Мероприятие по коммуникации в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в цветочный город"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Радченко Оксана Николаевна

Путешествие в цветочный город
Цели
Обучающие:
•    Словарь:
•    Уточнение, расширение словарного запаса по теме «Посуда»
•    Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда;
•    подбор однокоренных слов

•    Совершенствование грамматического строя речи
•    Использование имен существительных в косвенных падежах
•    Усвоение суффиксального образования слов (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
•    Согласование числительных с существительными
•    Образование названия посуды от названия продуктов, для которых предназначена эта посуда

Коррекционные:
•    Развитие зрительного внимания и восприятия (сравнение предметов по высоте);
•    Памяти;
•    Мыслительных процессов.
Воспитательные: воспитание доброты, отзывчивости, ответственности.
Оборудование
Костюм Незнайки
мяч
Музыкальный центр, диск с записью песни о Незнайке;
Предметные картинки с изображением посуды, продуктов, которые кладут в эту посуду;
дид игра «Играем, названия посуды закрепляем»
визуальный тренажер Г.В.Чиркиной, М.Н.Русецкой;
пластмассовые кастрюльки, наполовину заполненные водой, трубочки для коктейля;
Ход занятия

Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о посуде. О том, как она правильно называется, какие виды посуды встречаются, будем учиться ласково называть посуду, считать ее… (Раздается стук в дверь). Входит Почтальон и отдает посылку. В посылке – диск или кассета).
В сообщении говорится, что Незнайке нужна помощь. Воспитатель предлагает отправиться на помощь к Незнайке.
Воспитатель. Для этого нам нужно несколько раз повернуться вокруг себя, приговаривая волшебные слова:
        Это было, это будет
        Где-то рядом, где-то тут
        Нарисованные люди
        Очень весело живут.
Звучит песенка Незнайки. Выходит Незнайка с мячом в руках.
Незнайка. Здравствуйте,  друзья! Спасибо,   что вы ко мне пришли!
2. Игра «Назови ласково».
Незнайка. В нашем цветочном городе живут коротышки. Чтобы общаться с вами я превратился в большого, а все мои друзья очень маленькие. Поэтому все, что нас окружает тоже маленькое и мы называем всё ласково. Дома мы называем так – домики, руки у нас – ручки, человек –  «человечек». А вы хотите узнать, как у нас называется посуда? Давайте поиграем! Я буду называть предметы посуды, а вы называйте их ласково, как в нашем городе.
 банка – баночка
стакан– стаканчик
кувшин– кувшинчик
кружка - кружечка
чайник - чайничек
тарелка - тарелочка
блюдце - блюдечко
ложка - ложечка
ножик – ножичек
3. Упражнение «Расставь по полочкам»
Логопед. Это комната Знайки. Я как-то зашел к нему в гости, заигрался с его красивой посудой. Знайка пришел, велел убрать все на место. Я вроде все прибрал, но Знайка на меня рассердился. Сказал, что на каждой полке у меня оказался лишний предмет. Помогите найти эти лишние предметы и объясните, пожалуйста, почему они лишние.
Посмотрите, что я поставил на верхнюю полку.
Ребенок. На верхнюю полку Незнайка поставил чайник, кружку, блюдце, кастрюлю.
Логопед. Здесь есть что-то лишнее и почему?
Ребенок. Здесь лишняя кастрюля, потому что кастрюля – кухонная посуда, а чайник, кружка, блюдце – чайная посуда. Из нее пьют чай.
Логопед. И, правда, ребята. А кто из вас назовет посуду, которая находится на второй полке.
Ребенок. На второй полке находится тарелка, солонка, ложка, сахарница.
Логопед. И что же здесь лишнее и почему?
Ребенок. Здесь лишняя сахарница, потому что это чайная посуда, а тарелка, солонка и ложка – столовая посуда. Ей пользуются за столом во время обеда.
Логопед. И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Ребенок. На нижней полке стоит сковорода, ковш, тарелка, дуршлаг.
Логопед. Неужели я здесь тоже поставил что-то лишнее?
Ребенок. Здесь лишняя тарелка, потому что тарелка – это столовая посуда, а сковорода, ковш, тарелка – кухонная посуда. В ней готовят пищу.
Логопед. Ребята, а кто поставит кастрюлю, сахарницу и тарелку на место.
Логопед берет в руки игрушку Знайку и говорит:
Знайка. Ребята, как же красиво вы расставили посуду в моем шкафчике! Какую посуду вы поставили на нижнюю полку?-На верхнюю? На среднюю? Молодец, Незнайка, что привел таких хороших ребят
3. Помоги Пилюлькину.
Незнайка. А это домик доктора Пилюлькина. Ребята, посмотрите, в чем Пилюлькин хранит лекарство?
Дети. Пилюлькин хранит лекарство в бутылочках.
Незнайка. Недавно заболели Пончик и Сиропчик, потому что мы с ними объелись сладостей. Чтобы их вылечить, нужны лекарства, которые хранятся в двух одинаковых по высоте бутылочках. Помогите найти. Какого цвета эти бутылочки?
Дети. Эти бутылочки синего и зеленого цвета.
4. Пальчиковая гимнастика «Масло»
Логопед. Друзья вылечились и хотят с вами поиграть в Пальчиковую игру «Масло»
Пончик завтрак накрывает
И масленку вынимает.
Мажет маслом белый хлеб,
На него кладет паштет,
Маслит кашу для ребят.
Каше манной каждый рад.
Маслице полезно всем!
Я его, конечно, съем.
5. Слова одной семейки.
Логопед. А Сиропчик спрашивает, умеете ли вы образовывать слова одной семейки?
Вспомните, о каком продукте рассказывается в стихотворении? (О масле).
Как называется посуда, в которой хранится масло? (Масленка)
Как ласково называют масло? (Маслице)
6. Чего не стало? У Винтика и Шпунтика
Логопед. А это комната веселых мастеров Винтика и Шпунтика. Посмотрите, они изобрели пылесос. Теперь пылесос затягивает все предметы. Я недавно без спроса включил пылесос и затянул несколько предметов посуды. Помогите вспомнить каких предметов посуды не стало, когда я включал пылесос. Вы запомнили, какая посуда стояла у них на столе? Закрывайте глаза и не открывайте, пока пылесос не замолчит.
-Не стало ложки
-Не стало кастрюли
-Не стало стакана
-Не стало кувшина
-Не стало банки
-Не стало салатника.
7. Разложи покупки.
Логопед. А Кнопочка недавно ходила в магазин. Но не успела разложить свои покупки. Давайте ей поможем. Рядом с этой посудой живут мальчик Ник и девочка Ница. Ник любит салат, молоко, чай, соус, кофе. Поэтому, когда мы будем раскладывать эти продукты в посуду, то к названию продуктов добавим –ник. А Ница любит хлеб, сахар, сухари, конфеты, суп. Когда мы будем раскладывать или разливать продукты в посуду, которую любит девочка Ница, мы будем добавлять ее имя.
 (Детям раздаются карточки с продуктами. Они их соединяют с посудой в виде пазлов).На пазлах с посудой изображены мальчик Ник и девочка Ница
 -Для хлеба нужна хлебницу.
-Для сахара  - сахарница.
-Молоко нальем в молочник.
-Салат положим в салатник.
-Чай нальем в чайник
-Для конфет нужна конфетница.
-Для супа – супница.
-Для соуса – соусник.
-Для кофе – кофейник
8. Дыхательное упражнение «Суп кипит»
Дети садятся вокруг стола «ромашка» у каждого пластмассовая кастрюлька, наполовину наполненная водой. И соломинки.
Логопед.Кнопочка не доварила суп. Давайте поможем ей. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы суп закипел. Но будьте осторожны, чтобы суп не пролился! Повторить 3-4 раза
9. Сосчитай и назови!
Незнайка. А это квартира Синеглазки. У нее все хранится вот в таких шкафчиках. Чтобы узнать, сколько и чего в данном отсеке, нужно кинуть кубик, назвать посуду, которая там хранится, а затем назвать ее в сочетании с количеством точек на кубике.
10. Итог занятия.
Логопед. Ребята, вам понравилось в нашем городе? О каких предметах мы говорили? Вспомните, что мы делали, чтобы помирить Незнайку с его друзьями.

11. Возвращение
Воспитатель. А чтобы вернуться в детский сад нам нужно повернуться вокруг себя и произнести:
Это было, это будет где-то рядом, где-то тут
Настоящие ребята в детском садике живут (Дети произносят, в это время включается музыка)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tsvetochnyy_gorod_st._gr.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в цветочный город

Цели

Обучающие:

  • Словарь:
  • Уточнение, расширение словарного запаса по теме «Посуда»
  • Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда;
  • подбор однокоренных слов

  • Совершенствование грамматического строя речи
  • Использование имен существительных в косвенных падежах
  • Усвоение суффиксального образования слов (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Согласование числительных с существительными
  • Образование названия посуды от названия продуктов, для которых предназначена эта посуда

Коррекционные:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия (сравнение предметов по высоте);
  • Памяти;
  • Мыслительных процессов.

Воспитательные: воспитание доброты, отзывчивости, ответственности.

Оборудование

Костюм Незнайки

мяч

Музыкальный центр, диск с записью песни о Незнайке;

Предметные картинки с изображением посуды, продуктов, которые кладут в эту посуду;

дид игра «Играем, названия посуды закрепляем»

визуальный тренажер Г.В.Чиркиной, М.Н.Русецкой;

пластмассовые кастрюльки, наполовину заполненные водой, трубочки для коктейля;

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о посуде. О том, как она правильно называется, какие виды посуды встречаются, будем учиться ласково называть посуду, считать ее… (Раздается стук в дверь). Входит Почтальон и отдает посылку. В посылке – диск или кассета).

В сообщении говорится, что Незнайке нужна помощь. Воспитатель предлагает отправиться на помощь к Незнайке.

Воспитатель. Для этого нам нужно несколько раз повернуться вокруг себя, приговаривая волшебные слова:

                Это было, это будет

                Где-то рядом, где-то тут

                Нарисованные люди

                Очень весело живут.

Звучит песенка Незнайки. Выходит Незнайка с мячом в руках.

Незнайка. Здравствуйте,  друзья! Спасибо,   что вы ко мне пришли!

2. Игра «Назови ласково».

Незнайка. В нашем цветочном городе живут коротышки. Чтобы общаться с вами я превратился в большого, а все мои друзья очень маленькие. Поэтому все, что нас окружает тоже маленькое и мы называем всё ласково. Дома мы называем так – домики, руки у нас – ручки, человек –  «человечек». А вы хотите узнать, как у нас называется посуда? Давайте поиграем! Я буду называть предметы посуды, а вы называйте их ласково, как в нашем городе.

 банка – баночка

стакан– стаканчик

кувшин– кувшинчик

кружка - кружечка

чайник - чайничек

тарелка - тарелочка

блюдце - блюдечко

ложка - ложечка

ножик – ножичек

3. Упражнение «Расставь по полочкам»

Логопед. Это комната Знайки. Я как-то зашел к нему в гости, заигрался с его красивой посудой. Знайка пришел, велел убрать все на место. Я вроде все прибрал, но Знайка на меня рассердился. Сказал, что на каждой полке у меня оказался лишний предмет. Помогите найти эти лишние предметы и объясните, пожалуйста, почему они лишние.

Посмотрите, что я поставил на верхнюю полку.

Ребенок. На верхнюю полку Незнайка поставил чайник, кружку, блюдце, кастрюлю.

Логопед. Здесь есть что-то лишнее и почему?

Ребенок. Здесь лишняя кастрюля, потому что кастрюля – кухонная посуда, а чайник, кружка, блюдце – чайная посуда. Из нее пьют чай.

Логопед. И, правда, ребята. А кто из вас назовет посуду, которая находится на второй полке.

Ребенок. На второй полке находится тарелка, солонка, ложка, сахарница.

Логопед. И что же здесь лишнее и почему?

Ребенок. Здесь лишняя сахарница, потому что это чайная посуда, а тарелка, солонка и ложка – столовая посуда. Ей пользуются за столом во время обеда.

Логопед. И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Ребенок. На нижней полке стоит сковорода, ковш, тарелка, дуршлаг.

Логопед. Неужели я здесь тоже поставил что-то лишнее?

Ребенок. Здесь лишняя тарелка, потому что тарелка – это столовая посуда, а сковорода, ковш, тарелка – кухонная посуда. В ней готовят пищу.

Логопед. Ребята, а кто поставит кастрюлю, сахарницу и тарелку на место.

Логопед берет в руки игрушку Знайку и говорит:

Знайка. Ребята, как же красиво вы расставили посуду в моем шкафчике! Какую посуду вы поставили на нижнюю полку?-На верхнюю? На среднюю? Молодец, Незнайка, что привел таких хороших ребят

3. Помоги Пилюлькину.

Незнайка. А это домик доктора Пилюлькина. Ребята, посмотрите, в чем Пилюлькин хранит лекарство?

Дети. Пилюлькин хранит лекарство в бутылочках.

Незнайка. Недавно заболели Пончик и Сиропчик, потому что мы с ними объелись сладостей. Чтобы их вылечить, нужны лекарства, которые хранятся в двух одинаковых по высоте бутылочках. Помогите найти. Какого цвета эти бутылочки?

Дети. Эти бутылочки синего и зеленого цвета.

4. Пальчиковая гимнастика «Масло»

Логопед. Друзья вылечились и хотят с вами поиграть в Пальчиковую игру «Масло»

Пончик завтрак накрывает

И масленку вынимает.

Мажет маслом белый хлеб,

На него кладет паштет,

Маслит кашу для ребят.

Каше манной каждый рад.

Маслице полезно всем!

Я его, конечно, съем.

5. Слова одной семейки.

Логопед. А Сиропчик спрашивает, умеете ли вы образовывать слова одной семейки?

Вспомните, о каком продукте рассказывается в стихотворении? (О масле).

Как называется посуда, в которой хранится масло? (Масленка)

Как ласково называют масло? (Маслице)

6. Чего не стало? У Винтика и Шпунтика

Логопед. А это комната веселых мастеров Винтика и Шпунтика. Посмотрите, они изобрели пылесос. Теперь пылесос затягивает все предметы. Я недавно без спроса включил пылесос и затянул несколько предметов посуды. Помогите вспомнить каких предметов посуды не стало, когда я включал пылесос. Вы запомнили, какая посуда стояла у них на столе? Закрывайте глаза и не открывайте, пока пылесос не замолчит.

-Не стало ложки

-Не стало кастрюли

-Не стало стакана

-Не стало кувшина

-Не стало банки

-Не стало салатника.

7. Разложи покупки.

Логопед. А Кнопочка недавно ходила в магазин. Но не успела разложить свои покупки. Давайте ей поможем. Рядом с этой посудой живут мальчик Ник и девочка Ница. Ник любит салат, молоко, чай, соус, кофе. Поэтому, когда мы будем раскладывать эти продукты в посуду, то к названию продуктов добавим –ник. А Ница любит хлеб, сахар, сухари, конфеты, суп. Когда мы будем раскладывать или разливать продукты в посуду, которую любит девочка Ница, мы будем добавлять ее имя.

 (Детям раздаются карточки с продуктами. Они их соединяют с посудой в виде пазлов).На пазлах с посудой изображены мальчик Ник и девочка Ница

 -Для хлеба нужна хлебницу.

-Для сахара  - сахарница.

-Молоко нальем в молочник.

-Салат положим в салатник.

-Чай нальем в чайник

-Для конфет нужна конфетница.

-Для супа – супница.

-Для соуса – соусник.

-Для кофе – кофейник

8. Дыхательное упражнение «Суп кипит»

Дети садятся вокруг стола «ромашка» у каждого пластмассовая кастрюлька, наполовину наполненная водой. И соломинки.

Логопед.Кнопочка не доварила суп. Давайте поможем ей. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы суп закипел. Но будьте осторожны, чтобы суп не пролился! Повторить 3-4 раза

9. Сосчитай и назови!

Незнайка. А это квартира Синеглазки. У нее все хранится вот в таких шкафчиках. Чтобы узнать, сколько и чего в данном отсеке, нужно кинуть кубик, назвать посуду, которая там хранится, а затем назвать ее в сочетании с количеством точек на кубике.

10. Итог занятия.

Логопед. Ребята, вам понравилось в нашем городе? О каких предметах мы говорили? Вспомните, что мы делали, чтобы помирить Незнайку с его друзьями.

11. Возвращение

Воспитатель. А чтобы вернуться в детский сад нам нужно повернуться вокруг себя и произнести:

Это было, это будет где-то рядом, где-то тут

Настоящие ребята в детском садике живут (Дети произносят, в это время включается музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия «Цирковое представление» в старшей группе компенсирующего вида

Данное занятие в старшей группе компенсирующего вида направлено на решение целого ряда задач образовательного и развивающего характера.Дети, совершая игровое путешествие в цирк, развивают артикуляцион...

конспект по ФЭМП в старшей группе "Поможем Незнайке спасти Цветочный город"

Поможем Незнайке спасти Цветочный город».Цель: закрепление умений соотносить число с цифройЗадачи:- продолжать учить детей решать примеры на сложение;- учить определять положение предмета по отн...

План-конспект интегрированного занятия с детьми ОВЗ(старшая группа) "На помощь жителям цветочного города"

Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Проведение...

Конспект развлечения в старшей группе Тема «Путешествие в Цветочный город»

Цель: Формировать интерес к миру растений, закрепить знания о цветах, умение узнавать растение по внешним признакам;  упражнять в умение складывать поделку из бумаги по словесному указанию, разви...

«Планирование воспитательно-коррекционной работы по области «коммуникация» в старшей группе компенсирующей направленности с учетом ФГОС»

Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят как основная часть в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным де...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей  «Социал...