Развитие речи дошкольников.
консультация (развитие речи) по теме

Рябущенко Оксана Владимировна

Данный материал, в котором приводятся конкретные упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста, могут использовать как родители, так и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие         речи         у         дошкольников
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив         к         ее         постижению.
Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам         чаще         всего.
Характерные         проблемы         развития         речи         дошкольников:
1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное         предложение.
2.         Скудость         речи.         Маленький словарный         запас.
3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных         выражений         и         слов.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый         или         краткий         ответ, если         это         нужно         и         к         месту.
5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на         конкретную        тему,         пересказ        прослушанного         текста.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и         т.д.
8.         Плохая         дикция.
 Как развивать речь         дошкольников?
Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые мероприятия придут         на         помощь         малышу         в         столь         нелегком         труде. 
Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения         мы         сопроводили         детальным         комментарием.
Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:
Упражнение для развития речи дошкольников: "Разговор по картинке"
Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете пазлы или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты думаешь?", "А тебе встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
 Упражнение для развития речи дошкольников: "Маленький - большой " 
Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:
-         Посмотри,         а         кто         это         на         картинке?
-         Кошка         и         котята.        
-         А         какая         кошка?
-         Большая.
-   Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.
- А как ты думаешь, котята, когда вырастут, тоже будут большие?
И         так         далее.
Чтение         потешек         и         пение        колыбельных.
Начиная с момента рождения, читайте своему малышу потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.
Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске         освоение         более         успешно.
 Упражнение         для         развития         речи         дошкольников:         Журналист.
Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком,        но         и        будете        развивать         диалоговую речь         малыша.
 Упражнение         для         развития         речи         дошкольников:         Загадка.
Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно         мыслить.
Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?»
Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи,  нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.), рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте,         что         бы         они         смогли         значить.
К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку", "повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.
Скороговорки         и         поговорки.
Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Желаем Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...