Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Капелька воды"(авторская разработка)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    ЦЕЛЬ: развивать познавательно-исследовательские способности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kapelka_vody.docx33.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЦЕЛЬ: развивать познавательно-исследовательские способности детей.

    ЗАДАЧИ:

    ОБУЧАЮЩИЕ: учить находить воду в окружающей среде и окружающим мире;

    дать понятие о важнейшей роли воды в жизни людей и всего живого в природе;

    продолжать учить проводить несложные опыты с водой (самостоятельно и с помощью воспитателя);

    продолжать знакомить со свойствами воды в процессе опытов (вода растворяет, меняет свой цвет и вкус);

    закреплять ранее полученные знания о свойствах воды(жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеющая запах).

    РАЗВИВАЮЩИЕ: расширять и активизировать словарь (сестрички, капельки, жидкость, зеленка, марганцовка, снег, лед, море, океан, болото, ручеек, сладкая, соленая, кислая, безвкусная, бесцветная, течет, мороженое.

    продолжать развивать навыки проведения опытов;

    продолжать учить соблюдать меры безопасности во время проведения опытов;

    развивать интерес к исследовательской деятельности;

    развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь;

    продолжать развивать: сознательное отношение к бережному использованию воды; бережное отношение к природе, к воде;  продолжать учить делать обобщения и выводы.

    ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать бережное отношение к воде, к природе.

    Демонстрационный материал и оборудование:

    На столе у воспитателя: «Капелька» (шарик с водой), стаканы с водой; трубочки; чайные ложечки; флакончики с зеленкой и марганцовкой; салфетки; клеенки; аудиозапись (ручейка, дождя). Раздаточный материал для самостоятельных опытов:

    На столах у детей: Два одноразовых стаканчика с водой и трубочками; две детских тарелочки: в одной лежит сахар, в другой – соль; чайные ложечки; разное варенье.                         Индивидуальная работа:

    Закрепить: с Самирой меры безопасности; с Андреем, Никитой закрепить свойства воды; с К. Максимом  имеющие знания о свойствах воды.

    Методические приемы:

    СЛОВЕСНЫЕ:  указания, поощрения, рассказы воспитателя и детей, вопросы, ответы, разъяснения, напоминания, активизация с помощью вопросов, художественное слово, объяснения, рассуждения .

    ПРАКТИЧЕСКИЕ: самостоятельное проведение опытов, показ опытов.

    НАГЛЯДНЫЕ: рассматривание опытов, показ опытов. Предварительная работа: Чтение познавательных рассказов и сказок ( «Мойдодыр», потешки про воду), индивидуальная работа по отгадыванию загадок, заучивание стихотворений , исследовательская деятельность в уголке природы с водой и снегом, игры с водой летом, превращение воды в лед зимой, превращение снега в воду зимой,  дидактические игры: «Горячо и холодно», подвижная игра  «Ручеек», занятие по аппликации «Стайка дельфинов» и т.д.

    Место проведения: групповая комната.

    Прогнозируемые результаты:

    Знание свойств воды;

    Расширение словарного запаса детей по данной теме;

    Соблюдение мер безопасности детьми во время проведения опытов;

    Проявление интереса к проведению опытов;

    Бережное отношение к воде во время умывания и проведения других водных процедур;

    Появление понятия значимости воды в жизни детей и всех людей, а также живых организмов  на планете Земля.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень ответственный день! К нам пришли гости. Будьте внимательны, сосредоточьтесь и не  отвлекайтесь!

                    (Звучит аудиозапись – «капели», «дождя», «ливня», «журчание ручейка»).

    Ребята! Сегодня 24 марта «Всемирный день воды»  и я вам хочу прочитать «Историю одной дождевой капельки ».  Читаю:

    «Как-то раз одна маленькая дождевая капелька выпала из темного облака и начала медленно опускаться вниз, к земле.

             Гонимая ветром тучка вскоре  исчезла и на небе засветило солнышко. Оно звонко смеялось, разбрасывая всюду свои золотистые лучики. Капельке стало так жарко, что она решила  продолжить свой путь чуточку быстрее.

            Наконец она мягко приземлилась в зеленую траву, служившую убежищем для многих удивительных существ. Вот муравьишка, а там жук, рядом улитка -  и все они радовались влаге, которую капелька принесла с собой.

            Капелька решила отправиться дальше – но тут вдруг увидела поразительные красные пятнышки: они сияли и чудесно пахли. Это были цветы. Она просунула свою маленькую головку в  один из них…  И тут: «Апчхи!» - цветочная пыльца заставила ее чихнуть.

            Неожиданно на небе появилась разноцветная  радуга. Капелька долго зачарованно любовалась ею. А в это время сверху,

    Совсем рядом с ней, упала еще одна дождевая капелька. Они стали весело играть друг с другом и, конечно же, подружились.

            Капельки вместе резвились, пока не наступила ночь. Подружки заснули в чашечке цветка. На небе сияли луна и звезды, а ночная фея, пролетая над спящими капельками ,  воскликнула: «О, какие прекрасные жемчужинки!»

            После прочтения  истории о дождевой капельке в группе появляется   Капелька – шарик  ( воздушный  шарик  голубого цвета, в который   налита вода и нарисовано лицо фломастером.)

            Ой, ребята, а кто это к нам в гости прилетел? Вы, знаете? Я, не знаю?! ( Ответы детей).

            Капелька: Это же я – Капелька, вы только, что про меня прочитали. Вот я и решила к вам в гости прийти и узнать, что вы знаете обо мне и моих сестричках – капельках, которые живут  у вас в группе.

            Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у нас в группе,  есть ее сестрички – капельки? (Да!) А вот я, что-то не вижу сестричек – капелек у нас в группе! Я, думаю , что у нас нет ее сестричек - капелек !( Есть!)Тогда напомните мне , пожалуйста, может быть я вспомню!

            Дети: Любовь Михайловна, а из  кранов могут  капать капельки, если  кран  плохо закрыт!

            Воспитатель: Спасибо, ребята, я вспомнила, что  вода – это много – много капелек. Давайте,  покажем Капельке,  где живут ее сестрички – капельки и расскажем,  какую пользу они приносят  у нас в группе . ( Дети  идут по группе вместе с Капелькой , показывают где живут капельки и объясняют, для  чего  нужна вода  в тех местах, где живут капельки.)

            Воспитатель: Где у нас в группе есть вода? (В кранах для умывания.) Давайте пойдем  в ту комнату  , где у нас есть краны.( Идут.) Откройте кран  и скажите: для чего здесь нужна вода? (Чтобы мыть руки и лицо.) А еще для чего? (Мыть кисточки, баночки  после занятий по рисованию и аппликации ; готовить воду для занятий по рисованию; для закаливания.)

            Воспитатель: Да, ребята, правильно, здесь вода нужна для мытья игрушек, готовить воду для занятий по рисованию, для закаливания, для мытья рук не только детям, но и воспитателям, и младшим воспитателям.                                    

              Дети, а когда мы  моем  руки и для чего мы это делаем? ( Мы моем руки и лицо после прогулки, после туалета, после занятий  ,  перед едой, чтобы руки были чистые.)

            Воспитатель: Дети, а может быть  не нужно мыть руки?           ( Обязательно, нужно мыть руки с мылом  потому,  что грязные руки – это микробы, которые очень опасны!)

            Воспитатель: Совершенно верно,  дети. Руки нужно мыть, обязательно, с  мылом! От грязных рук можно заразиться!

             Воспитатель: А где еще у нас  есть краны ?  ( Где няня моет посуду.)

                   Да, в моечной у Нины Степановны .  А для чего Нине Степановне вода?

            Дети: Чтобы мыть грязную посуду после завтрака, обеда, полдника, ужина.

            Воспитатель: Правильно, Нине Степановне нужно очень много воды : мыть посуду и  полы; убираться в приемной, спальной, туалете; мыть окна, двери, стены; вытирать везде пыль.

            А что в чайнике у Нины Степановны? ( Вода.) А какая вода? Из колодца, из лужи? ( Ответы детей: нет, это кипяченая вода, чтобы нам пить.) А когда она  вам ее дает? ( Когда мы хотим пить; на улице летом, когда очень жарко.) Правильно! А еще где вода?

    Дети: В туалете.

    Воспитатель: А  для чего в туалете вода ?

    Дети: В туалете вода нужна  для  смывания  в унитазе; мытья туалетных ершиков; мытья  тряпок  после уборки; а в поддоне -  для мытья  ног  после прогулок  летом и  для закаливания.)

    Воспитатель: А еще где есть вода?

    Дети: В природном уголке.

    Воспитатель: А для чего ?

    Дети: Чтобы поливать цветы, чтобы брызгать цветы из пульверизатора.

    Воспитатель: Давайте пойдем к уголку природы. ( Идем.) В чем здесь находится вода?

    Дети: В лейках и пульверизаторах, потому что цветам нужна вода.

    Воспитатель: А что случиться с цветами, если их не поливать? Дети: Цветы живые и если их не поливать, то они засохнут. Цветы живые, они пьют воду, а  если их не поливать, то они погибнут.

    Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Вы знаете,  где живут капельки. Вот видишь, Капелька, сколько твоих сестричек  живет у нас в группе и сколько пользы они нам приносят!

    Воспитатель: Ребята, а где на улице можно встретить капелек – сестричек?

    Дети: В реке, в ручейке, в море, в океане, в болоте, в луже. Когда идет дождь, ливень, снег, в сугробе. Капельки бывают на листочках после дождя. Утром, на листочках и траве,  бывает капельки росы . ( Дети самостоятельно рассказывают, где они видели еще капельки воды.)

    Воспитатель: А еще кому и чему нужна вода?

    Дети: Людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Воспитатель: Совершенно, верно, то есть  всему живому нужна вода. Без воды прожить нельзя! Все живое без воды – погибнет. И     без воды  не было бы жизни на нашей планете – Земля! Поэтому  воду нужно беречь! А как мы можем беречь воду?

    Дети: Нужно закрывать краны, не загрязнять водоемы…

    Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу и покажу разные опыты с водой, мы с вами узнаем свойства воды .( Рассказываю и показываю опыты.)

             Вода – жидкость, она течет, поэтому ее мы можем переливать из одной посуды в другую. Посмотрите -  например: из стакана в бокал, из бокала в ведро и т.д.

            Вода – жидкость, поэтому она принимает тот объем посуды в которую ее наливают. ( Налить воду в разные емкости по объему и по форме.)

            Вода – жидкость, поэтому мы ее можем наливать, переливать, выливать. Вот какая интересная вода! (Дать детям самим перелить, налить, вылить воду из одной баночки в другую.)

    Воспитатель: Ребята, а вода какого цвета? ( Ответы детей.) Значит можно сказать, что она бесцветная. А я вам сейчас докажу, что вода может иметь цвет.

            ( На столе у воспитателя 2 стакана или баночки с водой, зеленка, марганцовка, варенье разное, сахар, соль, ложки. )

            Сейчас я добавлю в воду марганцовку ( несколько кристалликов ), помешаю ложкой. ( Мешаю.) Посмотрите, что произошло?

    Дети: Вода стала розовой ( бордовой )

    Воспитатель: А теперь я добавлю в воду зеленку. Что сейчас произошло?

    Дети:   Вода стала   зеленой.                                                      Воспитатель: Вода изменила свой цвет? ( Ответы детей. ) А что случилось с марганцовкой  и зеленкой  в воде ? (Ответы детей: растворились, разошлись и т.д. )

            Ребята, запомните: вода меняет цвет, и растворяет то вещество, которое в нее добавили.

            ( Затем дети самостоятельно добавляют различное варенье в воду,  которая  находиться в одноразовых стаканчиках.)

            Дети делают выводы.

    Воспитатель: (обобщает) Когда мы добавляем в воду или марганцовку, или зеленку, или варенье, или краску, то вода меняет цвет.

    Воспитатель: Ребята, вода имеет вкус? (Ответы детей: нет; не имеет; вода безвкусная, пресная и т.д.)

    Воспитатель: Вывод: Значит , ребята, вода безвкусная.

    Сейчас,  вы возьмите  по 2 стаканчика с водой и трубочки. В один стакан положите 1чайную ложечку сахара, а в другой – 1 чайную ложечку соли. Помешайте трубочками в стаканах и попробуйте воду в них. Что вы чувствуете?

    Дети делают выводы: В одном стакане вода стала сладкой, а в другом – соленой.

    Воспитатель: А если мы добавим в воду сок лимона, что произойдет?

    Дети: Вода будет кислой.

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вода приобретает вкус! Ребята, а если мы поставим стакан с водой в морозилку, что произойдет? (Замерзнет.) Правильно, вода замерзнет, то есть станет  твердой. Ребята, а где еще можно встретить воду в твердом виде?    ( Ответы детей: зимой на речке; осенью в луже; в Антарктиде; на Северном Полюсе. )  А как называется твердая вода? (Лед.)

    Капелька: Спасибо, вам ребята, за то, что вы так много знаете обо мне и моих сестричках – капельках, о том какими свойствами мы обладаем.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, я вами тоже очень довольна.

    Капелька: Ребята, а вы запомнили как нужно беречь воду? ( Да! Дети повторяют правила: что нужно закрывать хорошо краны с водой; экономить воду; не лить воду зря; не загрязнять водоемы и так  далее.)

            Ребята, сегодня, когда вы придете домой расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня о воде, и что воду нужно беречь.

    Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно умываться: чистой или грязной? (Ответы.) А из лужи можно умываться? ( Ответы детей: нельзя; в луже много микробов; в луже много грязи; грязной водой  можно заразиться; и т.д.)

    Воспитатель:        Какая вода нужна для приготовления пищи и для питья? ( Ответы детей.)

            Далее воспитатель рассказывает детям об очистных сооружениях, и о том,  что очень много людей трудятся, чтобы у нас  дома была  чистая вода в кранах.

    Капелька: Ребята, я очень рада, что пришла к вам в гости. Сейчас я пойду домой в ручеек  и поплыву в большую реку Кама,  передам привет всем моим сестричкам – капелькам. Теперь я всегда буду  присутствовать у вас в группе и наблюдать за вами: как вы умываетесь и моете руки, как вы соблюдаете правила экономии воды и  всегда буду помогать вам мыть руки, игрушки.

            А я для вас приготовила небольшой сюрприз: мороженое, которое имеет много свойств воды. Мороженое  имеет вкус, цвет, запах и твердое состояние. Приятного вам аппетита! До свидания!

            Звучит фонограмма ручейка. ( Воспитатель выливает воду из шарика в раковину, « Капелька» исчезает.)

    Воспитатель: Вот так Капелька! Какой она вам приготовила вкусный сюрприз! А мне она оставила послание для вас. Читаю:

             Без меня вам ни умыться,

            Ни наесться, ни напиться!

            Смею вам я доложить:

            Без воды вам не прожить!

            

           

             Вы меня везде найдете:

             И в пруду, и на болоте

            И в  ушате,  и в ведре,

            И в корыте,  в ручейке,

             И в реке, и в океане,

             И в ванне, и в бане,

             Всегда и везде – вечная  слава воде!

                                    Подпись: Ваша путешественница Капелька.

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Дети рассказывают, что им понравилось на занятии.) А сейчас идите помойте руки и угощайтесь сюрпризом-мороженом.

                       

                                                        

                    

                   

                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

    Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

    - закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

    Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

    Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    Конспект Организационно-образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в старшей группе на тему : "Мы идём в театр"

    Тема : «Мы идём в театр» Задачи:«Познавательное развитие» - помочь детям лучше понять замысел произведения (сказка «Теремок»)«Речевое развитие&raqu...

    Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

    Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...