ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Филимонова Валентина Дмитриевна

Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений.

Пересказ по собственному плану.

Обогащение лексики синонимами к слову героический.

Развитие диалогической речи – использование сложноподчинённых предложений.

Развитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan3.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия по развитию связной речи

в подготовительной к школе логопедической группе

для детей с ОНР.

Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.

Цели.

Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений.

Пересказ по собственному плану.

Обогащение лексики синонимами к слову героический.

Развитие диалогической речи – использование сложноподчинённых предложений.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование.

Текст рассказа И.С Тургенева «Воробей».

Картинки: «Воробей с воробышком», «Охотник с собакой».

Предварительная работа.

Повторение названий зимующих птиц.

Загадывание детьми загадок о зимующих птицах.

Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Кто как зимует».

Ход занятия

1.Краткое вступительное слово педагога о великом русском писателе И.С. Тургеневе.

2.Чтение рассказа «Воробей» с целью целостного эмоционального восприятия.

3.Диалог по содержанию рассказа.

- Как называется рассказ?

- Кто написал рассказ «Воробей?»

- Откуда возвращался охотник?

- Кого увидели охотник и собака?

- Что сделал старый воробей?

 4. Вопросы педагога поискового и проблемного характера, требующие использования в ответах сложноподчинённых предложений.

- Где шёл охотник, когда возвращался с охоты?

- Почему воробышек сидел на тропинке, беспомощно растопырив крылышки.

- Почему воробышек беспомощно растопырил крылышки?

- Что сделал старый воробей, когда угроза нависла над его детищем?

- Почему автор назвал поведение старого воробья героическим?

- Почему писатель И.С. Тургенев восхищался героизмом маленькой пташки?

5. Упражнение в подборе синонимов к слову героический.

- Какой признак подходит к поступку старого воробья?

(весёлый, героический, трусливый, смешной)

- Какие признаки можно использовать вместо слова героический (поступок воробья)?

(храбрый, трусливый, мужественный, смелый, спокойный)

6. Словообразование синонимов по образцу:

Защищает воробьишку без страха – бесстрашный поступок,

Проявляет отвагу – отважный поступок,

Решительно падает камнем под носом  собаки – решительный поступок.

7. Спряжение в настоящем времени

восхищаться героизмом маленькой пташки.

8. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ с изменением лица

(вместо я – писатель или автор, охотник).

9. Составление плана.

- Деление педагогом текста на части.

- Выделение в каждом отрывке ключевой фразы. Частичное изменение для использования в плане.

- Составление и запоминание плана.

Писатель с собакой возвращались с охоты.

Впереди сидел молодой воробышек.

Старый воробей защищал своё детище.

Автор восхищался героизмом маленькой пташки.

10. Третье чтение рассказа.

11. Пересказ детьми по плану по цепочке с опорой на предметные картинки.

12. Определение детьми многократно повторяющегося в рассказе звука Щ, припоминание слов со звуком Щ.

(пищал, беспомощно, чудовище, смущённый)

13. Итог.

Кто вам понравился в рассказе И.С. Тургенева «Воробей»?

Почему понравился воробей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе с элементами драматизации. Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

Занятие  ориентировано  на  детей  групп  комбинированной  направленности, но  может  использоваться  в  обычной  возрастной  группе. Исполь...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....