность речи и др.)

Какие же требования должен предъявлять педагог к своей речи, чтобы избежать возможности аналогичных недостатков у своих воспитанников.

  1. Прежде всего, следует отметить недопустимость работы с детьми педагогов, имеющих такие речевые дефекты, как заикание, гнусавость, неправильное произношение звуков, а так же при наличии в речи акцентов и различных диалектных особенностей. Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у тех воспитателей, у которых внятная и отчетливая речь, с четким произнесением фраз, слов и каждого звука в отдельности, т.е. при наличии хорошей дикции.
  2. Для устной речи характерны определенные звучания звуков и их сочетаний, которые не всегда совпадают с правильным написанием. Так, например, говорят "каво" (вместо "кого"), "што" (вместо "что"), "ево" (вместо "его"), "щастье" (вместо "счастье") и др.
  3. Способность передавать в речи тончайшие оттенки чувств, переживаний, мыслей достигается благодаря правильному использованию интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра. Стихи, сказки, рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту языка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста.
  4. Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не слишком быстрой. Торопливость речи недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Обычно лучше воспринимается речь тогда, когда она произносится в слегка замедленном темпе. Сказки, рассказы, стихи, читаемые мастерами художественного слова для детей, как правило, даются в более замедленном темпе, по сравнению с разговорной речью. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечеткой, трудной для восприятия.
  5. Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!) Если необходимо усилить громкость речи, то лучше всего это сделать путем более четкого произнесения слов, замедляя при этом темп речи.
  6. В общении с детьми педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и правильно подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Бедность словаря педагога, употребление им малопонятных для детей слов, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

В качестве недостатков использования словаря педагогов следует отнести, например, такие, как злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "Танечка, помой ручки", "Детки, садитесь на стульчики", "Катенька, убери чашечку со стола." и др., употребление просторечных слов ("ложи" вместо "клади", "седня" вместо "севодня", "рубать" вместо "рубить" и др.), засорение речи лишними словами (ну, вот, так, значит), подлаживание под детскую речь, когда без надобности используются звукоподражательные слова (это ав-ав? и пр.)

Речь педагога не может быть ограничена употреблением только простых предложений. Она должна состоять из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. педагогу необходимо следить за правильным употреблением предлогов и падежных окончаний.

Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и к окружающим.

Исправляя речевые недостатки детей, следует не заострять внимания на допущенных ими ошибках и по возможности исправлять их: "Маша, следует сказать много окон", если ребенок сказал "окнов" и потребовать от ребенка повторения исправленной фразы.

Рассказывая детям, необходимо не только хорошо знать содержание материала, но и постоянно следить за оформлением своей речи. Хорошее знание материала еще недостаточно, чтобы дети с интересом слушали, необходимо умело донести его до маленьких слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...