Роль сказки в НОД при проведении занятий.
статья по развитию речи по теме

Никитина Галина Михайловна

 Сказка - одно из средств формирования познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_nod_pri_provedenii_zanyatiy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в НОД при проведении занятий.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Одним из средств формирования познавательных способностей, мы считаем сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка.

 Для развития познавательного интереса у дошкольников можно использовать такую  нетрадиционную форму проведения занятия, как занятие-сказка. Отличительной особенностью данной формы занятия является то, что не практические задания и игры объединены общей лексической темой, одними персонажами, а в процессе чтения сказки дети выполняют практические действия с наглядным материалом, опытным путём находят решения, обсуждают  прочитанное, анализируют все варианты ответов в поиске верного.

 Таким образом, жанр сказки позволяет соединить в себе занимательность и проблемную ситуацию. Сам сюжет, любимые сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, каждый ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё. Живой интерес, который возникает у детей, способствует повышению эффективности обучения.

При чтении сказки, нельзя торопить события и давать готовый ответ, важно направлять поисковую деятельность детей, тогда  дети научатся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений, применять свои знания и умения. Там где ребенку предполагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо делать паузы в чтении, регулируя время в соответствии с темпом работы детей.

Так же в занятия может включаться посещение сказочного героя, которому необходима помощь. С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями.

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

Так как память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, интересно, то, что произвело впечатление. Сказка помогает поддерживать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия. Кроме этого  сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие как познавательные способности, так и творческие качества личности: воображение, наблюдательность, способность к импровизации, сравнительно – оценочную деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

Основываясь на свой опыт, мы можем сказать, что лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал.

Подготовила воспитатель

                                                                                     I категории

                                                                                           Никитина Г.М.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия-досуга во 2 младшей группе по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.Задачи: Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.Воспитывать дружеские отношения, уметь дей...

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...

Конспект проведения занятия в младшей группе ясельного возраста по сказке «Репка»

В конспекте материал по проведению занятия в младшей группе ясельного возраста по сказке"Репка"...

Конспект проведения занятия в первой группе ясельного возраста по сказке «Теремок»

В конспекте материала по проведению занятие в первой группе ясельного возраста по сказке"Теремок"...

Конспект Проведения занятия Во 2 младшей группе По физкультуре на тему « В гостях у сказки »

Цель.  Удовлетворение естественной потребности детей в движении, совершенствование координации движений дошкольников.Задачи:- Учить детей спрыгивать с предметов высотой 15 см.- Закреплять основны...

Заметка о проведении занятий по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Любимые сказки»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Роль наглядности в организации проведения занятия по изобразительной деятельности.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности является наглядность....