Составление рассказа по сюжетной картине "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Ольга Анатольевна

МБДОУ «Детский  сад №98» г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности

 (образовательная область «Коммуникация»)

 

 

 

 

ТЕМА:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

 

 

 

                                               Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Воспитывать  уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка  «Моя семья».

 

Методы и приемы:

1)    Игровая мотивация.

2)    Рассматривание.

3)    Вопросы к детям.

4)    Беседа.

5)    Использование ИКТ.

6)    Рассказы детей.

 

Ход деятельности:

1)    Организационный момент.

2)    Сюрпризный момент.

3)    Рассматривание картины.

4)    Физкультминутка.

5)    Рассказывание.

6)    Рефлексия.

 

Материал:

1)    Картина «В родной семье».

2)    Костюм Буратино.

3)    Флешка.

4)    Мольберт.

5)    Карточки-помощники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель:   Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

 Воспитатель:   С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.  

Воспитатель:  Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)

1.     Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).

2.     Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)

3.     Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).

4.     Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

Воспитатель:   Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)

(проводится физкультминутка)

Раз, два, три, четыре, пять.         (указывать пальцем как - будто считают)

Всех могу пересчитать:                                          (сгибаем поочередно пальцы)

Папа, мама, брат, сестра,                                                     (шагаем врассыпную)

Кошка Мурка, два котенка,                                           (наклоны в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я –                                                  (повороты туловища )

Вот и вся моя семья!                                                            (хлопать в ладошки)

Воспитатель:  Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы.  Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате.  Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)

Воспитатель:  Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

 Воспитатель:   Очень интересно и содержательно рассказала Александра,  молодец.  Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ.  МОЛОДЦЫ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский  сад №98» г. Чебоксары

Конспект образовательной деятельности

 (образовательная область «Коммуникация»)

ТЕМА:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

                                                        Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Воспитывать  уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка  «Моя семья».

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Рассказы детей.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Рассматривание картины.
  4. Физкультминутка.
  5. Рассказывание.
  6. Рефлексия.

Материал:

  1. Картина «В родной семье».
  2. Костюм Буратино.
  3. Флешка.
  4. Мольберт.
  5. Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель:   Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

 Воспитатель:   С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.  

Воспитатель:  Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)

  1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).  
  2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой) 
  3. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
  4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

Воспитатель:         Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)

(проводится физкультминутка)

Раз, два, три, четыре, пять.               (указывать пальцем как - будто считают)

Всех могу пересчитать:                                          (сгибаем поочередно пальцы)

Папа, мама, брат, сестра,                                                     (шагаем врассыпную)

Кошка Мурка, два котенка,                                           (наклоны в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я –                                                  (повороты туловища )

Вот и вся моя семья!                                                            (хлопать в ладошки)

Воспитатель:  Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы.  Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате.  Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)

Воспитатель:  Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

 Воспитатель:   Очень интересно и содержательно рассказала Александра,  молодец.  Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ.  МОЛОДЦЫ.

Тема образовательной деятельности: составление рассказа по картине.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому, чтобы вызвать интерес детей к теме и с целью поддержания их заинтересованности в ходе всего занятия, в основе образовательной деятельности лежит игровая мотивация. Тема достаточно сложная, особенно в начале года дети затрудняются составлять рассказы по картине. Поэтому мною бала проведена большая предварительная работа. Проводили индивидуальные и групповые беседы с детьми об их семьях, читали стихи, пословицы, рассказы, поговорки о семье, загадывали загадки. Рассматривали и составляли рассказы по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами», «Опять двойка», «Семья за чаепитием». Составляли рассказ по своим рисункам, по семейным фотографиям. Играли в сюжетно-ролевые игры на тему «Семья».

В ходе занятия решались следующие задачи:

 Образовательная область «Коммуникация»

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Для решения данных задач я использовала следующие методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Образец воспитателя.
  7. Использование схем-моделей.
  8. Рассказы детей.

По данной теме очень сложно активизировать всю группу детей, поэтому, занятие проводилось с подгруппой. Использовала разные формы организации детской деятельности. Был сюрпризный момент. Дети меняли положение: где-то стояли перед экраном, сидели на стульях, была проведена физкультминутка, в конце дети посидели на коврике. Я считаю, что поставленные задачи реализовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект занятия с применением ИКТ.  Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и  в качестве дидактического пособия....

Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"

Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...

Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Конспект занятия по развитию  связной речи в подготовительной к школе группе (ОБЖ)...

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....