Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Халява Татьяна Павловна

Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи) сентябрь - декабрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp.plan_r.r._podg.gr_2013-14godoffice_word_4.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ

                                             РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Подготовительная группа

                                                                                                   

СЕНТЯБРЬ

№ обр.

деят

                   

          Тема

       

         Цель и задачи

                                              Виды деятельности

 

Используемые  

   материалы

 Предполагаемый результат

Используемая литература

1.

 «Скоро в школу»

Составление рассказа.

Закреплять умение составлять рассказ  по памяти на тему «Что я видел в школе»;

Воспитывать активность и самостоятельность.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Картинки с изображением школьных принадлежностей.

 Умеет составлять рассказ, владеет навыком диалогической речи, формулирует ответы на наводящие вопросы воспитателя в процессе пересказа.

Компл. занятия стр.38

2.

  «Первый день в детском саду»

  Составление рассказа по плану.

Упражнять детей в составлении рассказа по плану; учить самостоятельно, строить сюжет; упражнять в словообразовании и в дифференциации звуков (ц; ч)

Игровая.

Коммуникативная.

 Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка.

Умеет составлять рассказ по плану; строит сам сюжет; может четко и громко произносить слова со звуком «ц» и «ч».

Р.Р. О.Ушакова стр.218

3.

«Дети идут в школу»

Рассказывание по картине.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине и придумывать самостоятельно события; закреплять понятия «речь», «слово», «предложение»; активизировать в речи детей слова относящиеся к теме «Школа»

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Картинки на тему «Дети идут в школу»

Составляет рассказ по сюжетной картинке, используя в речи сложные предложения.

Р.Р. О.Ушакова стр.211

Компл. занятия стр.48

4.

5.

«Письмо для зайца»

Звуковая культура речи.

 Коллективное рассказывание.

 Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова; воспитывать любознательность и активность.

Проверочное занятие.

Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе, учить  тренировать внимание детей. Воспитывать культуру речевого общения.

Игровая.

Коммуникативная.

Игровая.

Коммуникативная.

  Картинка с зайцем (зайцами)

 Фишки или мелкие предметы (квадратики)

 Может правильно согласовывать прилагательные с существительными; подбирает однокоренные слова; рассказывает  коллективно текст письма.

Умеет конструировать предложения фишками, считает слова с заданными  звуками, знает какое сейчас время года и месяц.

Р.Р. О.Ушакова стр.214

В.В.Гербова Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 24 (2013г)

6.

«Четыре желания»

 Пересказ текста.

Продолжать учить пересказывать текст последовательно, выразительно (рассказ К.Ушинского «Четыре желания»; развивать связную речь детей; дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный», учить производить анализ слова, придумывать предложения.

Коммуникативная.

Чтение художественной литературы.

Познавательно-исследовательская.

Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»

 

Знает и называет 4 времени года, их характерные признаки.

Р.Р. О.Ушакова стр.213

Компл. занятия стр.57

7.

«Лиса и козел»

 Пересказ р.н.с.

Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить выразительно передавать диалоги персонажей; учить подбирать определения к сущ-ным, обозначающим предметы и явления окруж. мира; продолжать учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, тихо, шепотом)

Коммуникативная.

Чтение художественной литературы.

Познавательно-исследовательская.

Картинки с изображением лисы. Сказка «Лиса и козёл»

 Знает зачин и концовку сказок, может передавать диалоги персонажей, подбирать определения к существительным, отчётливо и внятно проговаривает скороговорку с различной громкостью голоса.

Р.Р. О.Ушакова стр.210

8.

 

«Купание медвежат»

 Пересказ рассказа В.Бианки.

 Развивать у детей умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объёму литературный текст; упражнять в подборе синонимов к прилагательным и глаголам, уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж»; учить произносить скороговорку в разном темпе.

 

Коммуникативная.

Чтение художественной литературы.

Познавательно-исследовательская.

 Рассказ В.Бианки        «Купание медвежат»

 

Может связывать части рассказа, пересказывает рассказ, громко и четко произносит звуки (з, ж)

Р.Р. О.Ушакова стр.216

ОКТЯБРЬ

1.

Рассказывание на заданную тему.

Составление короткого рассказа.

Продолжать учить  детей составлять рассказ на заданную тему; закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчётливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками.

 

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Парные предметные картинки на звуки с и ш; игрушки.

.

Составляет короткий рассказ, правильно произносит слова со звуками  с и ш, умеет находить эти звуки в словах.

Р.Р. О.Ушакова стр.219

2

 «Как ёжик выручил зайца»

Придумывание сказки.

Учить детей придумывать сказки  на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания. Учить подбирать однокоренные слова, регулировать силу голоса. Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова.

 Игровая.

Коммуникативная.

 Игрушки: заяц, ёж

 Может придумывать сказку на заданную тему, умеет подбирать однокоренные слова.

Р.Р. О.Ушакова стр.221

3.

«День рождения зайца»

Придумывание сказки на заданную тему.

Продолжать учить детей придумывать сказку на заданную тему по плану, использовать описания и диалог; упражнять в образовании формы В.падежа мн.числа существительных; упражнять в отчётливом произнесении потешек, в различении ритма и темпа речи.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Игрушки: заяц, ёж, лиса, волк.

Может придумывать сказку на заданную тему по плану; отчётливо произносит потешку; умеет произносить скороговорку медленно, умеренно и быстро.

Р.Р. О.Ушакова стр.223 (стр58 отпечат)

4

«Ласточки пропали»

Заучивание стихотворения А.Фета.

Помочь детям запомнить стихотворение; развивать память и разговорную речь.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

 Картинка по стихотворению «Ласточки пропали»

Может запомнить стихотворение, выразительно его произнести.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 30  (2013г)

5

«Золотая осень»

 Рассказ по картине – пейзажу.

Познакомить с репродукцией картины И.И Левитана; учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки; формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своём пейзаже, и передать свои чувства в высказываниях; воспитывать любовь к природе.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Картина И.И.Левитана «Золотая осень»

Описывает предметы по картине и выделяет их характерные признаки; передаёт свои чувства в высказываниях.

6

Сравнение и описание предметов.

Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом.

Учить детей составлять рассказ, сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Организационный момент..

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Умеет сравнивать предметы и выделять существенные прзнаки.

Р.Р. О.Ушакова стр.224 (стр59 отпечат)

7

«Лиса с лисятами»

 Рассказывание по картине.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; учить составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании; развивать интонационную выразительность речи.

Игровая.

Коммуникативная.

Картина «Лиса с лисятами».

Может составлять сюжетный рассказ по картине и словосочетаниями с заданными словами.

Р.Р. О.Ушакова стр.226

8

Звуковая культура речи.

Совершенствовать слуховое внимание и  восприятие детей; учить определять количество и порядок слов в предложении; воспитывать культуру речевого общения.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Цифровые карточки из математических наборов, листы бумаги, карандаши.

Может услышать заданный звук и сосчитать  слова с ним в тексте; умеет определить место заданного звука в словах; знает, что такое предложение.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 31  (2013г)

9

«Как осёл петь перестал»

Пересказ итальянской сказки.

Познакомить детей с итальянской сказкой; помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Организационный момент.

Коммуникативная.

Игровая.

Итальянская  сказка «Как осёл петь перестал» (обр.Дж.Родари)

Знает итальянскую сказку, умеет её пересказать небольшим текстом.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 27  (2013г)

НОЯБРЬ

1

«Первая рыбка»

Пересказ рассказа.

Учить детей пересказывать литературный текст; обратить внимание детей на то, как меняется смысл слов от употребления разных суффиксов; упражнять в подборе синонимов; развивать память.

Воспроизведение художественной литературы.

Коммуникативная.

Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка»

Пересказывает литературный текст, может подбирать синонимы.

Р.Р. О.Ушакова стр.227 (стр60 отпечат)

2

Сегодня так светло кругом!

 День поэзии.

Продолжать знакомить детей со стихами об осени, приобщая их  к поэтической речи; развивать память и воспитывать любовь к природе.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Стихотворения об осени А.Пушкина «Осень», «Уж небо осенью дышало», А.Плещеев «Скучная картина»

Знает стихи об осени, о характерных её  признаках; интересуется поэзией.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 38  (2013г)

3

Звуковая культура речи.

Работа над предложением.

Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова.

Организационный момент.

Коммуникативная.

Игровая.

Воспроизведение художественной литературы.

Стихотворения Ф.Тютчева, К Бельмонта.

Умеет определять количество и последовательность слов в предложении.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 39  (2013г)

4

«Если бы я был художником..»

Составление связного рассказа.

Учить детей составлять рассказ «Если бы я был художником..»; активизировать в речи детей глаголы, учить восстанавливать исходную форму, от которой образованно название действующего лица; упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа глагола «хотеть», в образовании форм сослагательного наклонения глаголов.

Игровая.

Коммуникативная.

Картинки  о профессиях.

Сам составляет рассказ, использует глагол «хотеть» в ед. и мн.числе.

Р.Р. О.Ушакова стр.232  (стр64 отпечат)

5

«Моя любимая игрушка»

Рассказывание на заданную тему.

Учить детей отбирать факты из личного опыта; рассказывать связно, выразительно; учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков;  закреплять правильное произношение звуков в и ф, умения дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

Игровая.

Коммуникативная.

Игрушки: лисёнок и щенок.

Умеет рассказывать о любимой игрушки связно и выразительно, описывает её качества и признаки; произносит звуки (в, ф)

Р.Р. О.Ушакова стр.230

6

«Яблоко и рассвет»

Пересказ рассказа В.Сухомлинского.

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа. Развивать память и воображение.

Коммуникативная.

Игровая.

Воспроизведение художественной литературы.

Рассказ В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Составляет план по рассказу и его  пересказывает.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 41  (2013г)

7

Первый снег

Заучивание наизусть стихотворения.

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь; помочь запомнить стихотворение А.Фета; развивать память.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Рассказывает наизусть стихотворение.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 44

8

«Кот, петух и лиса»

Рассказывание сказки.

Обучать вместе с воспитателем пересказывать сказку; развивать умение входить в определённый образ, представлять его; закреплять правильное произношение звука ш; учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя; активизировать употребление прилагательных, учить подбирать характерные определения (хитрая, доверчивый)

Игровая.

Коммуникативная.

Персонаж кукольного театра Петушок, игрушки – Кот, кукла, лиса.

Пересказывает вместе с воспитателем сказку, выполняет имитационные движения

Т.Третьякова. С.Суровцева. Компл.зан. для детей 6-7лет в соответствии с  ФГТ, стр77

(окр.мир, р.р,

мелк.мотор.рук)

ДЕКАБРЬ

1

«Вот так покатался!»

Рассказывание по картине.

Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; продолжать учить выделять при сравнении явлений существенные признаки, знакомить с многозначностью слова; упражнять детей в правильном произношении звуков с, з.

Игровая.

Коммуникативная.

Картины «Саша и снеговик», «Вот так покатался!»

Рассказывает по картине, использует для описания зимы образные слова и выражения. Изменяет темп речи при повторении скороговорки.

Р.Р. О.Ушакова стр.228 (стр60 отпечат)

2

«У страха глаза велики»

Пересказ сказки.

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов; учить замечать смысловые несоответствия.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Сказка «У страха глаза велики»

Умеет отвечать на вопросы воспитателя, пересказывает сказку, замечает смысловые несоответствия.

Р.Р. О.Ушакова стр.233

3

«Как Миша варежку потерял»

Придумывание рассказа.

Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем; активизировать в речи детей союзы, упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах; упражнять в дифференцировании звуков ж, ш; развивать любознательность.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Варежка.

Придумывает рассказ по сюжету на заданную тему, использует в речи союзы, употребляет слово «варежки» в разных падежах.

Р.Р. О.Ушакова стр.235  

(стр отпечат)

4

«Дети Севера»

Рассказывание по картине.

Учить детей составлять рассказ по картине, воспитывать умение самостоятельно придумывать события; уточнить знания детей о народах нашей страны; упражнять в четком произношении скороговорки; развивать речевое дыхание

.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Картина «Дети Севера»

Составляет рассказ по картине, самостоятельно придумывает события, знает народ нашей страны, четко произносит скороговорку.

Р.Р. О.Ушакова стр.236

(стр отпечат)

5

«Зимний вечер»

Описательный рассказ по картине.

Формировать умение детей составлять описательный рассказ по картине, учить самостоятельно, придумывать сюжет, использовать выразительные средства при описании природы; воспитывать эстетический вкус.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Картина Н.Крымова «Зимний вечер»

Составляет предложения и описательный рассказ по картине.

Р.Р. О.Ушакова стр.

(стр   отпечат)

6

Рассказывание по картине.

Составление описательного рассказа по картине.

Совершенствовать умение детей составлять рассказ о содержании картины; учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; подбирать слова с определёнными звуками; подбирать короткие и длинные слова, использовать их в рассказе; договариваться о структуре рассказа(начало, середина, конец)

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Картина «Друзья»; парные картинки на звуки с-з, щ-ж, в-ф, г-к, т-д.

Составляет предложения при рассматривании картины, в ходе беседы составляет рассказ.

Р.Р. О.Ушакова стр.237

(стр 70 отпечат)

7

«Как мы играем зимой на участке»

Рассказывание на тему из личного опыта.

Развивать умения отбирать для рассказа самое интересное; учить включать в повествование описания природы, окружающей действительности; активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять 2-3 предложения с заданными словами.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Картина «Зимние игры детей»

Рассказывает  из личного опыта о природе и своих играх на участке; использует однокоренные слова.

Р.Р. О.Ушакова стр.240

8

«Подскажи словечко»

Лексические игры и упражнения.

Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Заканчивает заданные строки в словесном упражнении, может самостоятельно придумать небылицу.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 52

9

«Все встречают Новый год-дружно встали в  хоровод»

Составление предложений по картинкам.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Коммуникативная.

Познавательная.

Картинки с изображением встречи Нового года.

Составляет предложения по набору картинок; умеет работать по правилу: -слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планирование на каждый день (дек.-февр)

Стр81

ЯНВАРЬ

1

«Новый год»

Рассказ о новогоднем празднике.

Развивать память и  устную речь детей;

совершенствовать речь детей как средство общения; воспитывать дружелюбие.

Коммуникативная.

Познавательная.

Фотографии с изображением новогоднего праздника в детском саду.

Составляет по плану и образцу рассказ по сюжетным  фотографиям.

Планирование на каждый день (дек.-февр)

Стр107

2

«Новогодние встречи»

Составление рассказа.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта; активизировать речь детей; развивать память и внимание.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Составляет рассказ из личного опыта: где был, что видел, что особенно запомнилось.

В.В.Гербова  Коммуникация. (Р.р. и общения детей в подг.гр. д.сада.) стр 56

3

Описание предметных картинок.

Сравнение предметов.

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений.

Игровая.

Коммуникативная.

Воспроизведение художественной литературы.

Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят.

Могут коллективно составлять описательный рассказ по картинкам.

Р.Р. О.Ушакова стр.241

(стр  75отпечат)

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области «Коммуникация» (Развитие речи)

Перспективный план для детей 1 младшей группы на целый учебный год....

План -конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: «Зайчик». Воспитатель: Титус Л.И. МАДОУ ЦРР – Д/С №14 г. Кропоткин

План -конспект образовательной деятельностипо развитию речи  с детьми раннего возраста.Тема: «Зайчик».                        ...

План -конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: «Зайчик». Воспитатель: Титус Л.И. МАДОУ ЦРР – Д/С №14 г. Кропоткин

План -конспект образовательной деятельностипо развитию речи  с детьми раннего возраста.Тема: «Зайчик».                        ...

Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "Моя семья"

Данный материал формирует представление о семье, способствует развитию речи,пополнению словаря....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по развитию речи в средней группе

Перспективное планирование ООД по развитию речи в средней группе(по Ушаковой О.С.)...

Образовательная область – «Речевое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 год.

Образовательная область – «Речевое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной  группы   на 2022- 2023 г...