К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Филимонова Валентина Дмитриевна

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе перелётных птиц. Упражнять в употреблении приставочных глаголов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко»

К О Н С П Е К Т

интегрированного занятия

по ознакомлению с природой и развитию речи

в старшей группе детского сада

«Перелётные птицы»

Подготовила:

Филимонова Валентина Дмитриевна,

 воспитатель

г. Дзержинский

2012-2013 уч.г.

Тема: «Перелётные птицы»

Программное содержание.

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе перелётных птиц. Упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Материал.

Иллюстрации с изображениями птиц; аудиозапись с голосами птиц. Игрушки: грач, воробей, стриж, домик.

Ход занятия

В о с п и т а т е л ь. Ребята, сегодня к нам в гости прилетела сорока. Она хочет рассказать всем нам о том, что недавно увидела.

С о р о к а.

Журавли летят, курлычат,

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.    

                                            И. Познанская

В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, почему журавли выстроились клином и улетают на юг? Как называются птицы, улетающие на юг? (ответы детей)

С о р о к а. И трясогузки в стаи собираются и на юг отправляются.

В о с п и т а т е л ь. Верно. А трясогузкой эту птицу так называют потому, что она, когда ходит по земле, поклёвывая букашек, потряхивает своим длинным хвостиком. Ещё её птицей-ледоломкой зовут, потому что она прилетает перед тем, как начинается на речках ледоход. Знаете, где она жильё своё строит? (рядом с жильём человека, на сеновалах, в больших дуплах, за обшивкой стен и в других укрытиях) Эта птичка очень смелая. Трясогузки общими силами, с шумом и гамом отгоняют от своего жилища врагов.

С о р о к а. Трясогузка – смелая птица, а вот жаворонок – певчая птица. Но поёт только самец-жаворонок. Про него даже стихи пишут.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто в вышине

Поёт, на солнышке сверкая…

                                                   В.Жуковский

Народная примета говорит: «Если утром рано не слышно жаворонка – это к дождю или плохой погоде». А вы знаете, где жаворонок вьёт гнездо? (в ямках на земле)

В о с п и т а т е л ь. Кто из птиц умеет подражать пению жаворонка? (скворец) Да, скворец может подражать пению и других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. В неволе может подражать человеку – говорить отдельные слова и фразы.

Он прилетает каждый год

Туда, где его домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

И всё же голос свой имеет.

Чей на дереве домишко

Строил я и мой братишка?

Дверь-кружочек, нет окна,

В доме пусто – тишина.

                                                                  Что это?  

                                (Скворечник)

     Его голос похож на треск, бормотание, верещание. Где ещё селятся скворцы? (в дуплах, под крышами домов) А какая птица поёт лучше всех? (соловей) На всем свете нет певчей птички, которая пела бы лучше соловья! Все его пёрышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают соловушке особую прелесть. Гнёзда они вьют около земли – в кустах смородины, крыжовника.

     А знаете ли вы, какие птицы строят свои гнезда под карнизами крыш и навесами? (ласточки) Свои гнёзда ласточки строят из комочков глины, склеивая их очень липкой слюной. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, на лету может пить, проносясь с вытянутой шеей над поверхностью воды. Может окунуть в воду любую часть тела, за несколько таких полётов ласточка полностью искупается. В пасмурную погоду она летает низко над землёй,  потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко, так как насекомые поднимаются вверх горячими потоками воздуха; отдыхать ласточки садятся на тонкие ветки или провода, оттуда легче взлететь. Как-то я наблюдала интересный случай. Я буду рассказывать и показывать, а вы мне помогать, подсказывая слова.

Грач как-то раз в саду сидел,

Вдруг стриж весёлый (прилетел).

Стриж низко-низко (пролетел),

А грач поймать его (хотел).

Стриж столб спокойно (облетел),

(педагог показывает, как стриж облетел столб, а грач ударился о стол)

Лоб у грача весь день (гудел).

Грач крался, грач дышать не смел,

А  стриж от столба (отлетел).

Стриж у столба чуть посидел

И тут же снова (улетел).

Грач оглянуться не успел,

Как стриж на крышу (залетел).

Грач лез по лестнице, пыхтел,

А стриж, смеясь, в окно (влетел). 

     А вы знаете, где грачи строят гнёзда? (на деревьях) А из чего? (из прутиков) Грачи строят гнёзда рядом друг с другом. Их там много собирается. Как называется это скопление грачиных гнёзд? (грачевники) Вы слышали, как кричат грачи? (дети изображают)

С о р о к а. Ребята, а теперь я вас всех приглашаю на птичий базар

Физкультминутка.

Вот аист идёт длинноногий и важный. (ходьба с высоким подниманием колен)

Вот гусь в красных сапожках шагает важно. (ходьба на носках)

А вот утка маленькими шажками идёт и утят за собою ведёт. (ходьба приставным шагом)

Ласточки с лапки на лапку пере вваливаются. (туловище слегка наклонено вперёд, руки назад)

Вдруг откуда ни возьмись ястреб налетел. (бег врассыпную)

И все птицы убегают врассыпную.

Потом друг за другом шагом. (ходьба друг за другом шагом) И бегом. (бег)

Но вот ястреб улетает.

В о с п и т а те л ь. Знаете ли вы, какую пользу приносят людям птицы? Они уничтожают много разных насекомых. Но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Кто же это? (кукушка) Строит кукушка себе гнездо? (нет) Куда же она откладывает яйца? (в чужие гнёзда) А вылупившийся птенец выбрасывает из гнезда оставшиеся яички и уже вылупившихся птенцов. У него для этого даже есть специальная ямочка на спине. Приёмные родители ничего не замечают и без устали кормят очень прожорливого птенца.

С о р о к а. Холодно на улице, все водоёмы скоро покроются льдом, куда же водоплавающим птицам деваться? (они улетают в тёплые края)

В о с п и т а т е л ь. Гуси и цапли шеренгой полетят крыло к крылу. Утки выстроятся в прямую линию и образуют дугу, а вот крупные хищники – орлы, ястребы – компаний не признают, а летят в одиночку. Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (ответы детей) Давайте поиграем. Я буду выставлять картинки птиц, а вы называть их.

Вот сидят все птицы вряд,

На ребят они глядят,

С ними поиграть хотят.

(проводится игра «Четвёртый лишний», к перелётным птицам добавляются зимующие)

Какая птица здесь лишняя и почему? (ответы детей)

А теперь настало время послушать пение птиц и попытаться отгадать, какая птица как поёт. (педагог включает аудиозапись «Пение птиц». Дети угадывают птиц по голосам.)

Много интересного мы сегодня узнали про птиц, Кому какая птица понравилась? Почему?

Дети по желанию рассказывают о птицах.

В о с п и т а т е л ь.

Улетают птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

                                     О. Высотская

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи

Занятие для детей старшей группы "Откуда пришел хлеб?"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц

Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»...

Конспект комплексного занятия "Кто в лесу главный? Красная книга. Заповедники" по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе.

Во время занятия дети узнают о роли и значении Красной книгии работе заповедников в вопросах охраны природы,узнают о профессии лесника,о том, что многие животные и растения являются редкими и нуждаютс...