ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА.
проект по развитию речи на тему

Канунникова Ирина Михайловна

статья

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА.

Канунникова И.М.

Первым и самым ответственным этапом в общей системе народного образования является дошкольное образовательное учреждение. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст сензитивен к усвоению речи. В современном дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается, как общая основа воспитания и обучения детей.

Анализ работ таких психологов и методистов, как Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова и др., показал, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, приходишь к выводу, что помочь развитию речи ребёнка может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, а вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научит наших детей. В свою очередь, немецкий психолог Карл Гросс излагал: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, приходишь к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить чётко, чтобы все его поняли.

В процессе театрализованной игры формируется диалогическая, связная, эмоционально - насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал, что каждому ребёнку свойственно стремление к актёрству. Заинтересовать детей театром не сложно, ведь знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.

В работе для повышения уровня речи использована театрализованная деятельность.

Основные направления деятельности:

  • Постепенный переход ребёнка от наблюдений театрализованной обстановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного «типичного» образа в театрализованной игре.

Задачи театрализованной деятельности:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогатить словарь детей, активировать его;
  • Совершенствовать диалогическую, связную речь, её грамматический строй;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и не живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку под звучащее слово;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

План занятий по театрализованной деятельности:

  • Музыкально-ритмическая разминка;
  • Дыхательная и речевая гимнастика;
  • Литературно-художественная практика (связная речь);
  • Игры, минуты шалости, физическая минутка;
  • Театрализованная деятельность.

Музыкально-ритмическая разминка включает  в себя: ритмические, музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции), развивают воображение (способности в пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).

В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче и образнее.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

В совместной деятельности с детьми проводится во второй половине одного из дней недели (пятница) - «День радостных встреч», где в гости к детям приходят различные виды театра: театр Петрушки, театр ложек, кукольный театр, пальчиковый, плоскостной театр, кукла би-ба-бо.

Исследованиями ученых Л.Ворониной и Р.Смгуткиной установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного театра, настольного, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Для самостоятельной деятельности нужно создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, созданы необходимые условия, т.е.:

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с  явлениями общественной жизни (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Совершенствование речи тесно связано с умственным развитием. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов усиливает впечатление детей  от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать это богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка

публикация статьи на тему: «Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка» в сборнике материалов регионального семинара-практикума «Театральная деятельность как средство художественно-эсте...

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка"

Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнкаЛихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровнавоспитатели МБОУ «Начальная школа – дет...

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

Консультация для родителей«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»...

Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка.

Консультация для родителей. "Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка»

Не секрет, что нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего, как нарушение общения и это отражается на формировании всей психической жизни ребёнка.   Важнейшей предпо...

консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

laquo;Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»...