Развитие речи дошкольников.
консультация по развитию речи по теме

ВАХИТОВА ФАНИЯ ГАРИФУЛЛОВНА

Материал о театрализованной деятельности в обучении детей татарскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театр и речь.

Автор: Вахитова Фания Гарифулловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №401 комбинированного вида» г. Казань.

Театр в обучении детей татарскому языку.

  Я, воспитатель по обучению детей татарскому языку, работаю в тесном контакте с воспитателями, с другими педагогами. И могу утверждать, что без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке.  Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее.  После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению татарскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

 В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступать в контакты с другими детьми из других групп. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

  Развитие реи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

  Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика деятельности, идеи знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

  Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.

  Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития симпатии- условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Она может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности( в обучении татарскому языку, музыкальному воспитанию, изодеятельности и.т.д. ), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

  Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

  Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры- драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- отдельные упражнения по этике.

  Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально- эмоциональное развитие детей.

  Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что- либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению» , т.е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать- не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим детям можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо давление на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как играют другие.

  Можно предложить детям загадать друг- другу загадки путем имитации движений различных животных. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой. Кроме того. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании( речь, напев, мимика, пантомима, движения).  Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию,

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,

- распределение ролей по карточкам,

- проигрывание ролей в парах.

  При этом возникают две проблемы:

*Что делать, если ролей не хватает на всех детей;

*Кто будет играть отрицательных персонажей.

  Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий. Парное проигрывание ролей.

  Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей- несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

  Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети и взрослые- артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

  Мне очень нравится моя работа, люблю детей и надеюсь, что в дальнейшем, добьюсь еще больших результатов.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Развитии речи ребенка.

  Я, как воспитатель по обучению татарскому языку, работаю в тесном контакте с воспитателями, с другими педагогами и со всем убеждением могу утверждать, что без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке.  Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее.  После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению татарскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

 В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступать в контакты с другими детьми из других групп. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

  Развитие реи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

  Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика деятельности, идеи знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

  Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.

  Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития симпатии- условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Она может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности( в обучении татарскому языку, музыкальному воспитанию, изодеятельности и.т.д. ), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

  Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

  Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры- драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- отдельные упражнения по этике.

  Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально- эмоциональное развитие детей.

  Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что- либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению» , т.е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать- не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим детям можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо давление на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как играют другие.

  Можно предложить детям загадать друг- другу загадки путем имитации движений различных животных. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой. Кроме того. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании( речь, напев, мимика, пантомима, движения).  Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию,

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,

- распределение ролей по карточкам,

- проигрывание ролей в парах.

  При этом возникают две проблемы:

*Что делать, если ролей не хватает на всех детей;

*Кто будет играть отрицательных персонажей.

  Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий. Парное проигрывание ролей.

  Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей- несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

  Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети и взрослые- артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

 

 

 

 

МАДОУ «Детский сад №401 комбинированного вида» Г. Казань , Татарстан

 Вахитова Фания Гарифулловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...