НОД область коммуникация. Тема: пересказ скзки "Как лисички бычка обидела".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тема: пересказ скзки "Как лисички бычка обидела".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность: Коммуникация.

Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

  1. Обогащать словарь детей.
  2. Развивать умение поддерживать беседу.
  3. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответами товарища.
  4. Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
  5. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация.

 Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская,  двигательная.

Формы и методы работы:  Решение проблемной ситуации, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы.

Используемая литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи».  Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи».

Оборудование: клубок ниток, мультимедийная энциклопедия слайды, картинки,  предметы и картинки для игры, схемы – картинки для пересказа, фишки, маски для инсценировки, смайлики.

Словарная работа: пучеглазый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: Знакомство с народом эскимосы. Рассматривание карты, глобуса, где проживают эскимосы.

Ход образовательной деятельности.

Дети с воспитателем сидят на ковре в кругу.

Воспитатель: Ребята,  для того, чтобы у нас с вами было хорошее настроение, что нужно сказать друг другу.  (Ответы детей).

В: Нам в этом поможет наш волшебный клубок, он вас просит: «Поздороваться и назвать своего соседа ласково».

В: Посмотрите, у нас образовался круг и мы каждый в этом кругу друг другу дороги. Когда мы все вместе, то мы какие……(Ответы детей).

В: Правильно мы смелые, сильные, с все сможем справиться и выполнить любое задание. Каждый из вас придет другу на помощь.

В: Ребята, я сегодня утром зашла в младшую группу нашего детского сада. И знаете, что я там увидела и услышала, что дети обзываются друг на друга,  дразнятся и даже мальчики подрались. (Высказывания детей).

В: И вот поэтому я предлагаю вам  прочесть эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». И мне кажется, она нам поможет. А чем поможет, вы подумаете, когда внимательно прослушаете сказку. Присаживайтесь на стульчики.

     Выразительное чтение сказки педагогом.

     Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок. Пучеглазый.

Бычок, бычок. Большеротый.

Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

 Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? — спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
— Вот видишь,— сказала мать-лисица,— ты первая его и обидела...

Воспитатель обращается к детям:
Как вела себя лиса?

Что вас удивило в поведении бычка?

Какие обидные слова лисичка пропела бычку? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь.

Какие обидные слова бычок сказал лисичке?

А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

Чем сказка может помочь малышам?

Ответы детей, обсуждение.

(Дети подходят проектору).

  В: Ребята, а почему бычок сидел в море? Ответы детей. Правильно бычок – рыбешка морская. (Дети смотрят мультимедийную панораму моря).

  Физминутка. Звучит шум прибоя моря.

Ребята, давайте изобразим морскую волну. Внимательно слушаем шум прибоя и выполняем движение. Ш– ууууу, ш – уууу – набегает, и отступает волна (дети поднимаю руки двигаются вперед и громко произносят звуки, отступает волна тихо произносят звуки).

 В: Посмотрите, как выглядит бычок, рыбешка морская? (Показ слайдовой презентации про рыбу – бычка).

  Имеется несколько разновидностей рыб - бычков. Бычок-песочник, подкаменщик. Тело бычка довольно мощное, с крупной головой и длинным хвостом. Длина бычка достигает 10-15 см. Бычковые принадлежат к донным прибрежным рыбам. Имеют продолговатое покрытое чешуёй тело (до 40 см; сзади сжатое), большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза, два верхних плавника (один из них обычно с костяными лучами), внизу — присоску, возникшую от срастания брюшных плавников. С помощью этой присоски они прикрепляются к придонным камням и довольно крепко удерживаются даже в сильный шторм.

Дети рассматривают картинку рыбы – бычка.

Лисичка дразнила бычка и называла пучеглазый, большеротый.

Какие глаза у рыбы – бычка? выпуклые,  крупные.

Какой рот?   Большой.

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения рыба, и домашнее животное бычок.

 (Дети переходят к столу, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением).

  В: Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например: У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь.

Дети подбирают картинки к предметам.

 Оружие лук со стрелами -  репчатый лук, ручка перо - перо от птицы, кран для умывания -        машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

   В: Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку. Мы же ее будем показывать малышам.  И постарайтесь запомнить все слова, которые сказала лиса бычку, что бычок ответил лисичке. Что мама – лиса спросила у лисички. Что лисичка ответила маме. И нам помогут в этом картинки – схемы.

  Выразительное чтение сказки, педагогом выставляя схемы – картинки на мольберт.

   Дети по схемам – картинкам пересказывают сказку. (2 пересказа).

 Ребята, каким голосом говорит лисичка? Покажите, как она бежит?

А каким голосом говорит мама – лиса? А бычок, каким говорит голосом? Ответы и показ детей.

   Сейчас, я вам предлагаю поиграть в театр. Кто – то из вас будет артистами, а кто - то зрителями. В шкатулке возьмите фишку (назначает ребенка). У кого оранжевая фишка – будет играть лису, красная фишка – будет играть лисичку, коричневая фишка - будет играть бычка – рыбешку морскую, зеленая фишка - будет играть автора, а кому достались белые фишки – будут зрителями. Давайте, вспомним правила поведения в театре. (Ответы детей).

  Инсценировка сказки.

Отдайте шапочки тому, кто будет играть вашу роль. Дети меняются шапочками и ещё раз инсценируют сказку.

 Какую сказку мы учились пересказывать и инсценировать? Кто главные герои?

 Если вам понравилось, чем мы занимались, то вы выберите веселый личико смайлика, а если нет, то грустное личико. Почему?  (Ответы детей).

 А  вечером пойдем в группу к малышам. И покажем эту сказку, которая поможет им быть дружными, не обзываться, и не дразниться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."

Непосредственно образовательная деятельность   предназначена  для  детей  старшей  группы .Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы,  И.Соколова-Микитов...

НОД область коммуникация пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект НОД, пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти , внимания. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста....

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...