"Путешествие в слова" Развитие речи для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шашкина Анна Алексеевна

Занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r._puteshestvie_v_slova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в слова»

Цели:

  • Закрепить с детьми представления о характерных признаках времен года
  • активизировать словарь по теме, подбирать слова-антонимы и слова-синонимы (упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей))
  • развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы
  • развивать связную речь
  • развивать умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки
  • воспитывать доброе отношение к окружающему миру

Оборудование:

  • предметные картинки признаков времен года,
  • обручи,
  • компьютер, мяч, медали, презентация «Слова-приятели».

Воспитатель: Организационный момент:

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, дети хоть куда.  Тогда начнем, друзья.

       В. - Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга, Саня и Ваня. (Выставляю картинки). О себе они еще расскажут. Поэтому будьте внимательны, ведь друзья приготовили вопросы для вас. Мальчики  дружные ребята, но сегодня чуть не поссорились, потому что не могут определить какое время года важнее и нужнее, а также не могут назвать приметы времен года. Поэтому я пригласила их к нам в гости. Давайте поможем им.  Согласны? 1мин.

  1. Игра «Назови приметы времен года»

В. - Саня и Ваня знают, что у старика-Годовика 4 дочери и зовут их?.. (выставляю картинки в обручи, которые лежат на полу, в них выкладываю картинки, дети называют – Зима, Весна, Лето, Осень). А вот и волшебная коробочка, а в нем живут приметы. Берите картинку-примету и положите к одной из дочерей. Готовы? (Достаем картинки из коробочки, и кладем к соответствующему времени года). Молодцы.  Вижу Саня и Ваня все поняли.  5 мин.

  1. Игра «Назови слова-признаки» 

В. - А сейчас давайте расскажем Сане и Ване, какая Весна, назовите слова- признаки. Картинки: Солнце, признаки Весны, листья, птицы, снег.

 Весна (какая?) Теплая, веселая, радостная, цветущая, звонкая.

Солнце (какое?) Яркое, жаркое, теплое, круглое, желтое, ласковое.

Листья (какие?) Молодые, зеленые, свежие, маленькие.

Ручьи (какие?) Звонкие, веселые, звенящие, быстрые, журчащие.

 А теперь назовем слова-действия.    

Птицы (что делают?) прилетают, строят гнезда, высиживают, кормят.

Снег (что делает?) Тает, сверкает на солнце, темнеет, уменьшается. Молодцы!     Саня и Ваня улыбаются.  5 мин.

 В. - А я предлагаю вам игру с мячом.

3.     Блиц-турнир (Игра с мячом)

  1. Найди лишнее слово? Почему? – ромашка, ландыш, сирень, колокольчик
  2. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелетные)
  3. Какой сегодня день недели?
  4. Когда можно кататься на санках?
  5. Назови первые весенние цветы.
  6. Кто пишет музыку? (композитор)
  7. Назови одним словом: – туфли, сапоги, валенки, кроссовки (обувь)
  8. Найди лишнее слово: Почему? – Саша, Коля, Маша, Егорова.
  9. Кто автор сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Крошечка-Хаврошечка»? (русский народ).
  10. Назови лишнее: вишня, яблоко, груша, апельсин.
  11. Назови одним словом: – самолет,  автомобиль, мотоцикл, корабль (транспорт)
  12. Каких птиц называют зимующими?
  13. Назови одним словом: волк, лиса, медведь, белка (дикие животные).
  14. Назови пословицу о весне.
  15. Назови весенние месяцы.
  16. Какие животные меняют шубки весной и осенью? Молодцы. Вижу Саня и Ваня повеселели. Вы им нравитесь. 5 мин.

4.Физ. минутка

Нам с вами пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

1.Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

2.Это правая рука. Это левая рука.

Справа шумная дубрава, слева быстрая река.

Повернулись мы и вот. Стало все наоборот.

Слева шумная дубрава, справа быстрая река.

Неужели стала правой моя левая рука.

2 мин.

5. Логоритмика «За зимой идет весна» 

За зимой идет весна    (Дети идут друг за другом по кругу).
Снова будет не до сна.

За весною будет лето  (Взявшись за руки идут по кругу).
Не забудем мы про это.

А потом приходит осень (Руки на плечи, идут по кругу).
Хоть ее мы и не просим.

А за осенью – зима (Опустили руки).
Заморозит всех она.
 («Греемся»).

6. Словообразование сложных слов 

Картинки: аист, сом, волк, лошадь, белка, корова, собака.

-Если  у аиста длинные ноги, то он какой?

-Длинноногий аист.

-Если у сома длинные усы, то сом какой?

-Длинноусый сом.

-Если у волка острые зубы, то волк какой?

-Острозубый волк.

-Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?

-Быстроногая лошадь.

-Если у белки длинный хвост, то белка какая?

-Длиннохвостая белка.

-Если у коровы длинные рога, то корова какая?

-Длиннорогая корова.

-Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?

-Гладкошерстая собака.

 7. Составление рассказа по опорным картинкам

В. – И так, ребята, у нас получилась картина о весне. Она поможет вам закончить, используя картинки-опоры, прочитанный мною, рассказ.

Главное время года.

Поспорили Саня и Ваня: какое время года главное? Саня говорит:

- Лето! Летом созревает вишня и клубника, можно купаться в реке.

- Осень – главное время! – сказал Ваня, - осенью всё с огородов убирают.

- Вот! – подхватил Саня. – Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зимой. И новый год зимой. Зима – главное время года!

В. - Про какое время года не сказали? Продолжите рассказ. 8 мин.

Заслушать несколько ответов детей.                                                                         В. - Молодцы. А теперь Саня и Ваня хотят рассказать вам кто они такие. Смотрим презентацию –« Слова-приятели». 

8. Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

 2 мин.

9. Итог.

В. - Вот и перевёрнута последняя страница.

В какие игры играли? Закрепляли признаки весны, подбирали слова –признаки и слова-действия. Играли в игру «Четвертый лишний», подбирали слова-приятели.  Что вам больше всего понравилось?

-Сегодня вы мне очень понравились.

-Самые внимательные были:….

-Самые сообразительные:…

-Самые дисциплинированные:…

А вот вам награды от Сани и Вани (медали победителей). Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...