Конспект открытого занятия по развитию наыков эффективного общения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гранчук Елена Александровна

Занятие "Маша и медведь" нацелено на обучение детей навыкам общения. Дети учатся узнавать эмоциональное состояние другого человека по мимике лица, узнают новые формы взаимодействия: уступка, помощь, поддержка. Персонажи занятия -это всеми любимые герои из мультфильма "Маша и медведь". Детям очень понравились гости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 коррекционно-развивающего занятия  

по работе с детьми, имеющими трудности в общении

 «Как Маша подружилась с медведем».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,  музыкально-художественная.

Цель занятия: обучение навыкам эффективного общения со сверстниками.

Задачи:

  • Уточнить представления детей об эмоциях «радость», «грусть», «злость».
  • Сформировать умение оценивать проявленные эмоции у других.
  • Продолжить развитие коммуникативных навыков
  • Расширить представления детей о способах взаимодействия в общении (уступка, поддержка, помощь)

Планируемые результаты: имеет представление о чувствах Другого и себя, осознает и регулирует свое эмоциональное состояние, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в процессе игры, знает и называет  эмоции по пиктограмме.

Материалы и оборудование: фрагмент мультфильма «Маша и медведь» серия «Первая встреча», ноутбук, 2 набора пиктограмм с эмоциями (один набор разрезан), игрушки Маша и медведь, конверт с изображением медведя, спокойная приятная музыка, дуги и «бревна», подушки для сидения одновременно двоих детей на полу.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Введение игрового момента.  

(Создание мотивации на деятельность)

Дети сидят попарно на подушках на полу в кругу, психолог вместе с ними.

Ребята, мы с Вами продолжаем знакомиться с чувствами людей. Сегодня мы наверняка узнаем что-то новое! К нам в гости сегодня пришли Маша из мультика. Она рассказала, что с ней никто не хочет дружить. Медведь ушел от неё и оставил Маше только конверт и  историю о Маше. Предлагаю посмотреть эту историю в  мультфильме.

  1. Основная часть.

Просмотр фрагмента мультфильма

Показывается фрагмент мультфильма, в котором  от Маши убежали домашние животные, затем она разгромила весь дом медведя. Заканчивать фрагмент на возвращении медведя.

Обсуждение

- Что произошло, когда Маша вышла во двор?  

- Почему домашние животные спрятались от Маши? (ответы детей)

- Какое настроение было у Маши?

Дети называют  ответы – радостное, весёлое.  

- А какое настроение было у животных при встрече Маши?

Какое настроение было у медведя, пока не было Маши? А что стало, когда Медведь увидел Машу?   Дети называют ответы  по очереди.

Да, с таким поведением Маша не сможет подружиться с Медведем. Все  убежали от неё,  и она не может понять, почему они прячутся от неё. Мы поможем ей,  научим её общаться?  Ответы детей: да, поможем!

        Ну, тогда заглянем в конвертик! (Раздать из конверта пиктограммы)

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: тренировка умения распознавать  эмоциональное состояние по мимике.

Для упражнения необходимо взять 3 набора шаблонов – злость, радость, грусть (по 2 в каждом - целый и разрезанный). Паре дается набор шаблонов, они выбирают по одной карточке. Дети распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый, грустный, сердитый, добрый, счастливый, расстроенный).

Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные эмоции перемешиваются между собой. Детям предлагается разделиться на пары,  и вместе найти и собрать их фотографии. При работе необходимо стимулировать детей к взаимодействию.

На доску вывешиваются 3 картинки с эмоциями людей.

Физкультминутка

Цель: снятие мышечного напряжения, повышение активности.

 

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Упражнение «Пчелка в берлоге»

Цель: снятие мышечных зажимов лица, развитие мимики.

Инструкция: Я сейчас буду читать рассказ, а Вы, ребята, превратитесь в медвежат, и показывать всё, о чем говорится в рассказе.

        «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок (показывают язык), но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо, влево (двигают губами вправо-влево). Пчелка обиделась и улетела (нахмурили брови и показали, как обиделась пчелка). Пришла мама-медведица и включила свет. Медвежата стали жмуриться (жмурятся) и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали её прогонять, а решили покатать её на лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила всех (кивают головой, улыбаясь соседям) и полетела спать.

Упражнение «Зеркало»

Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики, снятие мышечных зажимов лица.

Каждому участнику надо поменять пару и показать друг другу на своем лице  различные чувства с помощью мимики. Можно погримасничать и изобразить те эмоции, которые изображены на доске.

- Маша должна запомнить, что когда у других грустное настроение, нужно вести себя аккуратно, чтобы не прятались от неё друзья, надо бережно к ним относиться, не делать им больно.

- Ребята давайте-ка заглянем в конверт, узнаем, что же ещё хотел сказать Маше  медведь. А в письме сказка

Слушание и обсуждение художественной литературы.

Цель: развитие чувства эмпатии, сопереживания.

Отрывок из произведения "Сказка про Витю и его друзей"

Людмила Цвирко

Один мальчик всегда дрался. Звали его Витя. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Витю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Витя  выпил молоко и вышел во двор.

- Гав-гав! - поприветствовал его пес.

- Мяу, как спалось? - спросил кот.

Витя ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Витя остался один, ему стало скучно Витя  вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Витя  проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу. Солнце спряталось за тучку.

Витя  почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки.  Вот как изменился Витя.

- Эта история похожа на историю Маши, но Витя уже исправил свое поведение. Как он стал себя вести? А что делать перестал?  

Вывешиваются картинки: нельзя бить, нельзя ломать, нужно делиться и угощать.

- Ой, ребята, а здесь написано, что письмо пришло из леса, наверное Медведь там спрятался от  Маши. Давайте найдем  Медведя. Но найти его нелегко, спрятался он в дремучем лесу. Ходить в этом лесу надо только парами, чтобы помочь, друг другу, когда будет трудно.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах

Инструкция: дети делятся по парам.

- Представьте себе что Вы и Ваш партнер – одно целое, вы прирастаете бок к боку другого. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом - сначала шаг двумя сросшимися ногами, а затем «боковыми ногами. В таком состоянии надо пройти все препятствия в лесу. Помните, что теперь вы думаете не только за себя, но и за партнера.

Примечание. В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них надо перешагивать)

- Все получилось, молодцы,  ребята! Сложно было? Что нужно для того, чтобы преодолеть трудности? Друг другу помогать! Верно! Вот какую картинку мы повесим. (вывешается картинка подай руку помощи)

А пока мы ходили, медведь пришел,  да ещё и с угощением, он простил Машу.  А Маша обещает  исправиться.

  1. Рефлексия

Давайте-ка вспомним, что мы можем посоветовать ей, чтобы  научиться дружить. Посмотрим на картинки, оставшиеся после упражнений. Вспоминаем, что мы сегодня  узнали нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством интерактивных игр «Научим Лунтика вежливости»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.Задачи:Развивающие:Развитие эмоциональной сферы, умения ...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в старшей группе посредством игры «Цветик-семицветик»

конспект занятия в старшей гркппе "Цветик семицветик". позновательное развитие...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...