Организация воспитательно-образовательного процесса направленного на познавательно-речевое развитие дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируется не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Поэтому очень важно закладывать основы общего психического развития именно в этот период.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной  и речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:

Ø    ухудшение состояния здоровья детей;

Ø    существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

Ø    дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;

Ø    недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Ø    пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);

Ø    глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Познавательно-речевое развитие предполагает:

Ø    развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;

Ø    развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;

Ø    развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;

Ø    воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;

Ø    развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.

Актуальность и востребованность познавательно-речевого развития детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

ü    предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также преобладающей пассивностью в познавательной деятельности;

ü    необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГТ и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

   Дошкольные образовательные учреждения предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Окуневский детский сад «Умка»

Познавательно – речевое развитие

Организация воспитательно-образовательного процесса направленного на познавательно-речевое развитие дошкольников

Нефедова Любовь Викторовна

Окунево 2013

      Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируется не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Поэтому очень важно закладывать основы общего психического развития именно в этот период.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной  и речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;
  • недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Познавательно-речевое развитие предполагает:

  • развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
  • развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
  • развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
  • воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
  • развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.

Актуальность и востребованность познавательно-речевого развития детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также преобладающей пассивностью в познавательной деятельности;
  • необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГТ и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

   Дошкольные образовательные учреждения предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.

Часть 1

Познавательно речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.        Осуществляется в интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по формированию элементарных математических представлений и развитию конструктивной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Можно выделить несколько наиболее глобальных путей реализации модели дошкольного образования, направленного на познавательно-речевое развитие:

  • ЛИЧНОСТНЫЙ  ПОДХОД        
  • ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВОЙ ПОДХОД
  • РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД          
  •  КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД        
  • ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

    Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1.      Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности – это Личностный (индивидуально-ориентированный) подход. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Этому способствует отказ от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обретение взаимоотношений, при которых педагог выступает в роли старшего товарища, стремление  педагога принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.  

Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

  1. Организация пространственно-предметного компонента предполагает привлекательность данной среды для взрослых и детей, стимулирующая познавательно-речевую активность детей. Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства, холла, спортивного зала и т.д. Каждая комната должна иметь свой особый дизайнерский стиль, эстетически и художественно выдержанный, стимулирующий развитие ребенка (цвет стен, расположение мебели и т.д.). В комнатах для занятий нужны рабочие стенды, где можно вывешивать информацию по проектам, которые выполняют дети или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, помогающие осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ воспитанников. Часть помещений, отданная под организацию игрового пространства, должна быть продумана с точки зрения разнообразия различных форм образовательно-игровой деятельности. Здесь каждый ребенок может найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги, пространство должно быть организовано таким образом, чтобы детям была предоставлена возможность участвовать в специальных групповых играх развивающего характера. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей.

     Особое место занимает оснащение техническими средствами обучения, дидактическими материалами, эстетически привлекательными, интересно художественно оформленными, предоставляющими разнообразные условия для организации самостоятельной образовательно-игровой деятельности, развивающей сенсорно-моторную, художественно-музыкальную сферы, наглядное моделирование и логическое мышление детей.

     Педагоги через различные формы деятельности с воспитанниками, формируют целостное представление об окружающем мире, обогащают чувственный опыт детей, способствуют сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков.

     Педагоги поощряют и стимулируют интерес детей к чтению книг: читают вслух стихи, сказки; знакомят детей с иллюстрациями к литературным произведениям, делятся своими впечатлениями по поводу прочитанного текста, стимулируют запоминание детьми сказок, стихов и песенок.

     Учитывая особенности речевого развития детей раннего возраста, в детском саду предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все ее стороны (формирование словаря, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь) и решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Задачи развития речи детей, звукопроизношение решаются как в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми, так и во время, нерегламентированного общения воспитателя и детей, в индивидуальной работе с воспитанниками.

     Педагоги поддерживают речевую инициативу у детей, знакомя детей с назначением различных предметов, проводят с детьми речевые игры, организуют прослушивание детских песенок, поддерживают звукоподражание, поощряют звукотворчество детей. При переходе от одного вида деятельности к другому, в работе с детьми, педагоги объясняют детям, что предстоит сделать, готовя их к новому виду деятельности, обсуждают события дня, задают детям вопросы, требующие развернутого ответа.

      Таким образом, репродуктивное, стереотипное воспроизведение «знаний-умений-навыков» изменилось на стремление моделировать, проектировать и создавать образовательную среду, которая способствует раскрытию природной способности ребенка к активному саморазвитию своих познавательных, эмоциональных, духовных и физических способностей.

     Реализация социального компонента образовательной среды предполагает организацию атмосферы взаимопонимания, доверия, взаимопомощи и поддержки среди воспитанников, их родителей, педагогов и администрации, создание благоприятных в психологическом плане отношений между всеми участниками образовательного процесса.

  1.      Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.

     Созданию и сохранению эмоционально позитивного социально психологического климата служит объединение коллектива педагогов на основе принятия концептуальных идей, заинтересованного, неформального творческого подхода к образовательному процессу, и здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе.

     Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т.д.).

     Поэтому малышу так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

     В построении процесса, разработке учебно-методических материалов приоритет переходит к психологии, ибо развивающее образование должно строится на знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития детей и взрослых (Развивающий подход).

  1.      Культурно-творческий подход позволяет рассматривать образовательное пространство как творческую среду, реализующую содержание образования с позиций ценностей культуры и личностных смыслов ребенка, с одной стороны, и с позиций организации творческой деятельности, с другой. Следующий путь формирования познавательной активности ориентирован на открытие ребенком для себя культурных смыслов окружающего мира и взаимоотношений людей путем вовлечения его в творческую деятельность.

     Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. Первые ростки творчества могут появляться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, моделировании, драматизации, игре), если для этого созданы необходимые условия. У ребёнка постепенно формируется сложнейший противоречивый внутренний мир, который придаёт деятельности ребёнка творческий характер и определяет его развитие. И в этом аспекте было бы неверно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приёмам и способам творчества. Но это не ведёт к развитию истинного творчества детей, формированию творческой личности. Внутренний мир ребенка, вся его личность построены в соответствии с законами саморазвития и творчества, задача взрослого помочь раскрытию этого внутреннего потенциала, поддержать этот мощный источник полноценного развития человека.

Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение соответствующих возрасту творческих заданий, проектов, построенных взрослым, доступных проблемных ситуаций, решение творческих задач позволяют формировать оригинальные способности ребенка. Все это помогает развитию общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого, формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.

  1.      В основе интегративно-целостного подхода лежит принцип организации образовательного пространства, предполагающего возможность развития детей с учетом их возрастных, половых, этнических и других индивидуальных особенностей. Данный принцип реализуется в первую очередь через использование игры, так как она является одним из самых действенных средств  познавательно-речевого   развития   дошкольников.  (Приложение 1)

     Игры помогают ввести воспитанников в образовательный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

     И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на  познавательно-речевое   развитие.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, вызывающих общность чувств и действий, способствующих установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Взрослый может использовать игровые ситуации для того, чтобы объяснить ребенку, какой из его поступков хорош, а какой плох, формируя тем самым нравственные качества ребенка, помочь ребенку не унывать при проигрыше и не тщеславиться при выигрыше.

     В используемой системе организации образовательно-игровой деятельности также важна сочетаемость связи между формами самостоятельной игры, в которых в большой степени проявляется инициативный и творческий характер детей и образовательной деятельности, протекающей в игровой форме (обучающие игры, в большей степени направленные на усвоение определенной информации, правил).

     В ролевой игре в младшем дошкольном возрасте ребёнок часто отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения в специально создаваемых им самим условиях. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.

     Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем     мире, способствуют  развитию   речевого  диалога.

     Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

     Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

     Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении  познавательно-речевых  задач, а так же интересны и увлекательны для старших  дошкольников , т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать  выводы , и добиваться результата.  

   Дидактические игры занимают особенно важное место в этой  работе, поскольку, обязательным элементом в них является  познавательное  содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.               Решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

     Посредством дидактической игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности.

Так, дидактическая игра способствует:        

  • Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
  • Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
  • Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект

    Таким образом, в качестве важнейшего пути развития познавательной активности является организация образовательного процесса  в соответствии с моделью дошкольного образования, основным средством работы которой, можно выделить использование ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности, деятельности, мотив которой лежит в ней самой.

   

Часть 2

Познавательно-речевое развитие дошкольников в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, при этом используются адекватные возрасту  разные формы работы. (Приложение 2)

Рассмотрим эти формы работы в соответствии с образовательными областями.

Организация совместной образовательной деятельности педагогов с воспитанниками по образовательной области «Познание».

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Рассказы детям об интересных фактах и событиях; свободное общение на разные темы.
  • Рассматривание, обследование, наблюдение.
  • Опыты, игры-экспериментирования, исследования.
  • Решение проблемных ситуаций, занимательных задач; отгадывание и создание загадок, ребусов.
  • Создание макетов.
  • Оформление  уголка природы.
  • Создание тематических коллажей,  стенгазет, альбомов, коллекций, выставок.
  • Создание символов, схем, чертежей, алгоритмов, моделей.
  • Конструирование.
  • Дидактические, развивающие интеллектуальные игры.
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач.
  • Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг и детских иллюстрированных энциклопедий.
  • Ведение «Копилки детских вопросов».
  • Поиск ответов на вопросы в детских иллюстрированных энциклопедиях.
  • Поисково-исследовательские проекты.

 Непосредственно образовательная деятельность:

  • Рассказы детям об интересных фактах и событиях; беседы.
  • Рассматривание, обследование, наблюдение.
  • Опыты, игры-экспериментирования.
  • Творческие задания и упражнения.
  • Решение проблемных ситуаций, занимательных задач; отгадывание и создание загадок, ребусов.
  • Игры-путешествия.
  • Создание  тематических коллажей.
  • Создание символов, схем, чертежей, алгоритмов, моделей.
  • Конструирование.
  • Дидактические, развивающие интеллектуальные игры.
  • Ведение «Копилки детских вопросов».
  • Совместная образовательная деятельность интегрированного характера.
  • Поисково-исследовательские проекты.

Самостоятельная деятельность детей:

  • Рассматривание, обследование, наблюдение.
  • Опыты, игры-экспериментирования.
  • Строительно-конструктивные, дидактические, интеллектуальные развивающие игры.
  • Рассматривание иллюстраций в детских познавательных книгах и  иллюстрированных энциклопедиях.
  • Рассматривание тематических открыток, фотографий, альбомов, коллекций.
  • Отражение жизненного опыта в сюжетно-ролевых и  режиссерских играх;
  • продуктивной деятельности.

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Коммуникация»:  свободное общение в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в ходе освоения других образовательных областей:
  • «Чтение художественной литературы»;
  • «Здоровье»: формирование представления о здоровом образе жизни;
  • «Социализация»  представления о себе, семье, обществе, государстве, мире;
  • «Труд» представления о труде взрослых и собственной трудовой деятельности;
  • «Безопасность»  представления о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы;
  • «Музыка» и «Художественное творчество»  приобщение к музыкальному и изобразительному  искусству.

Организация совместной образовательной деятельности педагогов с воспитанниками по образовательной области «Коммуникация».

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Ситуативные разговоры, свободное общение беседы на разные темы.
  • Специальные коммуникативные игры.
  • Словесные дидактические игры.
  • Игра-фантазирование.
  • Театрализованные игры.
  • Подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением.
  • Специальное моделирование ситуаций общения: «Вот зазвонил телефон»; «Телеканал детского сада представляет», «Интервью» и др.
  • Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.
  • Сочинение загадок.
  • Свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, фотографий, мультфильмов,
  • Разговоры с детьми о событиях из личного опыта.
  • Разновозрастное общение.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Обогащение жизни детей разнообразными активными формами организации совместной деятельности: познавательно-исследовательской, продуктивной и др.
  • Совместные досуги и праздники.

Непосредственно образовательная деятельность:

  • Беседы на разные темы,  о прочитанном.
  • Специальное моделирование ситуаций общения: «Вот зазвонил телефон»; «Телеканал детского сада представляет», «Интервью» и др.
  • Рассматривание и обсуждение  иллюстраций, картин, фотографий.
  • Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.
  • Сочинение и отгадывание загадок.
  • Пересказ, составление описательных рассказов,
  • речевое творчество.
  • Игра-фантазирование.
  • Театрализованные игры.
  • Словесные дидактические игры, игровые задания и упражнения на развитие речи.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Специальные коммуникативные  игры.
  • Подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением.

Самостоятельная деятельность детей:

  • Совместные со сверстниками игры: сюжетно-ролевые; режиссерские; театрализованные; игры-фантазирования; дидактические; развивающие интеллектуальные; подвижные; игры со строительным материалом.
  • Свободное общение по ходу разных видов деятельности

Интеграция с другими образовательными областями:

Коммуникация - средство и условие  реализации содержания всех образовательных областей; организации совместной деятельности взрослого и детей и детей со сверстниками.

Организация  самостоятельной образовательной деятельности педагогов с воспитанниками по образовательной области «Чтение художественной литературы».

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Чтение и обсуждение; инсценирование и драматизация литературных произведений разных жанров.
  • Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.
  • Ситуативные разговоры с детьми.
  • Дидактические игры.
  • Театрализованные игры (игры-имитации, игры-диалоги и др.)
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций книг.
  • Викторины.
  • Оформление тематических выставок книг (н-р, «Этот удивительный мир животных», «Осень», «Знакомимся с А.С. Пушкиным» и др.)
  • Литературные викторины.

Непосредственно образовательная деятельность:

  • Чтение и обсуждение; инсценирование и драматизация литературных произведений разных жанров.
  • Разучивание стихов.
  • Рассказ.
  • Беседы.
  • Дидактические игры.
  • Игра-фантазирование, речетворчество.
  • Литературные викторины.
  • Чтение и сочинение загадок, пословиц, поговорок, дразнилок, считалок и др.
  • Проблемные ситуации.
  • Продуктивная деятельность.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций книг.
  • Интегративная деятельность (рисование, лепка, аппликация по мотивам знакомых стихов и сказок; рисование иллюстраций к художественным произведениям; чтение и слушание музыки и др.).

Самостоятельная деятельность детей:

  • Игры (дидактические, режиссерские, театрализованные).
  • Продуктивная деятельность.
  • Рассматривание иллюстраций книг.
  • Дидактические игры.

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.
  • «Познание»: формирование интереса, любви к художественной литературе; систематизация и углубление знаний о литературных произведениях и их героях.
  • «Социализация»: обогащение литературными образами игровой, изобразительной деятельности детей; развитие умения сочувствовать, сопереживать героям произведений; участие в драматизации знакомых произведений.
  • «Художественное творчество»: подведение воспитанников к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
  • «Музыка»: использование музыкальных произведений как средства обогащения  и усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации,  одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

  Успех в работе по познавательно - речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. (Приложение 3)

 Цель которой является:

 - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;

 - формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

 - уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

 Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:

 ● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

 ● оптимизация стиля семейного воспитания.

 ● гуманизация детско-родительских отношений;

 ● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог».

 Решение задач осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

 Поэтому важно, чтобы родителе стали  не только союзниками педагогическому коллективу ДОУ, но и грамотными помощниками. Для этого  необходимо использовать  различные формы взаимодействия с семьей в соответствии с образовательными областями:

  • Образовательная область «Познание»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

  • «Гость группы» (встречи с интересными людьми).
  • Совместные досуги интеллектуального характера (конкурсы, игры-викторины, н-р,  «Что, где, когда?»)
  • Совместные поисково-исследовательские проекты.
  • Маршруты выходного дня.

Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей:

  • Игротеки.
  • Семейный  клуб (н-р, «Клуб любителей семейных путешествий», «Клуб выходного дня»).
  • Устные педагогические журналы  («Разбуди в ребенке волшебника», «Возраст  почемучек», «Визуалы, аудиалы, кинестетики») и др.

  • Образовательная область «Коммуникация»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

  • «Гость группы» (встречи с интересными людьми).
  • Совместные досуги и праздники.
  • Маршруты выходного дня.

 Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия:

  • Игротренинги («Общаться с ребенком - КАК?», «Радуемся вместе»).
  • Игротеки.
  • Родительские клубы и гостиные.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Устные педагогические журналы («От детских вопросов к будущей успешности в школе», «Кувшин наших эмоций», «Базисные стремления и потребности ребенка-дошкольника») и др.

  • Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

  • «Гость группы» (встречи с интересными людьми: актерами, детскими поэтами, библиотекарем и др.).
  • Тематические музыкально-литературные гостиные («Унылая пора – очей очарованье», «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»  и др.), литературные викторины.
  • Семейные проекты («Читаем и придумываем вместе»).
  • Маршруты выходного дня (детские театры, библиотеки).

 Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия:

  • Родительские клубы («Клуб любителей детской книги/театра»).
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Устные педагогические журналы («Возраст почемучек», «От книголюба к успешности в школе») и др.

 А также:

 ● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.

 ● Организовывать совместные праздники

 ● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.

 ● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.

● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.

● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья».

● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.

 ● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

 Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

 Познавательно-речевое развитие    является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики.  Чем лучше будет  организована познавательно-речевая  деятельность детей,  тем  выше гарантии развития ключевых компетенций ребенка и успешности его школьного обучения.

Основные задачи  познавательно-речевой  деятельности:

1. Обогащать  познавательную  сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в  познавательно  –  речевой  деятельности.

6. Поддерживать условия для  развития   познавательно  –  речевых  процессов  дошкольников  во всех видах деятельности.

Приемы, используемые при формировании  познавательно-речевого   развития  традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Чтобы правильно организовать  познавательно-речевое   развитие  можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.  Ребенок воспринимает речь взрослого  как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь  дошкольник  каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать  выводы .

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка  дошкольника  познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, то чем выше уровень их  развития,  тем  богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит  развитие  слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Для детей дошкольного возраста  познавательно-речевое   развитие  - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в развитии у детей не возникнет.

Приложение 1

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности

  1. Составление рассказа по картинкам. 

    Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему составить рассказ по картинкам.

  1. Понимание грамматической конструкции предложений
    Наташа пошла гулять после того, как полила цветы.

Ребенка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас.
Ребенка просят ответить на вопрос: кто старше? (Саша.)

Узнавание предметов по заданным признакам
Инструкция. Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Кто обладает следующими признаками?
— Пушистый, ходит, мяукает;

О чем можно сказать: 
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает?

Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
—узким или широким?


Какому времени года соответствует следующее описание?
День становится длиннее, все больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. 

Приложение 2

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

Тема: «Эти мудрые русские сказки!»

Образовательные области: познание, коммуникация,чтение художественной литературы, художественное творчество,здоровье.

Цель: познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Конструировать из природного материала образ Бабы – Яги.

Материал: схема сказки «Теремок», шишки, палочки, веточки, пластилин, треугольные кусочки ткани, ступа (сделанная из одноразового стаканчика).

Предварительная работа: чтение детям русских народных сказок, изготовление ступы (из одноразового стаканчика), рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

-Ребята, вы любите сказки? (Любим). Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей).

-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учить мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.

-А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.

    Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…(дети называют сказки)

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

-В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

-Ребята, а можно сказку назвать воспитательницей? Почему (ответы детей)

-Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).

-А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей)

-У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…

-Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок»)

-А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

-Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.

    Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни  - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.

-А теперь давайте поиграем. Есть интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет: ветер, туча, берёзка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба - яга).

-Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – ягу? А почему? А какая Баба – яга в сказках?

-Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба - яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.д. А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол»).

Слышится шум. На метле влетает Баба – яга.

-Куда я попала, сколько много здесь детей, как вам весело, а я всегда одна не с кем мне поговорить, поиграть.

Воспитатель предлагает помочь Бабе – яге. Дети проходят к рабочим местам и из природного материала изготавливают Бабе – яге подружек.

Баба – яга рассматривает поделки, хвалит детей.

Оформляется выставка поделок.

Приложение 3

Викторина с родителями "Клуб выходного дня"

Тема:        «РАЗ – СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО»

Цель:        Приобщать родителей к семейному чтению.

Оборудование:        Столы и стулья по количеству участвующих семей, фишки на каждый стол, альбомные листы, выставка литературы.

План:

I часть:        Выступление детей – инсценировка.

II часть:        Выполнение конкурсных заданий родителями и детьми.

III часть:        Подведение итогов жюри, финальная песня «Раз – словечко, два - словечко»

Интеллектуальный КВН

«Раз словечко – два словечко»

Звучит музыка, родители и дети занимают места у столиков, выкладывают  семейные эмблемы.

Инсценировка:

Кто на стульчике сидел,

Кто на улицу глядел,

Саша пел,

Роман молчал,

Алексей ногой качал,

Дело было вечером

Делать было нечего.

Тут сказал ребятам Саша

Просто так:

  • А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

  • А у нас сегодня гость

А у вас?

  • А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

  • А у нас ночник погас. Это раз.

Папа рыбину привёз. Это два.

А в четвёртых, наша мама отправляется в д\сад.

  • А зачем?
  • Как зачем? На КВН!

Все – И мы с ними!

Дети уходят к родителям.

Ведущая:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы предлагаем вам участвовать в интеллектуальном КВНе. Обещаем вам увлекательное, занимательное, развлекательное путешествие в страну слов.

Слова всегда рядом с нами!

Так пусть вдохновенье в сердце родится,

Чтоб дверь в мир чудес

Нам смогла приоткрыться!

За окнами холод, и с посвистом жутким

Бушует метель по соседству.

А здесь с музыкой, сказкой и шуткой

Гнездо беззаботного детства.

Слова обладают волшебной властью,

Путь в знанья открыт

Прочь пурга и ненастье.

Давайте вместе прочитаем, как оно называется (читают).

РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА – СЛОВЕЧКО

   Познакомимся с участниками, семья (представляются дети)

Представляем высокоуважаемое жюри. Оценивание будет необычным. Участниками является каждая семейная команда. Сами участники оценивают свои ответы фишками, которые лежат перед вами. Жюри наблюдает за выполнением заданий участниками и вносит свои предложения, для этого у вас сигнальный флажок.

Первый раунд «Семейный»

Гонг

Представьте, пожалуйста, коротко свою семейную эмблему. Звучит тихая музыка.

Выступают дети и родители.

Положите все жёлтую фишку.

Второй раунд «Детективный»

Гонг

Чтобы много знать интересных слов, надо много читать книг. Посмотрим, читают ли в вашей семье книги?

Я задаю вопрос, а вы выбираете из трёх ответов верный. За правильный ответ положите жёлтую фишку.

1. Кто самый высокий персонаж?

- Буратино

- Карлсон

- Дядя Стёпа

2. Что любил петь Винни-Пух?

- Потешки

- Считалки

- Шумелки

3. Какой персонаж самый злой?

- Пятачок

- Бармалей

- Иван Царевич

4. Какой персонаж любит летать?

- Мики–Маус

- Чебурашка

- Карлсон

5. Какой персонаж любит петь?

- Серый Волк

- Мама Коза

- Кот Матроскин

6. Какой мальчик очень самостоятельный?

- Дядя Фёдор

- Незнайка

- Малыш

7. Где живёт Незнайка?

- В цветочном городе

- В лесу

- На море

8. О чём мечтает Малыш?

- О пироге

- О собаке

- О школе

9. Кто сидит в сумке у Шапокляк?

- Крокодил

- Крыса Лариса

- Заяц

10. Что строили Чебурашка и Крокодил Гена?

- Домик друзей

- Магазин

- Гараж

11. Чем угощала Злая Королева Спящую красавицу?

- Спрайтом

- Яблоком

- Мороженным

12. Как звали брата Герды?

- Кай

- Как

- Том

13. Какая сказка похожа на сказку Теремок?

- Рукавичка

- Репка

- Морозко

14. Какую сказку можно назвать зимней?

- Волк и семеро козлят

- По щучьему велению

- Хаврошечка

15. Чем любит заниматься Винни-Пух?

- Ходить в гости

- Прыгать на скакалке

- Ездить на велосипеде

16. Где побывал Незнайка?

- На Луне

- На балете

- На реке

Раунд третий «Стихотворный»

Сначала я задам вопрос,

А вы над ним затем всерьёз

Подумайте. Одно из двух-

«Да» или «Нет» - ответьте вслух.

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Правильный ответ оценивается жёлтой фишкой.

Летит-летит орёл?

Летит-летит козёл?

Летит-летит щегол?

Летит-летит синица?

Летит-летит горчица?

Летит-летит фазан?

Летит-летит кукушка?

Летит-летит лягушка?

Летит-летит старушка?

Летит-летит сухарь?

Летит-летит глухарь?

Летит-летит гитара?

Летит-летит утёнок?

Летит-летит котёнок?

Летит-летит ворона?

Летит-летит корона?

Летит-летит сова?

Летит-летит трава?

Летит-летит пузырь?

Летит-летит снегирь?

Летит-летит дворец?

Летит-летит скворец?

Четвёртый раунд  «Загадочный»

Отгадайте?

Танцевать он вам велит,

Песни петь заставит,

Всех подряд он веселит,

Устали не знает,

Он века у нас живёт,

Дружный, шумный (хоровод)

Игра «Хей-привет»

Прошу всем занять места.

Пришло время загадать друг другу загадки. По очереди загадываем, тот, кто первый ответит, кладёт красную фишку.

Раунд пятый «Шуточный»

Помогут провести девочки. Звучит музыка.

Инсценировка

«Колдунья»

Мы поиграем в весёлую игру. Правила очень просты. Я называю фразу. Если вы согласны, то говорите хором «И мы тоже». Если не согласны – молчите. Выходят дети, а потом родители.

Играем.

Я отправился в зоопарк.

Я купил билет.

И я очень рад.

Я гуляю по прекрасным аллеям.

Я вижу белых лебедей.

Они плавают

Навстречу мне гордо вышагивает павлин.

Он распустил свой великолепный хвост.

В клетке я вижу весёлых обезьян.

Они кривляются и корчат рожицы.

А рядом я вижу полосатого тигра.

Он громко рычит.

Рядом побежали маленькие зебры.

Они такие полосатые.

Я вижу огромного слона.

Он машет мне своим хоботом.

А рядом вижу верблюда.

Он плюётся.

В луже лежат чумазые поросята.

Я им улыбаюсь.

На ветках сидят попугаи.

Они повторяют всё за мной.

Я очень доволен путешествием.

Я обязательно сюда вернусь.

Спасибо.

Тот, кто нарушал правила, фишку не кладёт. Оцениваем конкурс красными фишками.

Раунд шестой, последний - «Мастеровой»

Чтение стихотворения «Робот»

Вам предстоит за короткое время сделать из бумаги любую фигурку. Звучит музыка. Кто справился, положите синюю фишку.

Итог.

Прошу внимания. Посмотрите на ваши фишки - баллы.

У кого фишки только жёлтого цвета. Хочу вам посоветовать завтра же, немедленно записаться в библиотеку. И дарим игры, в которые вы можете поиграть дома.

У кого фишки желтого, красного цвета. Хочу сказать, что играли вы слаженно, уверенно.

Дарим вам листы бумаги, чтобы дома потренироваться в изготовлении бумажных игрушек.

У кого фишки желтого, красного и синего цвета. Вы молодцы, вы победители. Получаете бурные аплодисменты.

Звучит музыка. Песня «Вместе весело шагать» Дети и взрослые поют в кругу.

Список литературы

  1. Арушанова. А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Просвещение, 2007
  2. Бондаренко. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение 2008
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ 2002. №4.
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.—М.:Мозаика-Синтез,2010
  5. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4.
  6. Зверева О.Л. Вместе с семьей. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: 2008 г. 
  7. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4.
  8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: 2010.
  9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г
  10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Построение организации воспитательно-образовательного процесса ДОО в группах оздоровительной направленности.

Статья раскрывает воспитательно-образовательной процесс в условиях ФГОС ДОО ....

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....