"Развитие словесного творчества у детей с ТНР "
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

«Сказка - средство развития словесного творчества  у детей с  Тяжелым Нарушением Речи (Общее Недоразвитие Речи II и III уровня)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhno_ispravit_rakhovetskaya_i_n_gbdou_67_-_kopiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 67 компенсирующего вида

Московского района

Санкт-Петербурга

«Сказка - средство развития словесного творчества

у детей с  Тяжелым Нарушением Речи (Общее Недоразвитие Речи II и III уровня)»

Воспитатель ГБДОУ д/с № 67

Раховецкая Ирина Николаевна

Санкт-Петербург

                                                             2013

Оглавление

            раздел        страницы

  1. Введение                                                                                                              3
  2. Основная часть                                                                                                    3
  3. Вывод                                                                                                                   7
  4. Приложение                                                                                                         8

Введение

     Известно, что обучение детей творческому рассказыванию -  процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов и родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как в специально организованной совместной деятельности, так и в процессе повседневной жизни.

    Особую роль в развитии словесного творчества ребенка, играют сказки, они помогают ребенку острее чувствовать прекрасное, способствуют зарождению художественных образов, возбуждают творческую, речевую активность ребенка-дошкольника, заставляют его делать выводы, которые недоступны в других обстоятельствах,  стимулирует  детей к высказыванию собственных идей и замыслов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность работы с детьми с ТНР за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Основная часть

  1. Задачи в работе со сказкой

Сказка в работе с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи, позволяет решать  разнообразные  задачи:

- развивать познавательные способности, умения устанавливать простые  причинно-следственные связи;

-  развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

- помогать  усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;

- показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Используя сказку в работе с детьми необходимо  учитывать  следующие особенности:

-речевой статус  детей

- недостаточное развитие слухового внимания и памяти;

-быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность;

-высокая эмоциональность, повышенная возбудимость.

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность воспитателя с детьми. Поэтому  хотелось бы отметить актуальность выбора и особенности метода работы со сказкой, предложенных Л.Б. Фесюковой (прил. 1). 

2. Примерный перспективный план по использованию сказки

     Для удобства работы в данном направлении был разработан примерный перспективный план педагогической деятельности по использованию сказки для развития словесного творчества детей с тяжелым нарушением речи на учебный год:

Октябрь: выявление уровня развития речевого творчества

Ноябрь:

1 неделя: Составление предложений по картинкам

2 неделя: Составление предложений по вопросам

3 неделя: Составление предложений по демонстрации действий

4 неделя: Составление предложений по опорным словам

Декабрь:

1неделя:Составление рассказа с опорой на наглядность

2 неделя:Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки (что было дальше?)

3 неделя:Составление рассказа по заданному началу с опорой на наглядный материал.

4неделя: Составление рассказа с использованием опорных слов

Январь:

2 неделя: Сочинение сказки с использованием метода предложенного Л.Б Фесюковой: «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

3 неделя: Сочинение сказки с использованием метода предложенного Л.Б Фесюковой: «Сказка продолжается»

4 неделя: Сочинение сказки с использованием метода предложенного Л.Б Фесюковой: «Сказка от живых капель и клякс»

Февраль:

1 неделя: Знакомство со сказками А.С. Пушкина. Выставка работ на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

2 -3 неделя: Подготовка и театрализация сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»

4 неделя: Подготовка и проведение совместного досуга с родителями: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Март:

2 неделя: Сочинение сказки с использованием метода предложенного Л.Б Фесюковой: «Сказки по- новому»

3-4 неделя: Сочинение сказки, рисование героев сказки, рассказывание от лица героя.

Апрель:

1 неделя: Разучивание сказки по ролям, театрализация

2-4 неделя: Сочинение сказки, рисование ее сюжетов и героев, разучивание по ролям, театрализация сказки.              Театр: «БИ-БА-БО», метод: «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Май:

 Метод: «Сказка по новому» (Плоскостной театр)                                        Сочинение сказки, рисование ее сюжетов и героев, рассказ от лица героев, разучивание по ролям, театрализация сказки.              

Сравнительный анализ уровней развития словесного творчества  у детей группы.

Октябрь:

Высокий уровень: 15%

Средний уровень: 35%

Низкий уровень: 50%

Май:

Высокий уровень: 64 %

Средний уровень: 21%

Низкий уровень: 15%

Вывод:

      В связи с этим можно прийти к выводу, что данная система работы с детьми старшего дошкольного возраста способствует наилучшему развитию их словесного творчества. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Помимо этого сочинение сказок способствует развитию детей и в других направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке, дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

Приложение 1

Метод: «Составление связного рассказа по опорным словам»

(начало года)

(Детям дано задание: составить не большей рассказ, используя опорные слова: яблоко, ель, еж)

Олег  

Под большей елью жил еж, он очень любил яблоки, но они росли высоко на дереве. Каждое утро еж ходил к яблоньке посмотреть, не упало ли яблочко.

Женя  

На яблоньке созрели яблоки, они падали с дерева, а еж собирал их и прятал под высокой елью. Там был его дом.

Катя  

Маленький ежик подружился с вороной, они всегда играли на поляне возле большей ели. Ворона помогала ежику срывать яблоки с дерева, ведь сам еж не мог их достать.

Гриша  

Ежик гулял по лесу и заметил яблоньку, под ней лежало много яблок, он нацепил их на свои колючки и спрятал под елью, что бы зимой было чем полакомиться.

Максим    

Одно большое спелое яблоко висело на дереве, и вдруг подул ветер, и яблоко упало. А под деревом спал еж. Яблоко попало прямо ему на спину, еж испугался и убежал под свою ель, где он построил себе домик.

Метод «Сказки от живых капель и клякс».

(Детям дано задание: дорисовать кляксу на листе бумаги и придумать историю с героями получившегося рисунка)

Катя

            Один волшебник заметил, что его ученик загрустил. Он заглянул в тетрадь и увидел огромную кляксу. Тогда он решил развеселить своего ученика, он набрал краску в свою волшебную палочку и превратил кляксу в бабочку, она ожила, взмахнула крылышками и полетела. С каждым взмахом с крылышек бабочки сыпалась волшебная серебряная пыль, которая превращалась в таких же бабочек.  И вот уже вся комната была заполнена разноцветными бабочками. Ученик перестал грустить, и они снова продолжили урок.

Олег

         Шел как-то мальчик по лесу и вдруг видит на листке дерева, что-то блестит. Он подошел поближе и увидел, что это маленький паучок умывается  в капле росы. Он заметил мальчика, очень испугался и тут же превратился в настоящий цветок

Метод «Сказка продолжается»

Продолжение русской народной сказки «Курочка Ряба»

(конец года)

(Детям дано задание: после прослушивания сказки « Курочка Ряба», придумать продолжение)

Игорь

…Курочка Ряба, выполнила свое обещание - снесла другое яичко, да не золотое, а простое. Дед с бабой обрадовались и хотели положить в шкаф, чтобы никто не смог его достать и разбить. Но курочка Ряба сказала, что это яичко не простое, а потом  положила его в свое гнездышко и стала  согревать. На следующий день яичко треснуло, а еще через день из него вылупился золотой цыпленок. Дедушка и бабушка еще больше обрадовались и стали ухаживать за ним, они кормили цыпленка самыми лучшими зернышками, поили самой чистой водицей. А цыпленок рос и ничего не делал. Соседи говорили деду с бабой, что они зря кормят этого цыпленка и предлагали продать его или сварить суп, но дедушка и бабушка не соглашались с ними. Много ли, мало ли времени прошло, а между тем, цыпленок вырос и стал красивым золотым петушком. Однажды ночью, когда все жители деревни крепко спали, прилетел огромный дракон и хотел сжечь всю деревню, тогда золотой петушок взлетел на самое высокое дерево и закричал: ку-ка-ре-ку! Все проснулись и прогнали дракона.

Так золотой петушок спас целую деревню, а ее жители в благодарность, принесли петушку много самого лучшего зерна и чистой воды и больше никогда не говорили про петушка, что он бездельник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...

Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.Игровая те...

Развитие словесного творчества у детей дошкольников. "Путешествие с Незнайкой"

"Путешествие с Незнайкой"-развитие словесного творчества....