Проект по мотивам русской народной сказки «Репка» на один год для детей 4-5 лет
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Пущиенко  Наталья Валерьевна

 

Проблема

В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается «Золушкой», и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка - дошкольника.

Обоснование проблемы

Если в развитии коммуникативной деятельности и  творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то формирование речи и этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

 

Цель проекта:

Познакомить детей средней группы с одним из видов театра в процессе подготовки к театрализованному представлению, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетом сказки; развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

 

Задачи:

·                               познакомить детей с особенностями и структурой сказки.

·                               формировать у детей интерес к слушанию.

·                               учить понимать занимательность сюжета сказки, особенность её языка.

·                               развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

·                               побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказки, использовать различные виды театра: фартуковый театр и игровой.

·                               обогатить театральную среду новым костюмами.

Задачи обучения:

- побуждать интерес к предполагаемой деятельности.

- приобщать детей к процессу познания.

- привлекать к воспроизведению образов.

 

Методы проекта:

·                               Чтение с детьми сказки.

·                               Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев;

·                               Изготовление костюмов для персонажей.

·                               Подборка оформления сцены;

·                               прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением.

 

 

Проект игровой, творческий.

Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

 

Участники проекта:

Воспитатели

Дети средней группы

Родители

 

Этапы

1. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.).

2. Основной (декабрь 2012г. – март 2013г.).

3. Заключительный (апрель – май 2013г.).

 

Подготовительный этап:

1. Диагностика творческих способностей детей (сентябрь 2012г.).

2. Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности (октябрь 2012г.).

3. Создание предметно-развивающей среды (ноябрь).

 

Основной этап:

(декабрь, январь, февраль, март 2013)

1. Беседы: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.

2. Выбор произведения. Чтение сказки «Теремок» с показом иллюстраций.

3. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности -

игра-драматизация  - инсценировка сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности :

·       Изготовление атрибутов : овощи из папье-маше (репка, свёкла, редиска, морковка, капуста);шапки для репки, свёклы, редиски, морковки, кошки, собачки, мышки (принимали участие родители).

·       Театральные костюмы: дедки , бабки,  внучки, собачки, кошки ,мышки

·       Подбор музыкального сопровождения.

4.Распределение ролей воспитателями совместно с детьми:

             Скоморохи – Чурбанов Матвей, Ермаков Саша

             Дед – Чурбанов Матвей

             Бабка – Хасянова Карина

             Внучка – Фомина Мария

             Собачка – Бычинков Степан

             Кошка – Плешивенкова Полина

             Мышка – Ермаков Саша

 

             Овощи:

             Репка – Несмеянов Артём

             Капуста –  Ракова Настя

             Свёкла – Хлюстов Кирилл

             Редиска – Бесчастнов влад

             Морковка – Веденева Настя

 

5. Оформление сцены декорациями: домик.

 

6.  Ход представления.

 

Внимание! Внимание! Внимание! 
Открывается веселое гуляние! 
Торопись, честной народ, 
Тебя ярмарка зовет! 
 

Скоморох 1

На ярмарку! На ярмарку! 
Спешите все сюда! 
Здесь шутки, песни, сладости, 
Давно вас ждут, друзья! 
Скоморох 2

Эй, не стойте у дверей, 
Заходите к нам скорей! 
Народ собирается - 
Наша ярмарка открывается! 

Вместе

Мы ребята озорные! 
Мы ребята удалые! 
Сказку «Репка» вам расскажем                                                                              И подробно всё покажем.

Скоморох 2

Есть в деревне старый дом                                                                                          С огородом и крыльцом.                                                                                        Дед и баба там живут                                                                                          Тише, вот они идут.

 

Выходят Дед и Баба

Дед:

Есть у нас огород,                                                                                                Там капуста растет                                                                                                         И морковка растет.                                                                                                    Вот какой огород!

Баба :

Есть у нас огород,                                                                                                    И редиска там растет.                                                                                           Только репы нету там.

(к деду)

Я тебе заданье дам:                                                                                              Говорит деду:   В огород ты, дед, иди                                                                            И там репку посади.                                                                                                    Репку непростую,                                                                                                       Репку золотую.                                                                                                            Пусть растет большая,                                                                                           Вкусная такая!

Бабка уходит в дом, дед – в огород: «копает» и «сажает» репку

Дед (выполняет действия по тексту и говорит):

Вот я репку посадил,                                                                                          Взял ведро – ее полил.                                                                                             Пусть она теперь растет,                                                                                      Украшает огород!

(Дед уходит в дом)

Выбегает мышка, любуется

Мышка:   

Вот какой огород!                                                                                                 Ой, здесь репка растет.                                                                                              Надо мне лопату взять,                                                                                          Немного грядку подравнять

(«ровняет» лопатой грядку, убегает)

 

 

Репка

Поскорей полейте грядку                                                                                     Свежей, чистою водой.                                                                                        Стану я большой и сладкой, (2 раза)                                                                          Стану сладкой и большой.

Входит Внучка, поливает огород из лейки, поет песню /«По малину в сад пойдем»

Внучка:

Огород я свой люблю,                                                                                               Все я грядки прополю:                                                                                                                И морковку, и капусту,                                                                                                           И редиску немножко

Вбегают кошка с собакой, бегают друг за другом

Внучка:   

Тише, здесь вы не бегите,                                                                                         Грядку вы не повредите!

Собака:  

Гав, смотри какая репка!                                                                                                  И засела в грядке крепко.

Внучка:   

Надо дедушку позвать,                                                                                                Уж пора ее достать

Зовет Деда, Дед выходит

Внучка:   

Наша репка золотая                                                                                             Выросла уже большая!

Дед тянет репку

Дед:     

Ох, никак не поддается!                                                                                 Нужно в помощь бабку звать.                                                                                         Бабка, бабка, помогай!                                                                                            И ты, внучка, не зевай!

Тянут Дед с бабкой, затем внучка

Внучка:   

Жучка, Жучка, помогай,                                                                                                    И ты, киска, не зевай!

Тянут Дед с бабкой,  внучка, Жучка, кошка

Кошка:

Мышка, мышка, выходи                                                                                                    И тянуть нам помоги!

Тянут все вместе, вытянули.

Дед:     

Репка выросла моя,                                                                                                         Ее тащила вся семья:                                                                                                            Бабушка и Внучка,                                                                                                             И собака Жучка,                                                                                                          Мышка да кошка,                                                                                                               Да и я немножко.

Репка

С огородною грядой                                                                                      Подружилась крепко.                                                                                             Но вы дружною семьей                                                                                             Вытянули репку.

 Бабка

А на радостях сейчас                                                                                                      Мы пойдем в веселый пляс!

7. Решение проблемных ситуаций:

- Эмоциональность речи;

- Поведение в театре.

 

8. НОД:  индивидуальная, групповая.

 Образовательная область «Познание»:

- слушание сказок;

- рассматривание иллюстраций книг;

- тематические занятия, беседы;

- пересказ сказок.

Образовательная область «Социализация»:

-  игра- драматизация.

Образовательная область «художественное творчество»:

- тематические занятия;

- лепка героев сказок;

- раскрашивание иллюстрации по сказкам;

- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

-аппликация на тему сказки;

-комплексные занятия по теме.

Образовательная область «Музыка»:

-прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- Сказка «Репка» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

Образовательная область «Физическая культура»:

- образное имитирование героев сказок;

-включение подвижных игр с имитацией движения героев.

Образовательная область «Коммуникация»:

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);             -  поддерживать и завершать диалог (учитывать условия и ситуацию; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора;

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- знакомство и чтение сказки;

- слушание русской народной сказки « Репка» на диске;

-просмотр мультфильма «Репка».

Образовательная область «Труд»:

-кормление птиц в зимний период;

-посадка и уход за садовыми культурами на приусадебном участке ДОУ;

-выездная экскурсия в ЭБЦ с целью ознакомления с повадками животных края.

 

9. Работа с родителями:

-оформить для родителей фотовыставку;

-предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;

-информирование родителей через сайт группы:

Логин: gruppakroxa@mail.ru

Пароль: gruppa137

10.  В группе дополнить уголок театра.

 

 

Заключительный этап:

1. Драматизация сказки в группе.

2. Выступление на городско конкурсе «Солнышко в ладошке» (апрель).

3.Выступление на городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» (май).

4. Диагностика.

 

 

Результаты и перспективы работы по развитию у детей творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

 

1. Дети постепенно осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);

2. Речь детей становится более связной, выразительной, расширяется их словарный запас;

3. Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

4. Они становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;

5. У детей появляется интерес к театру и искусству в целом. 

 

 

Использованная литература:

 

1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006г.

2. Русская народная сказка «Репка»

3. «Дошкольник. Младший школьник» №2, 2007год.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год. 

5. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000год.     

6. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008год.                                                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

Проект "Музыкально-театрализованное представление по мотивам русской народной сказки "Репка"

Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру, природу родного края, свое место в окружающем нас мире. Социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране  в конце X...

Паспорт проекта Проект по мотивам русской народной сказки «Репка» на один год для детей 4-5 лет

Актуальность проекта       В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается «Золушкой», и ее судьба, как от злой мачехи з...

Театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки "Репка" Немое кино в современной обработке "Веселая репка"

В творческом проекте принимали участие воспитанники группы компенсирующей направленности для  детей с ТНР "Жемчужинки"...

Сценарий музыкально - театрализованной постановки сказка – сценка «Сказочная Репка» по мотивам русской народной сказке «Репка» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Действующие лица и костюмы:Автор – взрослый.Старик – (ушанка, рубашка, невод, висящий через плечо).Баба – Яга (платье с заплатами, платок, накладной нос, метла).Спящая Красавица &nda...