Мое педагогическое кредо
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Писарева Любовь Юрьевна

Статья посвящена филосовскому осмыслению роли педагога в воспитании у детей таких общих речевых навыков как дыхание, голос, дикция, интонация. Показана эффективность применения малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

Писарева Л.Ю.,

учитель-логопед ДОУ № 11, Колпинского р-на СПб.

         Статья посвящена философскому осмыслению роли педагога в воспитании у детей таких общих речевых навыков как дыхание, голос, дикция, интонация. Показана эффективность применения малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мое педагогическое кредо я бы сформулировала так: «Идти своим путем».

В жизни каждого человека, раньше или позже, наступает время поиска. «Кто я? Зачем я здесь? В чем смысл? Как найти свой путь?» - вот вопросы, которые задала себе и я.

Бессонные ночи, сотни книг возвращают меня к себе. Кто я?

Учитель. Всегда мечтала им стать, еще с детства. Но как ни странно, великое слово «учитель» в современном мире часто имеет отрицательное оценочное значение. Все всех учат. Все любят давать советы, даже когда их не просят об этом. Лучшие книги мира – Библия, Бхагават - гита и другие – призывают нас как можно меньше выносить оценочные суждения. А в педагогической практике велик соблазн «научить», во что бы то ни стало навязать свою, «единственно  правильную» точку зрения.

С другой стороны – дети нуждаются в нашей помощи. Они часто не знают, как поступить, и ждут конкретного ответа. Наша обязанность - научить их, рассказать, а выбор со временем они смогут сделать сами. И, как пишет один из моих любимых авторов Ричард Бах, «Если ты не хочешь быть учителем, тебе лучше убраться с этой планеты».

Дети учатся по подражанию. Они буквально впитывают наши слова, жесты, убеждения. Еще одна цитата Баха: «Лучше всего ты обучаешь тому, чему больше всего хочешь научиться сам». Дети чувствуют эмоции, интерес учителя, заряжаются от него - педагогическая работа становится радостней и результативней.  Чему хочу научиться я? Что мне нравится? Каков мой путь?

Я всегда мечтала обладать отличными навыками оратора. Это так необходимо учителю – уметь четко выражать свои мысли, уметь увлечь, заинтересовать аудиторию. Это так необходимо  каждому успешному человеку. Представьте  руководителя огромного предприятия с высоким неуверенным голосом.

Голос – это уникальный инструмент, который помогает каждому человеку реализовать себя. Ребенок, владеющий своим голосом, уверенный в себе, на празднике так прочтет стихотворение, или произнесет слова драматизации, или споет песню, что почувствует себя настоящим артистом! Самооценка его вырастет. Ему захочется еще выучить, еще выступить. А это и есть развитие, успех. Кстати, под «успехом» я понимаю не только признание заслуг человека окружающими, а главное – его личностный рост. Бывает, что ребенок прочитал стихи себе под нос, плохо, невыразительно – взрослые хлопают, хвалят. А произошло ли развитие ребенка? Стал  ли он лучше? Сделал ли он окружающий мир лучше своим выступлением?

Вот для этого и нужны уроки речи. Начинать можно и нужно с технических вещей, таких как постановка голоса, правильное дыхание, постановка пауз, логических ударений. Учитывая это, я разработала комплекс упражнений по развитию общих речевых навыков, который использую  на каждом занятии с детьми. Базой, на основе которой я разрабатывала свои упражнения, стали работы О.С. Орловой,  З.В. Савковой, Е.Ф. Архиповой, Е.С. Алмазовой, Н.А. Бернштейна, М.М. Кольцовой, Л.В. Лопатиной, Н.А. Уликовой, игры и упражнения Г.А. Османовой, Л.А. Поздняковой.

Все предложенные упражнения по общим речевым навыкам этих авторов были мною модифицированы и переложены на фольклорный материал.

Мой собственный опыт и наблюдения позволяют сделать вывод, что фольклорный материал помогает преодолеть нарушения просодики у детей, превратив обучение в интересную  и в то же время результативную игру.

Оказалось, что нет ничего лучше материала фольклора. Дети передают содержание прибауток, потешек, считалок, закличек, приговорок, скороговорок, чистоговорок, дразнилок, докучных сказочек с помощью выразительной мимики, изменения высоты, силы голоса, передают интонации героев, их настроение.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Фольклор предоставляет неисчерпаемые возможности для работы с детьми. И почти каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, народным играм. Но в большинстве случаев отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении.

Мне думается, что, взяв за основу базу по работе над просодикой у людей, знающих своё дело,   у ученых-профессионалов – медиков, педагогов  и оживив иногда неинтересные «вдох-выдох»  поэтическим материалом фольклора, я нашла удивительное решение. Мне очень нравится заниматься с детьми отработкой дыхания, голоса, интонации, а фольклорный материал создает великолепный эмоциональный фон на занятиях. В свою очередь,  положительный фон способствует эффективности коррекционной работы.

Утро бывает разным. Иногда небо над Питером слишком серое и низкое. Настрой на работу не такой, как нужно. Но приходишь к детям, начинаешь занятия с того, что действительно интересно, зажигаешься сама, словно лампочки, включаются и дети. Глаза горят, улыбаются. И тогда происходит обратная связь – ты понимаешь, что то, что ты делаешь, делаешь не зря. Что это нужно. Это нравится. Это важно.

Вот несколько вопросов, которые помогают мне  проверить, иду ли я своим путем.  Если бы я обрела финансовую независимость, продолжала бы я заниматься тем, чем занимаюсь сейчас? Да! Чувствую ли, я как «поет душа» в процессе моей работы? Да! Приносит ли моя деятельность какую-то пользу миру? Да. Мне нравится моя работа.  Круг возможностей  неограничен: хочешь – занимайся творчеством – рисуй, танцуй, выступай, развивай свои ораторские способности. Хочешь – занимайся научной деятельностью – проводи исследования, эксперименты, делай выводы, печатай статьи. Хочешь – совершенствуйся в профессии – изучай смежные науки: психологию, лингвистику, медицину. Это просто великолепно!

 И самое важное, загадочное, необъяснимое происходит не тогда, когда ты самосовершенствуешься,  соприкасаясь со всем этим окружением. Самое удивительное и главное самосовершенствование происходит, когда ты непосредственно общаешься с ребенком, в котором столько непосредственности, искренности, столько настоящего. Недаром говорят, что дети ближе всего к Богу. Я думаю, что педагоги, и я в том числе, – просто счастливые люди, оттого, что имеют эту возможность соприкосновения с детской энергетикой. Она, при условии, что это взаимный обмен, дает сил, радости, счастья. Она дает осознание того, что ты – на правильном пути.

Когда ты идешь своим путем, ты не пытаешься -  ты делаешь. Ты работаешь, много, и работа – в радость. Не получается одним способом – делаешь по - другому. Ищешь эффективные пути. А это и есть творчество!

Когда ты идешь своим путем, ты счастлив, а значит,  можешь поделиться и с детьми. Что может дать детям уставший, несчастный, ничем не интересующийся педагог?

Когда ты идешь своим путем – ты не погружен в себя. Ты активен. Ты общаешься с людьми. Ты с л ы ш и ш ь другого человека. А детям так важно, чтобы их услышали.

Когда ты идешь своим путем -  ты выполняешь свое предназначение на земле. А в этом, наверное, и есть смысл.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.  М., 2005.
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.  М., 2005.
  3.  Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.  М.:АСТ: Астрель, 2006.
  4.  Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению  стертой дизартрии.  М.:АСТ: Астрель, 2008.
  5.  Бах Ричард Карманный справочник Мессии./ ООО Издательство «София», 2008.
  6.  Бернштейн Н.А.  Очерки по фиозиологии движений и физиологии активности. М.: Медгиз, 1966.
  7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: СОЮЗ,        2005.
  8. Нищева Н.В.         Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  9. Орлова О.С. Нарушения голоса. М.:АСТ: Астрель,  2008.
  10.  Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков». СПб., КАРО, 2007.
  11.  Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. СПб.: КАРО, 2006.
  12.  Позднякова Л.А.  Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией // Логопед в детском саду, 2007.  1(16).
  13.  Савкова З.В. Техника звучащего слова.  СПб., 1997.

          14.  Федорова Г.П. На златом крыльце сидели.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

15.  Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша.  СПб.: Паритет, 2007.

16.  Уликова Н.А. Словом душа растет (I – VI части). СПб.: СМАРТ,  1995.

                                

                                

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Мое педагогическое кредо"

Данная творческая работа была подготовлена на республиканский конкурс дефектологов. В ней раскрывается работа по развитию фонематического восприятия с помощью специальных символов рекомендованых Т. А....

Моё педагогическое кредо

Выступала на областном конкурсе профессионального мастерства " Сердце отдаю детям"...

Моё педагогическое кредо

Мир детства сладостен и тонок,Как флейты плавающей звук.Пока смеется мне ребенок,Я знаю, что не зря живуТвердят друзья:“Есть нивы тише”,Но ни за что не отступлю.Я этих милых ребятишек,Как собственных ...

Эссе: "Мое педагогическое кредо"

Выступала на городском конкурсе "Лучший воспитатель - 2011"Моя профессия – воспитатель детского сада. Каждый день спеша на работу, я думаю о своих подопечных, о встрече с их родителями, о предстоящих ...

мое педагогическое кредо

моя работа к  окружному конкурсу "Воспитатель -  2012 года"...

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Эссе - это сочинение выражающее индивидуальное мнение, написанное на основе личного отношения автора к тому, о чем он пишет. В эссе автор делится своими раздумьями и переживаниями....

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...