Творческое рассказывание по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сухогузова Надежда Леонидовна

Обучение детей творческому рассказыванию по картине с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»

          Консультация для воспитателей

Тема « Обучение творческому рассказыванию по  картине»

        Составила:

                                                                               Сухогузова Надежда Леонидовна

                                                                              Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                       2013г      

 Свое выступление мне хочется начать словами кандидата педагогических наук Т. Гризик, она говорит: «Развитием речи детей надо заниматься с раннего детства, так как становление речи завершается к 5-6 годам. Получается , что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу.» Поэтому в Законе об образовании  огромное значение уделяется периоду детства.

Федеральные государственные требования в области дошкольного образования предполагает создание условий, обеспечивающих:

-    реализацию подхода к дошкольному детству,  как к самоценному периоду в жизни ребенка вне зависимости от степени его подготовки к обучению в школе;

-  уважение личности ребенка, его прав и свобод, определяемых «Конвенцией о правах ребенка»;

- развитие творческой личности.

Воспитание  творческой личности – одна из главных задач поставленная перед воспитателем. Безграничны возможности ребенка впервые  годы жизни  в развитии способностей и склонностей. Умелое, продуманное и педагогически тонкое руководство творческими возможностями дошкольника способствует развитию личности, его умственному, речевому развитию.

Огромную роль в развитии личностных качеств играет обучение детей родному языку и, в частности, связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего  с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи  является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи- коммуникативная. Она  осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не  менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании диалогические отношения  это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все  достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Психологи (Вергер, Эльконин) подчеркивают, что в связной речи  отчетливо выступает связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь  выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи  оказывает влияние  и на  эстетическое воспитание: пересказы в литературных произведениях, самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Монологическую речь  характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению, при этом важно сохранить живость и непосредственность речи. Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Развитие у детей  связной выразительной речи  необходимо рассматривать , как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все  последующее развитие речевой культуры будут опираться на тот фундамент, который  закладывается в дошкольном детстве. Умение интересно рассказывать и  заинтересовывать слушателей своим изложением помогает стать общительнее, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Наиболее сложным видом речевой деятельности в детском саду является творческое рассказывание.

Я хочу вам предложить использовать в этом виде деятельности методику Т.А.Сидорчук, основанной на использовании адаптированных методов развития воображения и элементов теории решения  изобретательских задач  автор предполагает:  «Если работать в системе по методике Т.А.Сидорчук, то можно добиться следующих результатов: творческих рассказы детей будут разнообразнее, интереснее по содержанию, полнее, так как они научатся использовать в речи синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, «входить» в изображенную картину и передавать воспринимаемое через различные органы чувств, вживаться в образ.

Методика же Т.А.Сидорчук предлагает нам использовать интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию ( или тему) задачи, и по развитию речи, и формированию элементарных математических представлений, и изобразительной деятельности.

При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи.

       Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решимой, если  педагог при предъявлении любой новой  картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

              Модель работы с картиной как целостной системы:

  1. Выделение объекта, изображенного на картине;
  2. Установление различного уровня взаимосвязи между объектами;
  3. Предоставление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами;
  4. Описание изображенного  средствами символической аналогии;
  5. Представление  объектов в рамках времени и существования;
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

             Сложность организации и проведение такой работы с детьми в том, что у них не сформированы классификационные и системные мнения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым объектом, изображенным на этой картине. Основные операции анализа объекта :

     - выбор основной (возможной ) функции объекта ;

    - перечисление составляющих объектов по «принципу» матрешки;

    - обозначение сети взаимосвязи одного объекта с изображенным на картине;

     - представление временной оси этого объекта.

            Представленная модель может служить основной для построения педагогических технологий при обучении детей описанию пейзажной или предметной картины. Перспективен данный подход при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

        По этой методике, мы работаем много лет и получаем положительные отзывы от учителей начальных классов, так как  дети составляют полные, интересные, разнообразные рассказы. Ребята более разговорчивы. Они откровенно высказывают свои мысли, описывают чувства, которые их переполняют, когда дети смотрят на картину. Активный словарь детей пополнился новыми словами, в повседневной речи часто слышатся слова, которые были в пассивном словаре.

 Занятия по творческому рассказыванию проводятся на должном уровне, с высоким развивающим эффектом. На занятиях дети активны, смело высказывают своё отношение к различным объектам. Часто включают в рассказы синонимы, антонимы, сравнения – этим распространяя предложения. Каждую новую картину обыгрывают по – новому, замечая незначительные объекты.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме : « Составление творческого рассказа по картине « Корова с теленком»

                                                                            Составила:

Сухогузова Надежда Леонидовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

2013г

Конспект занятия - игры по картине " Корова с теленком ".

Задачи:

  1. Продолжать учить находить и называть как можно больше объектов на картине.
  2. Учить детей видеть и объяснять взаимодействия объектов на физическом и эмоционально - духовном уровне.
  3. Учить детей составлять открытые загадки на основе сравнения.
  4. Учить детей " вспоминать " прошлое представлять будущее объектов, изображенных на картине.
  5. Упражнять детей в составлении связных текстов, основанных на различных ощущениях.
  6. Учить детей составлять рассказ от имени, взятого на себя образа.
  7. Воспитывать у детей любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.

Материал: картина, карандаши, листы бумаги по количеству детей, нарисованные фигурки волшебников, карточки с изображением животных, приглашение волшебников.

Ход занятия:

Картина вывешивается до занятия, дети заранее рассматривают ее.

 Вое - тель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в страну волшебников. Они прислали нам приглашение: " Дорогие ребята! Приглашаем вас в нашу страна на экскурсию. Мы хотим с вами поиграть".

-Волшебники " Дели " и " Объединяй ". Идем!? Первым нас встречает волшебник " Дели ". Он так любит все делить. Вот и вам предложил все объекты на картине отделить друг от друга. Возьмем наш чудесный бинокль и посмотрим через него. Какие объекты вы видите? ( Дети перечисляют ).

-Молодцы, ребята, художник " Дели " очень рад и дарит нам картинки. ( На доску вывешиваются картинки).

Посмотрите, а нас уже встречает волшебник " Объединяй ". Волшебник " Дели " подарил нам картинки, а волшебник " Объединяй " поможет нам узнать, кого и что разделил " Дели " ( дети рассматривают картинки и определяют, что это теленок ).

-Хорошо, ребята! Молодцы! А сейчас вы подумайте, зарисуйте с помощью модели, что может объединить волшебник на этой картине и как это объединение можно объяснить? ( Ответы детей по моделям ).

-Вот волшебник " Объединяй " предлагает нам поиграть в загадки-разгадки. Волшебник начнет, а вы продолжите.

                                -колючие, как иголки;

                                -зеленая, как трава;

                                -растет, как девочка. ( Это сосенка )

Дети сами загадывают и отгадывают загадки.

-Вот и дедушка " Время " нас встречает в волшебной стране и задает нам вопросы: "Расскажите, какое здесь время года и часть суток? Объясните, почему вы так думаете? Что делали корова с теленком ранним утром? Что будут делать ночью?" ( Ответы детей )

-Ау, ребята, я вас слышу! ( появляется волшебник " Слышко" )

-Я хочу, чтобы вы закрыли глаза и послушали. Что вы слышите на моей поляне. ( Ответы детей и появляется волшебник, который все нюхает ).

-А это волшебник, которому нравятся запахи. Как вы думаете, какие запахи вы бы почувствовали, находясь на этой поляне вместе с коровой и теленком?

(Ответы детей ).

-Все эти волшебники живут на картине. А вы бы хотели попасть туда?

Физ. минутка.

-Тогда все встали! Шагаем (дети маршируют на месте ).

-Впереди овраг ( прыжок в перед )

-Помашем рукой прохожим. Остановились. Пчелы налетели. Спрятаемся от них. ( Дети приседают ). Пчелы улетели, идем дальше. Вот и пришли мы на поляну, на которой пасутся Котова с теленком.

-А сейчас, я вас превращу в того , в кого бы вы хотели превратиться.

-Приготовились, закрыли глаза " Крибли - Крабли, Буме". Открывайте глаза. Кто хочет о себе рассказать?

-Не забудьте рассказать о себе, рассказать о своих чувствах. (рассказы детей).

-А сейчас мы вернемся в группу " Крибли - Крабли, Буме !"

-Ну, вот мы побывали в гостях у волшебников.

-Ребята, а с кем приключилась самая интересная история, чей рассказ вам особенно понравился? ( Ответы детей ).

-Понравились вам волшебники? Какое у вас стало настроение? ( Ответы детей).

-Молодцы, занятие окончено.

Resource id #742

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Творческое рассказывание по картине «Детские забавы весной» (придумывание начала и конца рассказа)в подготовительной группе

Задачи:Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».Продолжать учить составлять рассказы, опираясь на предметные картинки, схемы. Учить составлять начало, конец  рассказа.Обучать  лекс...

Конспект НОД по творческому рассказыванию по картине "Кошка с котятами" с использованием ТРИЗ.

Конспект позволяет решать задачи многих образовательных областей....

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. КузнецовойЦель мастер-класса:распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в...

«Однажды в лесу….» Творческое рассказывание по картине с проблемным сюжетом.

Коррекционное занятие по развитию связной речив подготовительной группе(третий период обучения) для детей с общим нарушением речи...

Творческое рассказывание по картине «Осень. Прогулка в парке под дождем»

Обучение детей творческому ассказыванию по картине с использованием ТРИЗ...