Главные вкладки

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

     

    Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Развивать творческое воображение, речь и память детей. Развитие словаря: словообразование; активизация глагольных форм (что может делать огонь) ; объяснение значений многозначного слова «огненный».

    Предварительная работа.

    Беседы с детьми об огне и пожаре.

    Чтение художественной и познавательной литературы: Б. Житков «Пожар», «В дыму», «Пожар в море», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Б. В. Зубков «Как солнце в дом пришло»; отгадывание загадок.

    Проведение  сюжетно-дидактической игры «Пожарные»; дидактические игры «Профессии», «Подбери слово», «Запомни движение», «Четвёртый лишний».

    Оборудование.

    - Плакаты «Правила поведения дошкольников при пожаре».

    - Фотоиллюстрации с изображением огня в самых разных его проявлениях.

    - Карточки с изображением спецтранспорта, профессий служб спасения, набор цифр.

    – Аудиозаписи.

    - Игрушки: телефоны, кукла-пожарный, пожарная машина, утюг, гладильная доска.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

     Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

    « У меня – нос и  у тебя – нос.

       У меня – глазки и у тебя –глазки.

       У меня – губки сладкие и у тебя – губки сладкие.

       У меня – щечки гладкие и у тебя – щечки гладкие.

    Прочь тревогу, грусть и лень – мы друзья на целый день!» ( Дети выполняют движения,  соответствующие тексту.  Произнося слова последней строки, обнимают друг друга).

     

     

    Звучит сигнал пожарной тревоги.

    Педагог. Ребята, что это за сигнал? Когда он звучит? Что нужно делать? Кого звать на помощь? Посмотрите, кто спешит к нам сюда?

    Дети. Это пожарный.

    Педагог. Как вы догадались, что это пожарный

    - Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

    - Пожарный одет в брезентовый костюм, который не промокает и не горит в огне.

    - На ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

    Педагог. Ребята, зачем пожарному каска?

    Дети. Каска защищает голову от ударов, от травмы, если на пожарного что-нибудь упадёт во время тушения пожара.

    Педагог. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

    Дети. Смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, бесстрашным, самоотверженным, тренированным, умелым. Уметь побеждать огонь и спасать людей. Жертвовать собой. Герой.

    как он помогает людям?

    Педагог. Ребята, какую пользу приносит нам огонь?

    Дети:

    -- На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.

    --На заводах в печах огонь варит сталь. Из стали делают трубы, станки, машины и самолёты.

    --Самолёты тоже движутся с помощью огня. Сгорает топливо и самолёт летит.

    – На огне газовой плиты мы готовим пищу.

    -- Огонь согревает наши дома.

    -- Наше солнце – это тоже огонь! Оно даёт нам свет и тепло.

    --Спички, свечи, салют, бенгальские огни – это красивый огонь.

    Педагог: Вот какие молодцы. Вы знаете, ребята, у меня есть один волшебный красный шарик, который умеет сочинять стихи. А давайте и мы с вами попробуем продолжить стихотворения, которые сочинил мой волшебный шарик? (Игра «Продолжи стихотворение»)

    1. Где с огнем беспечны люди,

       Там взовьется в небо шар.

       Там всегда грозить нам будет

       Злой (пожар).

    2. Жжется печь – ее не тронь,

         потому, что в ней (огонь)?

    3. Выпал на пол уголек.

        Деревянный пол зажег.

        Не смотри, не жди, не стой

        А туши его (водой)

    4. Дым увидел – не зевай,

        И пожарных(вызывай)?

     5. Запомни каждый гражданин

        Пожарный номер.

    Педагог. – Огонь может быть врагом, если обращаться с ним неосторожно, шутить и играть с огнём.

    - Если дети играют со спичками, то может быть пожар.

    - В лесу нельзя оставлять непотушенный костёр.

    - Нельзя оставлять без присмотра электроприборы – телевизор, утюг…

    - Нельзя детям зажигать бенгальские огни и петарды.

    - Нельзя ёлку украшать свечами.

    Педагог. Так от чего же возникают пожары? (Вывод).

    Как дети должны себя вести во время пожара?

    Дети. – Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью!

    - А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты выбегать на улицу и звать на помощь взрослых (соседей, прохожих). Вызывать пожарную команду.

    Игровой тренинг «Служба спасения». На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением специального транспорта (спецмашин, профессии людей служб спасения и цифры. Дети должны составить цепочки: транспорт - профессия - номер телефона службы спасения.

    Игровой тренинг «Вызов службы спасения по телефону». Педагог выполняет роль диспетчера службы спасения. Задача ребёнка – вызвать по телефону службу спасения, объяснить диспетчеру ситуацию, назвать адрес (умение вести диалог по телефону) .

    Физминутка «Пожарники»

    В круг ставится цилиндр - огонь, дети имитируют его тушение.

    Пожарные бегут к машинам – бег на месте

    Пожарные разматывают пожарный рукав - круговые движения рук у груди

    Пожарные тушат из брансбойта- движения рук вправо- влево

    Пожарные потушили, устали, вытирают пот со лба.

     

    Педагог. Ребята, а что может делать огонь?

    (Ответы детей) Активизация глагольных форм: горит, искрится, полыхает, жжёт, сверкает, блестит, вспыхивает, тухнет, гаснет, обжигает, светит, пылает, загорается, греет…

    Педагог. Каким бывает огонь?

    (Ответы детей) Образование имён прилагательных: беспощадный, горячий, опасный, жестокий, жаркий, пламенный, добрый, красивый, тёплый.

    Педагог. В народе есть много выражений про огонь, пословиц и поговорок со словом «огонь». Вспомните и назовите их.

    (Ответы детей) «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Огонь без дыму, а человек без ошибки не бывает», «Нет дыма без огня», «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», «Упустишь огонь – не потушишь», «Там не загорится, где огня нет»..

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний». У детей карточки с изображением четырёх предметов. Нужно выбрать лишний предмет (имеющий отношение к огню, пожару) и обвести его карандашом.

    Педагог. Ребята , сегодня вы узнали. что огонь - друг, огонь - враг. Вы запомнили как надо вести себя, чтобы не случилось беды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_na_temu.docx17.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно  - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

    Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Развивать творческое воображение, речь и память детей. Развитие словаря: словообразование; активизация глагольных форм (что может делать огонь) ; объяснение значений многозначного слова «огненный».

    Предварительная работа.

    Беседы с детьми об огне и пожаре.

    Чтение художественной и познавательной литературы: Б. Житков «Пожар», «В дыму», «Пожар в море», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Б. В. Зубков «Как солнце в дом пришло»; отгадывание загадок.

    Проведение  сюжетно-дидактической игры «Пожарные»; дидактические игры «Профессии», «Подбери слово», «Запомни движение», «Четвёртый лишний».

    Оборудование.

    - Плакаты «Правила поведения дошкольников при пожаре».

    - Фотоиллюстрации с изображением огня в самых разных его проявлениях.

    - Карточки с изображением спецтранспорта, профессий служб спасения, набор цифр.

    – Аудиозаписи.

    - Игрушки: телефоны, кукла-пожарный, пожарная машина, утюг, гладильная доска.

    Ход занятия.

    Воспитатель: 

     Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

    « У меня – нос и  у тебя – нос.

       У меня – глазки и у тебя –глазки.

       У меня – губки сладкие и у тебя – губки сладкие.

       У меня – щечки гладкие и у тебя – щечки гладкие.

    Прочь тревогу, грусть и лень – мы друзья на целый день!» ( Дети выполняют движения,  соответствующие тексту.  Произнося слова последней строки, обнимают друг друга).

    Звучит сигнал пожарной тревоги.

    Педагог. Ребята, что это за сигнал? Когда он звучит? Что нужно делать? Кого звать на помощь? Посмотрите, кто спешит к нам сюда?

    Дети. Это пожарный.

    Педагог. Как вы догадались, что это пожарный

    - Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

    - Пожарный одет в брезентовый костюм, который не промокает и не горит в огне.

    - На ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

    Педагог. Ребята, зачем пожарному каска?

    Дети. Каска защищает голову от ударов, от травмы, если на пожарного что-нибудь упадёт во время тушения пожара.

    Педагог. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

    Дети. Смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, бесстрашным, самоотверженным, тренированным, умелым. Уметь побеждать огонь и спасать людей. Жертвовать собой. Герой.

    как он помогает людям?

    Педагог. Ребята, какую пользу приносит нам огонь?

    Дети:

    -- На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.

    --На заводах в печах огонь варит сталь. Из стали делают трубы, станки, машины и самолёты.

    --Самолёты тоже движутся с помощью огня. Сгорает топливо и самолёт летит.

    – На огне газовой плиты мы готовим пищу.

    -- Огонь согревает наши дома.

    -- Наше солнце – это тоже огонь! Оно даёт нам свет и тепло.

    --Спички, свечи, салют, бенгальские огни – это красивый огонь.

    Педагог: Вот какие молодцы. Вы знаете, ребята, у меня есть один волшебный красный шарик, который умеет сочинять стихи. А давайте и мы с вами попробуем продолжить стихотворения, которые сочинил мой волшебный шарик? (Игра «Продолжи стихотворение»)

    1. Где с огнем беспечны люди,

       Там взовьется в небо шар.

       Там всегда грозить нам будет

       Злой (пожар).

    2. Жжется печь – ее не тронь,

         потому, что в ней (огонь)?

    3. Выпал на пол уголек.

        Деревянный пол зажег.

        Не смотри, не жди, не стой

        А туши его (водой)

    4. Дым увидел – не зевай,

        И пожарных(вызывай)?

     5. Запомни каждый гражданин

        Пожарный номер.

    Педагог. – Огонь может быть врагом, если обращаться с ним неосторожно, шутить и играть с огнём.

    - Если дети играют со спичками, то может быть пожар.

    - В лесу нельзя оставлять непотушенный костёр.

    - Нельзя оставлять без присмотра электроприборы – телевизор, утюг…

    - Нельзя детям зажигать бенгальские огни и петарды.

    - Нельзя ёлку украшать свечами.

    Педагог. Так от чего же возникают пожары? (Вывод).

    Как дети должны себя вести во время пожара?

    Дети. – Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью!

    - А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты выбегать на улицу и звать на помощь взрослых (соседей, прохожих). Вызывать пожарную команду.

    Игровой тренинг «Служба спасения». На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением специального транспорта (спецмашин, профессии людей служб спасения и цифры. Дети должны составить цепочки: транспорт - профессия - номер телефона службы спасения.

    Игровой тренинг «Вызов службы спасения по телефону». Педагог выполняет роль диспетчера службы спасения. Задача ребёнка – вызвать по телефону службу спасения, объяснить диспетчеру ситуацию, назвать адрес (умение вести диалог по телефону) .

    Физминутка «Пожарники»

    В круг ставится цилиндр - огонь, дети имитируют его тушение.

    Пожарные бегут к машинам – бег на месте

    Пожарные разматывают пожарный рукав - круговые движения рук у груди

    Пожарные тушат из брансбойта- движения рук вправо- влево

    Пожарные потушили, устали, вытирают пот со лба.

    Педагог. Ребята, а что может делать огонь?

    (Ответы детей) Активизация глагольных форм: горит, искрится, полыхает, жжёт, сверкает, блестит, вспыхивает, тухнет, гаснет, обжигает, светит, пылает, загорается, греет…

    Педагог. Каким бывает огонь?

    (Ответы детей) Образование имён прилагательных: беспощадный, горячий, опасный, жестокий, жаркий, пламенный, добрый, красивый, тёплый.

    Педагог. В народе есть много выражений про огонь, пословиц и поговорок со словом «огонь». Вспомните и назовите их.

    (Ответы детей) «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Огонь без дыму, а человек без ошибки не бывает», «Нет дыма без огня», «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», «Упустишь огонь – не потушишь», «Там не загорится, где огня нет»..

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний». У детей карточки с изображением четырёх предметов. Нужно выбрать лишний предмет (имеющий отношение к огню, пожару) и обвести его карандашом.

    Педагог. Ребята , сегодня вы узнали. что огонь - друг, огонь - враг. Вы запомнили как надо вести себя, чтобы не случилось беды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

    - закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

    Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

    Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

    Целью работы является закрепление знаний о пользе и вреде огня. Воспитание уважения к труду пожарного....