ПРОЕКТ. КРУГ ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ. М.В.ЛОМОНОСОВ.
статья (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Савицкая Елена Константиновна

 И как бы ни  менялось наше общество, мы обязаны расширять кругозор детей, овладевать родным языком, активно способствовать использованию в речи языковые средства выразительности, знакомить с русским литературным творчеством. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг», писал В.А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕК.  КРУГ ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ. М.В.ЛОМОНОСОВ.

А.Б.Иванова, библиотекарь                                                                                                                                                                                                     МОУ  ДОД  ДЮЦ «Ровесник»                                                                                      Е.К.Савицкая, воспитатель                                                                                    МДОУ №13 «Берёзка»,                                                                           г.Новодвинск  

        

Непреходящей ценностью во все времена считалось воспитание и образование, они является основой экономического развития общества, его социальной стабильностью, источником  роста духовно - нравственного потенциала страны.  И как бы ни  менялось наше общество, мы обязаны расширять кругозор детей, овладевать родным языком, активно способствовать использованию в речи языковые средства выразительности, знакомить с русским литературным творчеством. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг», писал В.А. Сухомлинский.

Конституция Российской Федерации определяет основные принципы социального партнёрства в статьях 43 и 44.   Закреплены эти принципы в основе Закона «О библиотекарском деле» от 29.12.94 № 78-ФЗ и Закона «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ в статьях 12,31,32.      

Важной задачей воспитания является поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности. После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения, т.к. у них расширяется детский жизненный опыт. (1). Знакомя дошкольников  с земляком  М.В.Ломоносовым, мы обратились к его литературному творчеству. Воспитывая  в каждом ребёнке интерес к книге, учим его бережно относиться к ней, а так же помогаем воспринимать поэтическое содержание произведения и переносить в сюжетную, театрализованную игру и художественную деятельность.      

Сотрудничество  детского сада с детской библиотекой ДЮЦ побудило к созданию совместного проекта «Круг детских интересов. М.В.Ломоносов».                                                                                                  Цель проекта: Знакомить детей с литературным творчеством М.В.Ломоносова.

Примечания

1.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. СПб.: Акцент,1997. С111, 112.

Первые задачи были определены на партнёрскую работу библиотекаря и воспитателя:

  1. Сбор, обработка и адаптирование материала к детям 5-6 лет.
  2. Создание условий для формирования  у детей чувства сопричастности к языковым средствам выразительности М.В. Ломоносова.

Следующие задачи направлены на детей:

  1. Учить понимать авторские средства выразительности.
  2. Развивать творческие способности детей посредством выразительной декламации, пластических этюдов, изобразительных средств.
  3. Пробуждать и воспитывать интерес к художественной литературе. Получать удовольствие от общения с книгой, с поэзией.
  4. Дать представления о труде библиотекаря, общественную значимость его труда.

Задачи, направленные на родителей:

  1. Вызвать интерес к литературному творчеству  М.В.Ломоносова.
  2. Сплочению детско-взрослого коллектива группы путём совместного словотворчества.

На базе библиотеки детско-юношеского центра проходила непосредственно образовательная деятельность. В первое посещение была проведена экскурсия. Воспитатель записалась в библиотеку и взяла «Большую книгу игр и развлечений» авторов Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. и буклет о Ломоносове  для совместной деятельности в детском саду. Для последующих посещений педагогами были разработаны конспекты по произведениям М.В.Ломоносова «Мышь некогда…», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Надпись 1 к статуе Петра Великого», «Кузнечик дорогой…». В завершении  разработана викторина для детей, а они в свою очередь дарят библиотеке книгу самиздат « В гостях у Ломоносова».

 В детском саду после каждого посещения библиотеки воспитатель поддерживая интерес, помогает детям организовать свободную деятельность в развитии сюжетно – ролевой игре «Библиотека», выразительно читать понравившееся стихотворение, подбирать рифмы к словам, составлять описательные загадки и загадки на сравнение, а также выражать своё отношение к поэтическим образам в пластических этюдах, самостоятельной изобразительной деятельности. Расширять словарь детей при помощи таких средств  выразительности как метафора, сравнение, олицетворение, полисемии. Точно и правильно подбирая слова к природным явлениям, предметам помогает ребёнку легче понимать и запоминать авторские средства выразительности.  

Для  родителей разработаны консультации о семье Ломоносова и о   литературном творчестве земляка. Предложено поучаствовать в викторине о Ломоносове. Подготовлена фотовыставка «Открываем двери в храм библиотеки».

В процессе творческого проекта дети узнали о литературном творчестве  Михаила Васильевича Ломоносова  в многогранном мире искусства, о труде библиотекаря, о ценности книги в жизни каждого человека.

Учились понимать и запоминать авторские средства выразительности,  выражать своё отношение к поэзии через художественно-речевое, изобразительное и театральное творчество.

Проект выполнил поставленные задачи. Дети с удовольствием посещали  библиотеку, где  проходила непосредственно образовательная деятельность. На протяжении всего проекта интерес детей не угасал, потребность в активном словотворчестве поддерживалась родителями и увлекала в совместную деятельность с детьми.

Творческий альянс библиотекаря и воспитателя явился средством социального и интеллектуального творческого развития всех субъектов воспитательно-образовательного процесса  и детей и взрослых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детских интересов.

Интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, ...

Консультация для родителей "Детские интересы.Как их развивать?"

Детский интерес - это стимул к расширению кругозора ребёнка,приобретению знаний.Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка- мышлением,вниманием,волей,памятью,эмоциями и их...

Детские интересы.

Одним из ценных свойств развивающего и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением, вниман...

Детские интересы. Как их развивать.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. А что же такое интерес?Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значе...

Презентация "Детское коллекционирование- основа развития детского интереса"

Коллекционирование развивает в детях такие качества, как внимательность, аккуратность и терпеливость. Коллекционирование может быть коллективным и индивидуальным....

Детский педагогический проект «Кругом вода»

Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с д...