Конспект занятия по разитию речи в сравнение и описание предметов
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

 

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Сравнение и описание предметов»

Провела: воспитатель Бобкова И.И.

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это

предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные

признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине:

один высокий, другой ниже, один широкий, другой более узкий и т.п.).

Воспитатель:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны эти предметы (из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

Далее воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задает аналогичные вопросы.

– А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них одинаковый. Как мы сможем различить их? (по именам)

 Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, а точнее – по названиям. Вот этот предмет как называется? (мяч). Что означает это слово мяч? (Это игрушка; она круглая, ...).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка,                                                   Тряпка – это тряпка,

Ложкой суп едят.                                                               Тряпкой вытру стол.

Кошка – это кошка,                                                             Шапка – это шапка,

У кошки семь котят.                                                           Оделся и пошел.

А я придумал слово,                                                 Вот прыгает и скачет

Смешное слово – плим.                                              Плим, плим, плим,

Я повторяю снова –                                                  И ничего не значит

Плим, плим, плим...                                                  Плим, плим, плим.

Воспитатель:

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

На прошлом занятии вы придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Вспомните, какой был ежик (смелый). Да, смелый. А теперь подбелите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

А какой был заяц? (трусливый). Подберите к слову трусливый слова, близкие по значению (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова боязливый и трусливый близкие по смыслу.

А теперь придумайте рассказ, в котором будут слова противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой ...

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

Воспитатель:

Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко–громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать правильно?». Если кто–то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?».

Воспитатель:

Вот видите, когда не думаешь, какой слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подобрать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!                                                

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…

                    (тень).        

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть–чуть,–

Подскажи словечко.

Говорю я брату: – Ох!

С неба сыплется горох!

Вот чудак, смеется брат,–

Твой горох ведь это…

                       (град).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗИТИЮ РЕЧИ на тему: «Звуки вокруг нас»

Звуковая культура речи,  подготовка к обучению грамоте.Образовательная область «Речевое развитие»группа общеразвивающей направленности для детей  6-7 лет...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание и сравнение кукол"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание и сравнение кукол"...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речиТема: «Сравнение и описание предметов»Программные задачи:1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антоним...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание картинок, предметов».

Цель: Учить описывать картинку, называя предметы, их признаки и действия.П/ С: Учить составлять сложноподчиненные предложения. Закрепить правильное произношение звука «Щ&raqu...