задания по развитию речи подготовительная группа
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Калинина Ольга Николаевна

задания по лексическим темам для детей с онр подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_razvitie_rechi_podgotovitelnaya_gruppa.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ»

Дети должны знать:

  • названия осенних месяцев;
  • основные приметы осени;
  • что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
  • что делают осенью животные и птицы;
  • чем занимаются люди;
  • какие подарки людям принесла осень;
  • почему об осени говорят «золотая».

«Один — много»

Месяц — месяцев,              дерево — деревьев,                        птица — птиц,

дождь — дождей,               фрукт — фруктов,                          сад — садов,  

лужа — луж,                        овощ — овощей,                       слякоть — слякоти,

урожай — урожаев,             листья — листьев,                    огород — огородов,              

зонт — зонтов,                      лес — лесов.

«Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,                    ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

 «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

звери делают на зиму (что?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

«Расскажи об осени по плану»:

  1. когда наступает осень;
  2. осенние месяцы;
  3. приметы осени в природе;
  4. красота золотой осени;
  5. что делают птицы и животные осенью;
  6. труд человека в осенний период;
  7. осенняя одежда.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Дети  должны знать:

  • названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;
  • понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
  • куда улетают птицы, почему;
  • части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
  • голоса, повадки птиц, их жилье.

«Назови детеныша»

Грач — грачонок — грачата,                

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,        

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,                                    

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,                                  

 утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

«Скажи, какая стая?»

Клин лебедей — лебединый,                                      

караван журавлей — ... ,

стая уток — ... ,                               ... грачей — ... ,                   ... соловьев — ... .

«Кто как кричит?»

Ласточка — щебечет,                                              грач — кричит «гра»,

соловей — заливается, свистит, щелкает,             кукушка — кукует,

журавль — курлычет,                                              жаворонок — звенит.

«Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).

«Расскажи о птице по плану»

  1. кто это;
  2. какая это птица (перелетная, зимующая);
  1. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
  1. чем питается;
  2. как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ»

Дети должны знать:

  • названия овощей и их частей;
  • сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);
  • что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;
  • что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.;
  • что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консервировать, сушить, мариновать;
  • что овощи полезны: в них много витаминов.

«Назови, какой, какая?»

Сок из помидоров — томатный, ...

огурцов — огуречный, ...                               моркови — морковный, ...

капусты — капустный, ...                              свеклы — свекольный;

грядка с огурцами — огуречная, ...

морковью — морковная, ...                          картофелем — картофельная, ...

кабачками — кабачковая, ...                          тыквой — тыквенная.

«Скажи наоборот»

Кабачок большой, а огурец — маленький,

картофель крупный, а редис — ... (мелкий),

перец внутри пустой, а морковь — ... (полная), помидор мягкий, а огурец — ... (твердый).

«Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

«Убираем урожай»

Показываем картинки овощей и просим детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).

Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).

Капусту — ... (срезают).

Картофель — ... (выкапывают).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»

Дети должны знать:

  • названия фруктов и их частей;
  • где, на чем фрукты растут;
  • свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);
  • что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;
  • что фрукты полезны, в них много витаминов.

«Назови ласково»

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

«Посчитай фрукты»

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

 «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

... груш — грушевый,                             ... слив — сливовый,

... вишни — вишневый,                          ... лимонов — лимонный,

... абрикосов — абрикосовый,                ... апельсинов — апельсиновый,

 ... персиков — персиковый,                   ... мандаринов — мандариновый.

«Беседа о фруктах»

Что это? (название фрукта).

Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Дети должны знать:

  • названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран;
  • названия частей тела животных;
  • места обитания диких животных в природе.

«У кого кто?» (детям 58 лет)

У белки — бельчонок, бельчата,                    у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,                           у слонихи — слоненок, слонята,

у лисы — лисенок, лисята,                              у волчихи — волчонок, волчата,

у моржихи — моржонок, моржата,                у тигрицы — тигренок, тигрята,

у тюленихи — тюлененок, тюленята,             у львицы — львенок, львята,

у медведицы — медвежонок, медвежата.

«Чей хвост?»

У лисы хвост — лисий,         лапы — лисьи,                  морда — лисья,

по образцу: у медведя, волка, зайца.

«Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

 Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

(Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)

«Опиши любого зверя по плану»:

  1. название;
  2. где живет (Север, жаркие страны ...);
  1. внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);
  1. жилище (берлога, нора, дупло ...);
  2. повадки;
  1. как добывает корм;
  2. как защищается;
  3. чем питается;
  4. кто является его врагом;
  5. как называются его детеныши.


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «СЕМЬЯ, ДОМ»

«Скажи наоборот»

Высокий — низкий,                                     далекий — близкий,

быстрый — медленный,                               громкий — тихий,

широкий — узкий,                                         толстый — тонкий,

красивый — страшный,                                большой — маленький,

новый — старый,                                          белый — черный.

«Опиши свой дом»

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

 «Если в доме два этажа»

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.

Два этажа — дом ... (двухэтажный).

Три этажа — дом ... (трехэтажный).

Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).

Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).

«Назови, чей?»

Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

папа — папин(а),                         бабушка — бабушкин (а),

дедушка — дедушкин (а),           дядя — дядин (а),                   тетя — тетин (а).

 «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка — ... ;        дедушка — ... ;   папа — ... ;      брат — ... ;     сестра — ....

«Расскажи о семье по плану»

  1. сколько в семье человек;
  2. с кем живет ребенок (если неполная семья);
  3. как зовут родителей (имя, отчество);
  4. кем работают родители;
  5. сколько лет брату (сестре);
  6. в каком классе учится брат (сестра);
  7. какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

Дети должны знать:

  • назначение основных электроприборов в доме;
  • почему они так называются;
  • как с ними обращаться.

«Один — много»

Телевизор — телевизоры — телевизоров,

магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,

пылесос — пылесосы — пылесосов,

люстра — люстры — люстр,

телефон — телефоны — телефонов,

радио — радио — радио,

торшер — торшеры — торшеров,

лампа — лампы — ламп,

компьютер — компьютеры — компьютеров,

холодильник — холодильники — холодильников,

утюг — утюги — утюгов,

машина — машины — машин,

плита — плиты — плит,

провод — провода — проводов,

розетка — розетки — розеток,

печь — печи — печей.

 «Скажи со словом "нет"»

Телевизор — нет телевизора; магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.

«Закончи предложение

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер ... (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ШКОЛА»

Дети   должны знать, что:

  • начало занятий во всех школах — 1 сентября, осенью;
  • первый звонок — праздник первоклассников;
  • в школе проходят уроки, после которых небольшие перемены;
  • в школу ходят учиться, получать знания, заниматься спортом;
    — в школе есть различные кружки (танцы, борьба, вышивание...);
  • учитель учит детей писать, читать, считать.
     

«Назови ласково»

Парта — парточка,                           рюкзак — рюкзачок,

тетрадь — тетрадочка,                      книга — книжечка,

ручка — ручечка,                              альбом — альбомчик,

карандаш — карандашик,                пенал — пенальчик,

мел — мелок,                                     класс — классик,

дневник — дневничок,                      зал — залик,

перемена — переменка,                     звонок — звоночек,

кисть — кисточка,                             линейка — линеечка,

подставка — подставочка.

 «Посчитай»

Одна школа — две школы — пять школ,

одна новая школа — две новые школы — пять новых школ,

один пенал — два пенала — пять пеналов,

 один деревянный пенал — два деревянных пенала — пять деревянных пеналов.

 «Скажи наоборот»

Длинная линейка — короткая линейка,

острый карандаш — тупой карандаш,

толстая книга — тонкая книга,

высокий мальчик — невысокий мальчик.

 «Беседа по теме»

Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ -- 8 МАРТА»

«Один — много»

Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей,

работа — работы — много работы (работ),

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков,

младенец — младенцы — младенцев,

цветок — цветы — цветов,

подарок — подарки — подарков,

праздник — праздники — праздников.

«Закончи предложения»

У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (мамой).

«Беседа о семье»

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

«Праздник 8 Марта» (Для пересказа)

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

Дети должны знать:

  • о строении человеческого тела, назначении отдельных частей (назвать пары органов);
  • как люди внешне отличаются друг от друга;
  • названия и количество пальцев на руках , на ногах;
  • как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;
  • где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);

—необходимые правила гигиены тела.

«Один — много»

Голова — две головы — голов,                      рука — две руки — рук,

нога — две ноги — ног,                                  ступня — две ступни — ступней,

палец — два пальца — пальцев,                    глаз — два глаза — глаз,

ухо — два уха — ушей,                                   нос — два носа — носов,

 рот — два рта — ртов,                                    зуб — два зуба — зубов,

язык — два языка — языков,                          пятка — две пятки — пять пяток,

колено — два колена — колен,                       локоть — два локтя — локтей,

плечо — два плеча — плечей,                        спина — две спины — спин,

живот — два живота — животов,                  волос — два волоса — волос,

щека — две щеки — щек,                                лицо — два лица — лиц,

лоб — два лба — лбов,                                    ноготь — два ногтя — ногтей,

ресница — две ресницы — ресниц,                 голос — два голоса — голосов.

«Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем?) — думаем;

ушами ... — слушаем;

глазами ... — смотрим;

носом ... — дышим, нюхаем;

ртом ... — едим, пьем, говорим;

руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем.

«Скажи наоборот»

Большой — маленький,                            трудолюбивый — ленивый,

низкий — высокий,                                    глупый — умный,

широкий — узкий,                                     детский — взрослый,

поднимать — опускать,                             длинный — короткий,

смелый — трусливый,                                говорить — молчать.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

Дети должны знать:

  • названия разных профессий;
  • назначение разных профессий.

«Один — много»

Учитель — учителя — учителей,

врач — врачи — врачей,

продавец — продавцы — продавцов,

пекарь — пекари — пекарей,

фотограф — фотографы — фотографов,

портной — портные — портных,

доярка — доярки — доярок,

почтальон — почтальоны — почтальонов.

«Назови по образцу»

Он художник, а она — художница;             он певец, а она — ... ;

он учитель, а она — ... ;                                 он писатель, а она — ... ;

он проводник, а она — ... ;                             он переводчик, а она — ... .

«Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать; пожарный — тушит пожар;

строитель — строит и ремонтирует дома;

маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;

фотограф — фотографирует;                                         тракторист — ... ;

повар — ... ;                  портной — ... ;                          водитель — ... ;                           

парикмахер — ... ;        библиотекарь — ... ;                 доярка — ... ;                               

врач — ... ;                     писатель — ... ;                         птичница — ....

«Кому что надо для работы?»

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;

врачу — лекарство, белый халат, градусник;                      маляру — ... ;

художнику — ... ;                      учителю — ... ;                     портному — ... ;                         

рыболову — ... ;                         продавцу — ... ;                   доярке — ... ;                               

садовнику — ... ;                        плотнику — ... ;                  трактористу — ....

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Дети должны знать:

  • какие существуют виды транспорта, их названия;
  • назначение разных видов транспорта;
  • названия частей разных транспортных средств;
  • названия профессий людей, которые работают на транспорте.

«Один много»

Автобус — автобусы — автобусов,

грузовик — грузовики — грузовиков,

поезд — поезда — поездов,

машина — машины — машин,

троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,

лодка — лодки — лодок,

электричка — электрички — электричек,

колесо — колеса — колес,

самолет — самолеты — самолетов,

пилот — пилоты — пилотов,

корабль — корабли — кораблей,

телега — телеги — телег.

«Составь предложение правильно»

Машина, ехать, дорога.                                       Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывет.                    Шоссе, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.          Едет, тропинка, велосипедист.

«Придумай новые слова»

Ехать — переехать, не доехать, выехать, заехать, объехать, наехать;

плыть — ... ;                                лететь — ... ;

бежать — ... ;                               ходить — ....

«Кто чем управляет?»

Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофер); поездом управляет (машинист); вертолетом управляет (вертолетчик); самолетом управляет (летчик); кораблем управляет (капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

Дети должны знать:

  • названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
  • различия деревьев по внешнему виду;
  • названия частей дерева;
  • понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
  • понятие «цветущие деревья»;
  • о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);

- как меняются деревья в различные времена года.
 «Один — много»

Клен — клены — кленов;

тополь —              осина —                     дуб —                        иголка —              

липа —                  береза —                    ива —                       лес —

рябина —              ель —                          елка —                     лепесток —                

сосна —                 яблоня —                   плод —                     сук —                                

шишка —              желудь —                сережка —                   ветка —                      

крона —                макушка —                корень —                  ствол —                

«Посчитай»

Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев, одна ветка — две ветки — пять веток, одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

«Назови, какой, какая?»

ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая.

Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;

 «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;                         яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;                       длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;    сережки растут — на березе, ольхе, иве.

«Опиши дерево по плану»:

  1. как называется дерево;
  2. хвойное, лиственное или фруктовое;
  3. как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
  4. в каком лесу растет.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Дети должны знать:

  • что наша Родина — Россия, живущие в России люди — россияне;
  • значение слов «Отечество», «Родина», «защитник»;
  • названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии;
  • какой техникой управляют военные разных профессий;
  • из каких предметов состоит форма моряка, летчика, десантника.

«Один — много»

Танкист — танкисты — танкистов,                летчик — летчики — летчиков,

моряк — моряки — моряков,                          воин — воины — воинов,

солдат — солдаты — много солдат,               герой — герои — героев,

ракета — ракеты — ракет,                               шашка — шашки — шашек,

пилотка — пилотки — пилоток,                      лодка — лодки — лодок,

пехотинец — пехотинцы — пехотинцев,

десантник — десантники — десантников,

пограничник — пограничники — пограничников.

«Посчитай»

Один солдат — два солдата — пять солдат,

один матрос — два матроса — пять матросов,

один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,

один летчик — два летчика — пять летчиков,

один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,

одна пушка — две пушки — пять пушек,

один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,

одно ружье — два ружья — пять ружей.

«Назови по образцу»

Артиллерия — артиллерист,      ракета — ... ,                     море — ... ,

вертолет — вертолетчик,            парашют — ... ,                 граница — ... ,                             

кавалерия — ... ,                           пехота — ... ,                      танк — ... ,

разведка — ... ,                              пулемет — ... ,                   десант — ...                    

 «Кто что делает?»

Пограничник охраняет границу,

танкист управляет танком,

моряк ... ,                  десантник ...        пулеметчик ....

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Игра «Какой? Какая?» 

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

Игра «Четвертый лишний?»

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

«Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

 Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

«Расставь предлоги» (в, на, по, к, над, из).

 Грач вылетел (из) гнезда.                 Грач прилетел ... гнездо.

 Грач подлетел ... гнезду.                   Грач кружит ... гнездом.

 Грач сел ... гнездо.                             Грач ходит ... пашне.

«Пересказ»

Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложениями из текста, пересказать.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Весной первыми прилетают черные грачи. На деревьях появляется много грачиных гнезд. Вьют гнезда грачи на вершинах высоких деревьев. Грачи раньше других птиц выводят птенцов.

Какие птицы первыми прилетают весной? Где появляется много грачиных гнезд? Где грачи вьют свои гнезда? Когда выводят своих птенцов грачи? Нарисовать картинку к рассказу.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НОВЫЙ ГОД»

«Один – много»

шар – шары                       праздник — …                            елка — …

 гирлянда — …                 игрушка — …                            хоровод — …

« Есть – нет»

шар – нет шара                праздник — …                        елка — …

 гирлянда — …                игрушка — …                       хоровод — …

« Посчитай»

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

«Ответить на вопросы»

Игрушки для украшения елки — какие? — ... (елочные)

Шары из стекла — какие? — ... (стеклянные)

Флажки из бумаги — какие? — ... (бумажные)

Зайцы из пластмассы — какие? — ... (пластмассовые)

Флажки разных цветов — какие? — ... (разноцветные)

«Исправь ошибку»

Маска любит надевать Машу.

 Елка пляшет возле Снегурочки.

 Дети нарядили игрушки елками.

 Елка зажглась на лампочках.

 Дед Мороз принес мешок в подарках.

«Какой? Какая? Какие?»

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…

Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…

«Пересказать рассказ»

Елка

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

- Кто меня разбудил?

- Это я, Саша.

- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

Подбери признаки (не менее трех признаков):

стол (какой?) –…             кровать (какая?) — …          кресло (какое?) — …

Назови ласково:

стол — столик               кресло — …                       диван — …

 стул — …                      шкаф — …                        кровать — …

Один – много:

кресло – кресла                      диван — …                    кровать — …

 тумбочка — …                      шкаф — …                      диван – …

«Сколько их?»

 Один стол, два стола, пять столов

 (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Есть – нет:

стена – нет стены                  окно — …                      шкаф – …

 кресло — …                          диван — …

«Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)

 Для чего нужен стул?

 (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

«Из чего сделана мебель?»

 Мебель из кожи – кожаная                          Мебель из дерева - ...

 Мебель из пластмассы - ...                           Мебель сплетена - ...

 Мебель из пластика - ...                                Мебель из металла

Подбери антонимы к словам.

Короткий – длинный.                 Узкий –                        Высокий -

 Мягкий –                                     Гладкий -                    Детский -

 Светлый -                                    Чёрный –

Расставь слова в нужном порядке.

Купил, мебель, новую, в магазине, папа.

 На книжной, стоят, книги, журналы, полке, и газеты.

 На диване, вечером, вся, собирается, семья.

 Стол, помощник, уроков, письменный, мой, в приготовлении.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ГРИБЫ. ЯГОДЫ»


1. Назови, какие знаешь грибы: _______________________________________


2. Назови, какие знаешь ягоды: ______________________________________


3. Найди лишнее слово:


Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

 Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик.

 Клубника, смородина, малина, компот.

 Клюква, болото, брусника, голубика.

 Солить, варить, подметать, мариновать.


4. Сосчитай:


1 опёнок, 2 …             , 3    …           , 4      …       , 5    …


1 малинка, 2    …              , 3    ……         , 5      ……


 1 подосиновик, 2    ……                      , 5        …


5.    Варенье какое?         А сок?

из черники -             …                         …

 ежевики -           …                         …

 морошки -           …                         …

 малины -              …                         …

 брусники -            …                         …

 клюквы -               …                         …

 клубники -             …                         …

 смородины -         …                         …

 земляники -           …                         …

 рябины -                …                         …


6. Закончи предложения словом — действием:

 Ягоды с веточек (что делают) …

 В корзину ягоды        …

 В стакан сок      ………

 Люди в лесу грибы и ягоды     …

 Из ягод сок     ……

 Из грибов суп     …

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «КОСМОС»


Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.


- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»

Дети должны усвоить: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.


«Четвертый лишний»

 Муха, муравей, грач, пчела.

 Стрекоза, жук, гусеница, собака.

 Паук, голубь, синица, сорока.

 Бабочка, таракан, муха, комар.

 Тля, моль, пчела, гусеница.

«Сосчитай»

 Один комар, три комара, пять комаров.

 (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Насекомые - великаны»

 Не паук, а ... паучище

 (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Чей?»

У комара писк – комариный                     У пчелы мед - ...

 У муравья лапка - ...                                  У шмеля жужжание - ...

 У таракана усы - ...                                      У паука паутина - ...


1. Составь предложение из слов :

 Цветок, села, на , бабочка.

 По, ветка, ползает, гусеница.

 Листок, под, жук, спрятался.

 Червяк, из, выползает, земля.

 Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.

 Паутина, муха, в, попалась.

2. Составление рассказа - описания о насекомом (использовать план):

КТО ЭТО?        

ЦВЕТ        

ЧАСТИ ТЕЛА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?        

ГДЕ ЖИВЕТ?         

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Нарисуй в тетради любое насекомое

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НАША СТРАНА»


Дети должны усвоить: что такое «страна», кто в ней живет, кто руководит страной, что такое столица, как называется столица нашего государства, какие национальности живут в стране, флаг и герб символы нашей страны.

«Чего много?»

 В нашей стране много (чего?) полей.

 (реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы,

 равнины, поселки, деревни, луга)

 «Назови ласково» 

 Лес - лесок

 (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)

«СКОЛЬКО их?»

Одна река, две реки, пять рек

 (пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,

 здание, государство, памятник, фонтан, дом)

«Что лишнее?»

 Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург.

 Парк, сквер, сад, лес.

Машина, улица, площадь, проспект.

 Река, пруд, мост, озеро.

 Город, дом, деревня, поселок.

Составление рассказа о своей стране по вопросам:

 Как называется наша страна?

 Как называется столица нашей Родины?

 Что находится в Москве?

 Кто руководит нашей страной?

 Как называется город, в котором ты живешь?

 Главная улица в твоем городе.

 Какие достопримечательности есть в твоем городе?

 Где ты любишь гулять в своем городе?

 Твое отношение к своему городу.

 Твое отношение к своей стране.


Сосчитай количество слогов в словах :

 Родина, Россия, государство, столица, флаг, президент, народ, гимн, страна, город, поселок, деревня, национальность.


Нарисуй российский флаг и раскрась его.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИНСТРУМЕНТЫ»


Дети должны усвоить: названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».

 «Назови ласково».

Грабли – грабельки

Скрипка  -

Лопата –

Дудка –

Топор –

Молоток –

« Подбери действия»

Отверткой ( что делают?) –

Косой –

Граблями –

Лопатой –

Топором  -

Молотком –

«Четвертый лишний»

 Иголка, топор, конфета, метла.

 Шапка, варежки, спицы (вязальные), шарф.

Пила, ножницы, расческа, фен.

 Нож, ложка, кисть, поварешка.

 Дрель, ручка, автобус, шприц.

 Картофель, тяпка, свекла, морковь.

 Ручка, карандаш, портфель, линейка.

«Сосчитай»

 Один топор, три топора, пять топоров

 (нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен)

Составление рассказа – описания об инструменте по плану:

 Название инструмента.

 Человеку какой профессии он принадлежит?

 Назначение инструмента.

 Форма инструмента.

 Из какого материала изготовлен инструмент?

 Пользовался ли ты сам этим инструментом?


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА»


Дети должны усвоить: названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится.

«Назови ласково»

(кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

«Один - много»

 Одна ложка, две ложки, пять ложек

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

«Материал»

 Посуда из стекла - стеклянная                    Посуда из фарфора - ...

 Посуда из металла - ...                                 Посуда из пластика - ...

 Посуда из дерева - ...                                   Посуда из пластмассы - ...

 Посуда из бумаги - ...

« Где живут продукты?»

 Сахар живет в сахарнице

 (соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)

Послушай сказку, выучи ее:

«Сказка о чайнике»

Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.

Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

Есть – нет

чайник –нет чайника               ложка — …                     сковорода — …

 стакан — …                             блюдце -..                        сервиз — …

 донышко -…                           кухня -                               посуда — …

Назови посуду:

чайную — ….

 столовую — …

 кухонную — …

Исправь предложения:

Суп разлили по стаканам.

На чайнике кипит чай.

В сахарницу насыпали хлеб.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»


Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются, приспособления к окружающей среде.


«Четвертый лишний»

 Слон, лев, собака, тигр

 Крокодил, кенгуру, жираф, кошка

Заяц, зебра, кобра, пантера

 Волк, лев, медведь, лиса

Морж, обезьяна, удав, дикобраз

«Сосчитай»

 Один слон, два слона, пять слонов

(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)

«Назови ласково»

Слон - слоник

(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)

«Кто в Африке живет?»

 В Африке живут гориллы

(лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна)

Составь предложение из слов :

 Слон, джунгли, живет.

 Зебра, охотится, тигр, хищный.

 Панцирь, крепкий, черепаха.

 Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.

 Трава, питается, листья, жираф.

 Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.


Составление рассказа - описания о диких животных жарких стран

КТО ЭТО?        

 ЦВЕТ        

 ЧАСТИ ТЕЛА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?        

 ГДЕ ЖИВЕТ?         

 ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Хищное/травоядное

ГДЕ ЖИВЕТ?        

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЁНЫШИ?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


Подбери признаки (не менее трех признаков):

Медведь (какой?) — …                          лиса (какая?) — …

Подбери действия (не менее трех действий):

Волк (что делает?) — …                            белка (что делает?) — …

Назови детенышей:

У медведя — …                 у лисы — …               у волка –…

 у белки — …                    у ежа -…                     у лося — …         у зайца – …

Назови ласково:

белка — …        лиса — …            волк – …              еж — …

 заяц — …         копыто – …         хвост — …            нос — …        лапа — …

Один – много

волк – волки                        лось — …                   лисенок — …

 лапа — …                           хвост — …                  нора — …

Есть – нет

хвост – нет хвоста                олень — …                         заяц — …

 белка — …                           медвежонок — …              дупло — …

Посчитай:

один волк, два …, три…, четыре …, пять…

одна лиса, две…, три…, четыре…, пять…

одно дупло, два…, три…, четыре…, пять…

«Какой? Какая?»

 Волк – злой, серый, голодный, зубастый, хищный.

 Заяц – косой, трусливый, быстроногий, маленький, длинноухий.

 Медведь – большой, бурый, неуклюжий, косолапый, дикий.

 Лиса – рыжая, хитрая, ловкая, хищная, коварная.

«Кто где живёт?»

Медведь [с медвежатами]  живёт [в берлоге].

 Волк [с волчатами] живёт [в логове].

 Лиса [с лисятами] живёт [в норе].

 Белка [с бельчатами] живёт [в дупле].

 Ёж [с ежатами] живёт [в норке].

«Обведи по контуру». Ребёнок обводит пальчиком по контуру часть тела животного и называет её.

 Медвежья морда, медвежье туловище, медвежий хвост, медвежьи лапы, медвежьи уши. Волчья морда, волчье туловище, волчий хвост, волчьи лапы, волчьи уши. Лисья морда, лисье туловище, лисий хвост, лисьи лапы, лисьи уши. Заячья морда, заячье туловище, заячий хвост, заячьи лапы, заячьи уши. Беличья морда, беличье туловище, беличий хвост, беличьи лапы, беличьи уши.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМА»


Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

«Назови действие» (подбор 3-х глаголов по смыслу)

 Снег (что делает?) — ложится, сверкает, тает, блестит...

 (снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

«Назови ласково»

 Ветер - ветерок

 (лед, зима, метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод)

«Сколько их?»

 Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.

 (зима, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

«Закончи предложение»

 Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).

 Зимой бывает снег, а летом...

 Зимой снег падает, а весной ...

 Зимой катаются на санках, а летом ...

 Зимой лес спит, а весной ...

 Зимой катаются на коньках, а летом ..

 Зимой бывает холодно, а летом ...

 Зимой деревья белые, а осенью ...

 Зимой растут сугробы, а летом растут ...

 Зимой лепят снеговика, а летом ...

 Зимой насекомые прячутся, а летом ...

«А что вчера?»

 Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)

 Сегодня снег падает, а вчера ...

 Сегодня снег сверкает, а вчера ...

 Сегодня снег тает, а вчера ...

 Сегодня снег хрустит, а вчера ...

 Сегодня снег идет, а вчера ...

 Сегодня снег ложится, а вчера ...

 Сегодня снег кружится, а вчера ...

Составление рассказа - описания о зиме по плану:

 Погода: небо, солнце, осадки.

 Растения зимой.

 Животные зимой.

 Люди зимой: одежда, развлечения.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА  «МОРСКИЕ, РЕЧНЫЕ, АКВАРИУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ»


Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.


«Четвертый лишний»

 Акула, кит, дельфин, ерш.

 Плавники, шерсть, чешуя, жабры.

Лужа, море, река, аквариум. .

 Акула, мурена, щука, меченосец.

«Назови ласково» 

 Карась - карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)


«Великаны» 

 Пескарь - пескарище

 (Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)

«Сосчитай улов» 

 Один пескарь, три пескаря, пять пескарей

 ( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)

«Чей?»

 У акулы голова - ... акулья.

 У щуки плавники - ... У лягушки лапки - ...

 У рыбы глаза - ... У черепахи панцирь - ...

 У кита хвост -... У дельфина глаза - ...

Составление рассказа - описания об обитателе по плану:

КТО ЭТО?         

ЦВЕТ        

ЧАСТИ ТЕЛА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?         

ГДЕ ЖИВЁТ?         

ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА  «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»


Дети должны усвоить: названия домашних животных

 И их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным.

Назови детенышей:

у собаки – …                 у кошки — …              у свиньи — …     у коровы — …

 у козы -                         у овцы — …                у лошади — …

Кто чем защищается?

корова, коза – рогами              лошадь – …            кошка — …       собака — …

Есть – нет

собака – нет собаки              ягненок — …                    жеребенок — …

 лошадь – …                          свинья — …                       овца — …

 копыто — …                        рог — …                            ухо — …

Один – много

собака – собаки                        ягненок — …                   жеребенок — …

 лошадь – …                              свинья — …                    овца — …

 копыто — …                            рог — …                          ухо — …

Чей дом?

собака живет – …                      свинья – …                     корова – …

 лошадь – …                                овца – …                        кошка – …

Посчитай:

одна овца, две …, три…, четыре…, пять…

один щенок, два…, три…, четыре…, пять…

Кто как голос подает?

корова – мычит               кошка — …                    собака — …

 свинья — …                   лошадь — …                   овца — …

«Договори и повтори»

 Котенок лакает, а котята ... (лакаЮТ)               Теленок мычит, а телята ...

 Щенок бежит, а щенки ...                                    Козленок скачет, а козлята ...

 Поросенок хрюкает, а поросята ...                   Жеребенок прыает, а жеребята...

 Ягненок жует, а ягнята ...

Составление рассказа - описания о домашних животных по плану (использовать иллюстрацию):

КТО ЭТО?        

ЦВЕТ        

ЧАСТИ ТЕЛА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?        

ГДЕ ЖИВЕТ?         

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

КАК ЧЕЛОВЕК УХАЖИВАЕТ ЗА ЭТИМ ЖИВОТНЫМ?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА  «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, обуви и головных уборов, их детали;

 кто это изготавливает и из чего.

 «Скажи ласково»

Шуба – шубка                 Пальто – пальтишко              Шапка -

 Плащ — плащик            Платье – платьице                 Шляпка -

 Рубашка -                        Футболка –                              Тапки -

 Сарафан -                        Халат –                                   Кроссовки -

 Юбка -                             Шорты –                                 Сапоги -

 Колготки -                      Носки –                                   Валенки -

 Шарф -                            Платок –                                 Туфли -

 Майка -                           Брюки –                                  Ботинки –

«Наоборот»

Пришивать – отрезать                           Яркий – бледный

 Снимать – надевать                             Толстый – тонкий

 Вешать – снимать                                 Сухой – сырой

 Расстёгивать – застёгивать                  Лёгкий – тяжёлый

 Завязывать – развязывать                     Дорогой – дешёвый

 Чистить – пачкать                                Длинный – короткий

 Шнуровать – развязывать                   Твёрдый – мягкий

 Найти – потерять                                 Чистый – грязный

 Покупать – продавать                           Старый – новый

 Намочить – высушить                           Узкий – широкий

 Высокие – низкие                                 Детский – взрослый

«Скажи, какой?»

Из шёлка – шёлковая                                Из меха – меховая

 Из шерсти – шерстяная                            Из пуха – пуховая

 Из резины – резиновые                            Из кожи – кожаные

 Для сменки – сменная                              Для дома – домашняя

Составление рассказа - описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, головной убор)

 «Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

 «Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

 «Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

 Нарисуй девочку или мальчика в зимней и летней одежде.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА  «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ»

Дети должны усвоить названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно -следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы; пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.

«Почемучка?»

 Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

 Почему бегут ручьи?

 Почему тает лед?

 Почему трескается лед?

 Почему набухают почки?

 Почему лопаются почки?

 Почему прилетают птицы?

 Почему радуются люди?

 Почему люди одеваются легче, чем зимой?

«Сосчитай»

 Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

 (солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

«Исправь ошибку»)

 Засветило солнышко, потому что стало тепло.

 Пришла весна, потому что прилетели грачи.

 Тает снег, потому что бегут ручьи.

Пересказ рассказа «Три весны»:

У природы три весны. Первая наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает, Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу, там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою.

Ответить на вопросы по теме «Весна»

 Какие приметы весны ты знаешь?

 Когда ты заметил первые приметы весны?

Какие это приметы?

 Назови весенние месяцы.

 Назови перелетных птиц. Расскажи о жизни птиц зверей весной. Как трудятся колхозники на полях?

 Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь? Для чего он нужен?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»


"Какой праздник посвящён героям Великой Отечественной войны?"

"Закончи предложение"

- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, …

- Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё?)

- Не все герои остались живы, очень многие …

- Им поставлены …

- В их честь горит …

- К Вечному огню люди возлагают …

- В этот день проходит военный …

   

"Скажи наоборот"

           молодой – старый                      сильный - …

            храбрый - …                                умный - …


Игра "Один – много"

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Воин - …                         много …

Орден - …                      много …

Герой - …                       много …

Награда - …                  много …


"Выучи стихотворение"

«Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,

И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по развитию речи старшая группа

задания по развитию речи для детей с онр старшей группы в рабочие тетради...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...