Экскурсия по Кремлю.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Борисова Марина Валерьевна

Экскурсия по Кремлю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_kremlyu.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия по Кремлю»

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

                                              Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна                                      

                                             Цель:

 Познакомить детей с достопримечательностями Московского Кремля, о том

какой был Кремль в старые времена.

Побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические

чувства.

Воспитывать у детей любовь к родному городу. Развивать интерес к его

истории.

Расширять словарный запас: патриарх, князья, бояре, собор, крыльцо, утварь,

убранство.

                                            Оборудование:

Иллюстрации   с   изображением  Кремля,   Теремного  дворца,   Патриаршей палаты,    Царь-колокола.    Царь-пушки,    Колокольни    «Ивана   Великого», Успенского   собора,   Архангельского   собора,    Благовещенского   собора, Грановитой  палаты,  здания Большого  Кремлевского дворца,  Оружейной палаты и Боровицкой башни.

Ход занятия Воспитатель:

  • Ребята, в какой стране мы живем? (В России)
  • Какая наша страна? (Великая, большая, красивая, богатая)
  • Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне)
  • Какие города России вы знаете? (Дети называют города)
  • Какой самый главный город России? (Москва)
  • Москва - столица нашей Родины

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

 И палаты, и дворцы.

                                         На твоих церквях старинных

                                         Вырастали дерева.

                                          Глаз не хватит улиц длинных...

                                          Это - матушка Москва...

                                                                                                                    Ф. Глинка

  • Основание Москвы началось со строительства Кремля. Так строились почти
    все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами.
    Таким мы видим его и сегодня. (Воспитатель показывает иллюстрации).
  • Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по Кремлю. Давайте на
    некоторое время представим себе, каким был Кремль 300-400 лет назад.
    Ребята, как вы считаете, кто жил на территории Кремля? (Ответы детей). В
    Кремле  кроме  царской  семьи  жили:  глава русской  церкви - патриарх,
    многочисленные царские слуги, князья, бояре, купцы. С раннего утра до
    позднего вечера в Кремле шумел народ, гудели колокола, бродили нищие. В
    Теремном дворце жили царь и царица со своими детьми. Рядом с ними
    стояли дворы, которые обслуживали царский стол. Так на Сытном дворе
    заготавливали   питье:   пиво,   вина,   медовуху,   квас.   На  Кормовом  дворе
    готовили различные блюда из рыбы, мяса и дичи.
  • Ребята, а на Хлебном дворе, как вы думаете, что готовили? (Ответы детей).
  • Правильно, пекли хлеб, калачи, пироги, различные сладости.
  • Стояли еще Истопничьи палаты, которые следили за чистотой, отоплением
    и освещением царского двора. Также были   Конюшенный и Колыманские дворы,   где  содержались  царские  лошади,  повозки,  сани  и  все  то,  что необходимо для поездки на лошадях. А под хоромами царицы находилась Мастерская   Царицына   палата.   Мастерицы-искусницы   вышивали   здесь шелком, золотом и серебром царские одежды, украшали жемчугом царскую утварь, изготавливали постельное убранство и белье, плели кружева.

-        Есть в Кремле еще два чуда литейного искусства.  Это Царь-колокол,
который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая никогда не стреляла.

Царь-пушка была самым крупным оружием в древности. Эта пушка раньше стояла на Красной площади для устрашения врага. Ядра, которые лежат около нее, декоративные. Их не смог бы поднять ни один воин, потому что они были очень тяжелые.

Царь-колокол стоит рядом с колокольней «Ивана Великого». История этого колокола началась так. Решила российская императрица Анна Иоанновна отлить самый большой колокол, чтобы удивить весь мир. Послала она в Европу своих людей, чтобы найти мастеров, но не нашлось там такого умельца. И тогда вызвались отлить колокол два русских умельца сын и отец

-        Моторины. Целых три года готовились они к отливу этого колокола. Им
помогали более ста помощников. А когда колокол был готов и лежал в
литейной яме, произошло несчастье - загорелся Кремль. Когда огонь стал
приближаться  к деревянным постройкам,  окружавшим колокол,  мастера
испугались и  стали заливать его холодной водой.  Тут то и случилось
непоправимое:   от   разницы   температуры   колокол   треснул,   и   от   него
откололся «кусочек» в несколько тонн. Долго он лежал в земле, пока его с
помощью специальных подъемных механизмов не извлекли из ямы и не
установили на постаменте.

Колокольня «Ивана Великого»

- Ребята, раньше это была самая высокая колокольня в городе. Считалась она сторожевой башней, потому что с ее вершины на многие версты обозревалось пространство, и можно было издалека заметить приближение врага. Увидев врага, стражники ударяли в колокол, и народ собирался на защиту крепости.

  • А теперь давайте мы с вами отправимся на самую древнюю площадь
    Кремля - Соборную. Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации и
    ответьте на мои вопросы.
  • Почему эта площадь называется Соборной? (Ответы детей). Правильно.
    Здесь расположены соборы: Архангельский, Благовещенский, Успенский.

Успенский собор был одним из самых величественных, торжественных и красивых на Руси. Здесь венчали на царство царя, оглашали важные царские указы.

Архангельский собор был царской усыпальницей. По старинному обычаю перед военными походами московские князья приходили и поклонялись праху предков.

Благовещенский собор сооружен в честь большого религиозного праздника - Благовещения. Этот собор был домовой церковью царей и соединялся переходом с царским дворцом. В этом соборе русские цари венчались и крестили своих детей.

В центре площади находится Грановитая палата. Свое название она получила потому, что восточный фасад был облицован белым граненным камнем. В Грановитой палате отмечались крупные события в жизни русского государства, проходили пышные приемы и пиры.

- А теперь мы покидаем Соборную площадь и направляемся к древним воротам - Боровицким. По пути мы с вами зайдем в Большой Кремлевский Дворец и Оружейную палату.

Большой Кремлевский Дворец был построен для царской семьи. К тому времени царь и весь его двор жили уже в Петербурге, который был столицей России. Но на праздники и коронацию цари переезжали в Кремль.

Рядом с Большим Кремлевским Дворцом находится Оружейная палата. Здесь хранятся древние боевые доспехи, оружие, ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, уникальные коллекции парадной одежды, экипажей, заморских подарков.

Ребята, это самое древнее место Кремля. Именно здесь появилась первая деревянная крепость. Уже тогда были построены Боровицкие ворота.

Боровицкие ворота вели к речке Неглинной. Сейчас этой речки не видно. Она течет в подземной трубе, а над ее руслом раскинулся Александровский сад. Боровицкие ворота стоят уже пять веков. Боровицкая башня украшена

рубиновыми звездами. Эти звезды и днем и ночью освещаются изнутри мощными лампами и вращаются вокруг своей оси под воздействием ветра.

                          ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:

  • Ребята, сегодня мы с вами совершили экскурсию по Кремлю. Музей Кремля
    является главной достопримечательностью Москвы.
  • Что вы знаете о Московском Кремле?
  • Какие соборы в Кремле вы знаете?
  • Что находится на территории Кремля?
  • Какая самая древняя площадь в Москве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в Нижегородский Кремль»

Виртуальная экскурсия в Нижегородский Кремль...

Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»...

Видео экскурсия в Нижегородский кремль.

Занятие по патриотическому воспитанию «Видео экскурсия в Нижегородский Кремль».(с использованием ИКТ) Программное содержание: 1 Воспитательные задачи:...

Конспект занятия, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне «Фото-экскурсия в музей боевой техники Нижегородского кремля» (для воспитанников старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия, посвященного Дню победыв Великой Отечественной войне            «Фото-экскурсия в музей боевой техники...

Конспект НОД на тему: «Интерактивная экскурсия в Тульский кремль» Социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие

Формирование представления о Тульском кремле, истории его создания и значении в жизни города....

Конспект НОД «Интерактивная экскурсия в Тульский кремль. социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие»

Формирование представления о Тульском кремле, истории его создания и значении в жизни города....

Открытое занятие «Экскурсия: Москва - столица России. Московский Кремль»

Обобщение и систематизирование первоначальных знаний детей об истории возникновения, развития и становления города Москвы...