Конспект НОД по области "Коммуникация" с детьми старшей группы "Одежда, обувь и головные уборы"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Алова Елена Владимировна

 

Цель: Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
  2. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  3. Тренировать в употреблении в речи антонимов.
  4. Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
  5.  Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
  6. Упражнять в составлении описательного рассказа.
  7. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.

План:

1.Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».

3. Лексико-грамматические игры и упражнения:

«Какая одежда?»

«Что наденем на прогулку»

«Как назвать вещь?»

«Образуй новое слово»

«Скажи наоборот»

4.Физминутка «Маша-растеряша».

5.Составление описательного рассказа.

6.Итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение             Детский сад № 3 «Сказка» городского округа Власиха              Московской области

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с детьми старшей группы «Одежда, обувь и головные уборы»

Подготовила:                                                                                       воспитатель Алова Е.В.

2013 г.

Цель: Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
  2. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  3. Тренировать в употреблении в речи антонимов.
  4. Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
  5.  Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
  6. Упражнять в составлении описательного рассказа.
  7. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.

План: 

1.Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».

3. Лексико-грамматические игры и упражнения:

«Какая одежда?»

«Что наденем на прогулку»

«Как назвать вещь?»

«Образуй новое слово»

«Скажи наоборот»

4.Физминутка «Маша-растеряша».

5.Составление описательного рассказа.

6.Итог.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Гномики-прачки.

Жили-были в домике маленькие гномики:    Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.          Загибаем пальчики, начиная с  больших

Раз, два, три, четыре, пять -                   пальцев.  

Стали гномики стирать.                     Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.

Токи – рубашки,                                                          Трём кулачки друг о друга.

Пики – платочки,                    Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

  1. Основной этап.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила.

«Не галстук он, не воротник,                               «Не ботинки, не сапожки,

А шею обжимать привык.                                     Но их тоже носят ножки.

Но не всегда, а лишь тогда,                                  В них мы бегаем зимой:

Когда бывают холода» (Шарф)                           Утром – в школу,

                                                                                   Днём – домой»  (Валенки) 

 «Я любой девчонке прикрою волосёнки,

Прикрою и мальчишке стрижки – коротышки.

От солнца я защита – для того и сшита» (Панама)                                                       

Воспитатель: Правильно, ребята вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии.

Дети: Да, мы сегодня будем говорить об одежде, обуви и головных уборах.

Воспитатель: Правильно, ребята. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда чрезвычайно многообразна. Шьют её из различных тканей на швейных предприятиях. Вся продукция подразделяется на виды: верхняя одежда, мужские костюмы, женские платья, бельё, головные уборы и др. Большое количество изделий получают на трикотажных предприятиях: бельё, верхний трикотаж, перчатки, колготки, носки и др. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.

Дети: Шуба, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан, шапка, юбка, штаны, варежки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне обувь, которую знаете.

Дети: Ботинки, туфли, валенки, сапоги, сандалии, унты, кроссовки, чешки.

Воспитатель: Хорошо, и, наконец, назовите, головные уборы.

Дети: Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вот видите, сколько вы знаете обуви, головных уборов, одежды.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?

Дети: Эта одежда зимняя.

Воспитатель: Правильно, а если осенью?

Дети: Эта одежда называется осенняя.

Дети: А ещё бывает весенняя одежда и летняя.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что наденем на прогулку?» Посмотрите, у вас картинки, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить.

Воспитатель: Что наденешь ты, а что Таня?

Ребёнок: Я надену рубашку, а Таня  - платье.

Воспитатель: Что ты наденешь, а что Вова?

Ребёнок: Я надену кофту, а Вова брюки.

Ребёнок: Я надену платье, а девочка сарафан.

Ребёнок: Я надену туфли, а мальчик футболку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, подберите прилагательные к слову одежда, какая одежда?

Дети: Одежда бывает верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, чистая, спортивная, сезонная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, грязная, теплая, нарядная, красивая, новая, старая.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Как назвать вещь?»

Кофту вязали (из шерсти) – вязаная кофта.

Блузку вышивали – вышитая блузка.

Платье сшили – сшитое платье.

Нитки пряли – пряденое полотно.

Ткали полотно – тканое полотно.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Образуй новое слово», мы с вами будем образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Пальто – пальтишко             Пояс – поясок

Свитер – свитерок                 Плащ – плащик

Воротник – воротничок        Брюки – брючки

Карман – кармашек               Рубашка – рубашечка

Платье – платьице                  Туфли – туфельки

Пальто – пальтишко               Сапоги – сапожки

Воспитатель: Хорошо, сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот»,  я говорю слово, а вы наоборот.

Воспитатель: Надевать

Дети: Снимать

Воспитатель: Одевать

Дети: Раздевать

Воспитатель: Продавать

Дети: Покупать

Воспитатель: Завязать

Дети: Развязать.

Застёгивать – расстёгивать

Стирать – сушить

Гладить - мять

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что можно делать с одеждой.

Дети: Одежду можно надевать, носить, снимать, продавать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.

Дети: Деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина, подошва, каблук, лямка, поля.

Воспитатель: Хорошо, много вы знаете деталей одежды, обуви и головных уборов. Посмотрите на свои картинки и назовите предметы обуви и одежды, а также перечислите детали названных вещей.

Ребёнок: У меня рубашка с воротником.

Ребёнок: У меня юбка с поясом.

Ребёнок: У меня шарф с кисточками.

Ребёнок: У меня туфли с каблуками.

Воспитатель: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте немного отдохнём.

 «Маша-растеряша»

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (Поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

Воспитатель: Немного отдохнули, сели красиво на свои места, спинки держим прямо.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы  поиграем в игру «Доскажи словечко» 

Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.

Вчера в половине шестого мы видали двух сорок без …(ботинок) и (чулок).

И щенков без …(носков), и синичек без ...(тапочек) и …(рукавичек).

Без ботинок и чулок повстречали мы …(сорок), без носков …(щенков),

Без тапочек и рукавичек …(синичек).

А сейчас мы составим рассказ - описание «Моя любимая вещь» по плану:

  1. Название любимой одежды.
  2. Из какого материала сделана?
  3. Какого цвета?
  4. Когда ты надеваешь эту одежду?
  5. Почему эта вещь твоя любимая?
  1. Итог занятия.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

Дети: Мы говорили об обуви, одежде и головных уборах.

Логопед: Правильно, что ещё делали на занятии?

Дети: Называли детали одежды, проводили физ. минутку, играли в игру «Какая одежда», «Скажи наоборот».

Воспитатель: Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидания.

Список используемой литературы

  1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания. – М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»Образовательная область: «Познание»Цель:  Систематизировать элементарны...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда, обувь и головные уборы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;- активизировать словарь детей по теме, развивать с...

Календарно-тематическое планирование для старшей группы. Тема _Обувь и головные уборы

Данном тематическом планировании отражаются  особенности  данной  возрастной  группы,  содержание образовательной  деятельности,  в  соответствии  с ...

конспект ООД в младшей группе "Обувь, одежда. Головные уборы"

закрепление знаний названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей. Дифференциация видов одежды по временам года....