Коммуникативно-личностное развитие детей с ОНР средствами рассказов из личного опыта.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Федотова Марина Анатольевна

Одним из направлений моей коррекционной работы является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению из личного опыта. Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной и речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativno.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативно-личностное развитие детей                                      с ОНР средствами рассказов из личного опыта

     В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является коммуникативно-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребенка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием. Целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность  ее общения  и совместимость  с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние  и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

       Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих:

- мотивационную («я хочу общаться»);

- когнитивную («я знаю, как общаться»);

- поведенческую («я умею общаться»).

       У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

- недостаточная инициативность  в общении,

- предпочтение пассивных ролей,

- неумение улаживать конфликты,

- не владение речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

       Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности  спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Трудности в общении проявляются в несформированности основных форм коммуникации.

    Формирование коммуникативной потребности у наших детей является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в работе мы уделяем

- развитию у ребенка потребности в речевом общении;

- формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.

Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной и речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы. Одним из направлений нашей коррекционной работы является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению из личного опыта.

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираясь на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Мы составляли рассказы на темы: «Наш участок летом и осенью», «Как я провел выходной день», «Мое любимое животное», «У меня есть друг», «Осенний букет», «Что ты знаешь об осени», «Моя мама» и др.

       Родители наших воспитанников активно сотрудничают в данной работе. Они предоставляют свои фотографии семьи, их членов; фотографии, где  запечатлены посещение парков, детских центров, театров, Макдоналдса, прогулок в лес и т.п. С родителями провожу беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приемах, помогающих детям передать полученные впечатления от совместной деятельности родителей и детей, по созданию комментирующего текста под фотографиями. У детей формируется положительная установка на комментирование их действий в продуктивных и игровых видах деятельности. Дети постепенно овладевают комментирующей функцией речи. Фотографии и детские рисунки служат наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приема комментирования по следам своей деятельности.

       В дальнейшем продолжаю работу по формированию у детей  навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков. Например:

- о чем рассказывает фотоснимок?

- где происходит действие?

- какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии?

- какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

Дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припоминать случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как Дед Мороз мне подарок принес?» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его лучшим другом); «Дома я люблю заниматься …» (о любимых играх и занятиях). Перед составлением рассказа из личного опыта «Моя мама», выполняли с детьми игровое упражнение «Мама какая?». Затем рассматривали фотографии своих мам и рассказывали о своей маме по вопросам: «Как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?»

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Детям предлагаю такие игры: «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку», «Как я собираюсь утром в детский сад». Цель этих заданий – составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища.

       При работе над текстом важна четкая установка: прежде чем рассказывать что – либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения.  «Мысленный рисунок» дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста. Особое внимание уделяю разработке специальных приемов обучения рассказам из личного опыта. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром мы вместе с детьми планируем предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания.

       Составление рассказов провожу после проводимых в детском саду утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребенка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта можно проводить при помощи рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду.

       Анализ результатов обучения детей составлению рассказов из личного опыта показал, что у детей возникает желание поделиться своими впечатлениями, то есть появляется мотивация общения. Наличие фотографий и рисунков побуждает детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть  развиваются  когнитивная и поведенческая  составляющие коммуникативной компетентности. Дети упражняются речевыми способами выражать свое внутреннее эмоциональное состояние. В рассказах из личного опыта происходит самопознание, самоопределение ребенка в окружающем мире. Все это свидетельствует, что рассказы из личного опыта являются средствами социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"...

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста: Рисование. Сообщение из личного опыта.

В сообщении описаны основные этапы работы для развития художественно - эстетического развития детей через рисование , которые я применяю  в своей работе с детьми....

Конспект НОД по развитию речи подготовительной группы составление рассказа из личного опыта «Наши питомцы»

Цель: развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану, по мнемо-таблице)...