Главные вкладки

    Педагогический совет по развитию речи дошкольников в свете ФГТ
    методическая разработка (развитие речи) по теме

    Чумакова Светлана Викторовна

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическая работа81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»  с приоритетным осуществлением художественно-эстетической деятельности воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области

            

    Составил:

                                                                                                          Ст. воспитатель Чумакова С.В.

    г.  Новотроицк

    2013

    Тема «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

    Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей в соответствии с ФГТ.

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с программными задачами по программе «От рождения до школы».
    2. Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.

    Подготовка к педсовету

    1. Создание инициативной группы по проведению педсовета.
    2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
    3. Посещение открытых мероприятий с целью просмотра работы педагогов по развитию речи воспитанников.
    4. Анкетирование родителей.

    План педсовета

    1. Теоретическая часть для педагогов и родителей.

    Ответственные: старший  воспитатель

    1. Деловая игра.

    Ответственные: старший воспитатель

    1. Итоги тематического контроля

    Ответственные: заведующая

    1. Практическая часть «Как повысить речевое развитие детей»

                     Ответственные:  учитель – воспитатели старшей группы

    1. «Речевой уголок» обзор выставки игр, пособий.

                    Ответственные: воспитатели групп

    1. Итоги анкетирования родителей.

              Ответственные: старший воспитатель

    Ход педсовета

    1. Упражнение для педагогов «Подарок»

    - Сейчас мы будем делать друг другу подарки. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

    2. Теоретическая часть.

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Исходя из анализа диагностика за 2012- 2013учебный год проблема развития речи является одной из актуальных в нашем ДОУ.

    Причины низкого уровня развития речи:

    Половина детей  дошкольного возраста  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

    По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

    • связные высказывания короткие;
    • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
    • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
    • уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

    При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

    Недостаточная подготовка к занятию.

    При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная,  полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

    Образовательная область «Коммуникация».

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    Согласно  Федеральным государственным требованиям и стандартам к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
    • развитие всех компонентов устной         речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
    • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

    Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» в том, что решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во всех других образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других образовательных областей в процессе развития ребенка невозможна без полноценной коммуникации.

    Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания, обозначенного в Федеральных государственных требованиях, наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.

    Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.

    Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

    • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
    • развитие литературной речи;
    • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Таблица 4. Примерные виды интеграции образовательной области

     «Чтение художественной литературы»

    По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

    «Коммуникация»

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

    «Познание»

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

    «Социализация»

    Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений

    «Художественное творчество»

    Развитие детского творчества

    По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Музыка»

    Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений

    «Художественное творчество»

    Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений

    Юмористическая пауза.  Переведите пословицы на русский язык

    Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
    /яблоко от яблони недалеко падает/

    Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
    /шила в мешке не утаишь/

    Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
    /В тихом омуте черти водятся/

    Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
    /Слова - серебро, а молчание - золото/

    Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
    /Язык до Киева доведет/

    Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
    /Обжегшись на молоке, дует на воду/

    Практическая часть.

    «Разработать рекомендации по формированию речи ребенка»

    Для 1 команды

    «Памятка для педагогов»

    Для 2 команды

    «Памятка для родителей»

    На задание дается 3 минуты.

    2. Деловая игра «Речевичок»

    Проводит старший воспитатель

    3. Итоги тематического контроля

        заведуюшая

    4. Практическая часть «Как повысить речевое развитие детей»

        Проводит учитель – воспитатели старшей группы

    5. «Речевой уголок» обзор выставки игр, пособий.

         Обзор проводят педагоги, подготовившие игры.

    1. Итоги анкетирования родителей.

    Итоги подводит старший воспитатель.

    Заключительная часть

     Всем участникам предложено ответить на вопрос: «Как повысить уровень речевого развития детей»

    Примерное решение педсовета

    1. Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий. Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

    2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

    - пополнить группы дидактическими играми по развитию речи.

    Ответственные:  воспитатели групп. Срок: до 10.03.2013г.

    3. Оформить стенды для родителей «Развитие речи дошкольника:

    Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: до 10.03.2013г.

    4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей. Ответственный:  старший  воспитатель, анализ календарных планов. Срок: ежемесячно.

    Литература

    1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2011 г.
    2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
    3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

    Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

    Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

    Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"...

    Семинар "Развитие речи дошкольников в свете Федеральных Государственных Требований"

    Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...

    Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

    Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

    Педагогический совет: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»

    Данный материал включает в себя конспект проведения педагогического совета с целью  совершенствования навыков и умений воспитателей в подборе и использовании   инновационных форм р...

    Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

    Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...