Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО СЮЖЕТНО-КОМПЛЕКСНОГО  ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКА «Ч» »

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Учитель-логопед МДОУ №9 «Ласточка»,

МДОУ №14 «Солнышко»

Стуенко Т.Г.

Цель занятия:

  1. Закрепление произношения звука «Ч», знакомство с буквой «Ч».
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Развитие внимания, памяти, развитие межполушарного взаимодействия, активизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.
  4. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Закрепление словообразования притяжательных местоимений с суффиксами – Чей, чья, чье, чьи?
  7. Закрепление навыков печатания и чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки со звуком Ч и без него  (врач, грач, кирпич, волчонок, бельчонок, зайчонок, чашка, чайник, девочка, мальчик, машина, паровоз, велосипед, мотоцикл и др.), посылка, зеленая коробка,  буква Ч,  лодочка бумажная-оригами, грачи, лягушонок, панно с изображением ручейка, овечки, одуванчик, колокольчик, пастушок, дерево, таблицы букв – индивидуальные, карточки – слова на каждого ребенка.

Ход занятия

  1. Орг.момент. Дети строятся в круг на ковре. – «1,2,3,4,5,6 начинаю я смотреть».
  2. Развитие межполушарного взаимодействия, активизация мозга.

Упражнение «Маятник» (Глазодвигательные упражнения: + язык=однонаправленные и   разнонаправленные действия; с прикушенным языком.)

Упражнение «Постукивание» (Сделать массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.)

  1. Сообщение темы занятия:

Логопед обращает внимание на посылку:

-Ой, ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Интересно, что же нам прислали? – Логопед открывает посылку и достает из нее письмо, читает:

Туристическая фирма предлагает Вам отправиться в путешествие.

Отгадайте, какой звук спрятался в зеленой коробочке, и тогда вы сможете отправиться вместе с ним в путешествие.

В посылке лежат подсказки. Удачи и счастливого путешествия!

(Посылка - в ней мяч, перчатки, чай, зеленая коробочка и в ней буква Ч.)

Логопед достает предметы и называет их, выделяя в словах звук «Ч».

-«Ребята, как вы думаете, какой звук спрятался в зеленой коробочке?»

(ответы).

-Да, сегодня мы познакомимся со зв. «Ч» и буквой «Ч». (Характеристика звука) - согласный, всегда мягкий., показ буквы.

-Надоело ему лежать в коробочке,  и решил он попутешествовать по миру. На чем же он будет путешествовать? («4 лишний» - паровоз, лодочка, мотоцикл,  машина) – на лодоЧке по речке. Хотите отправиться в путешествие ? - (Да)

  1. Плывет он по речке мимо леса и слышит,  грачи поют:

а) ач-оч-уч,  ча-чо-чи, чня-чни-чне и т.д.+ усложнение - «кулак-ребро-ладонь»

б) а рядом с грачами лягушка прыгает и слова произносит. Скажет и подпрыгнет. Давайте и мы так слова попробуем вместе с лягушкой произнести. Упражнение «Лягушка» (ладонь-кулак-попеременно на каждый слог)-ре-чка, у-до-чка, ло-до-чка, гра-чи, де-во-чка, маль-чик, пер-чат-ки, ко-ро-бо-чка, по-чта-льон, ве-ре-во-чка.

  1. Послушал пение и отправился дальше, смотрит - на берегу народ толпится, хотят на другой берег речки перебраться, да не могут. Попросили зв. «Ч» помочь им. Зв. «Ч» перевезет сначала тех, где есть есть зв. «Ч», а потом остальным поможет. Только народу так много, что сам никак не разберется, давайте поможем, - кого надо сначала взять в лодочку (грач, мяч, обруч, чашка) и где находится Зв. «Ч» в этом слове.
  2. Кого перевез на своей лодочке зв.Ч сначала? Потом? (развитие памяти и внимания).
  3. Образование ум.-ласкат.слов. Захотел плыть зв. «Ч» дальше, а его новые друзья просятся с ним.

Зв.Ч - Вас много, вы большие , а лодочка маленькая, не поместитесь все.

- А мы превратимся в маленьких и все уместимся, только пусть ребята нам помогут.   Логопед: – Поможем?   Дети:-Да

Мяч-мячик, чайник – чайничек, чашка-чашечка, лук-лучок и т.д.

  1. Физ.минутка. Плывут друзья дальше, а на берегу - овечки пасутся. Решили друзья сделать остановку и поиграть с овечками (на панно постепенно выставляются картинки). Дети произносят слова и выполняют действия (соотнесение слов с показанной картинкой и с движениями).
  2. Скороговорка. Кто пасся у речки? – «Около речки паслись овечки» (дети по очереди произносят быстро скороговорку).
  3.  Словообразование притяжательных прилагательных.

Логопед - А вы знаете, что пока мы с вами играли, лесные звери попрятались в своих домиках. Давайте угадаем, кто где спрятался?

Игры «Кто где?», «Чей, чья, чье?» (волчонок в логове, бельчонок в дупле, зайчонок в норе, заячья нора, беличье дупло, волчье логово).

 Поплыли дальше без кого? Без бельчонка, без волчонка, без зайчонка.

11. Надоело нашим путешественникам плавать и решили они распрощаться.

А наш звук «Ч» вернулся к нам и решил поиграть с нами, превратился в букву. Давайте потрогаем букву «Ч» (дети на ощупь знакомятся с буквой (вырезана из картона - трафарет) сначала с открытыми потом с закрытыми глазами).

Игра «Найди буквуЧ среди других с закрытыми глазами»(Н, Ч, П).

12. А теперь, давайте обведем букву «Ч» и раскрасим зеленым цветом.

13. Буква «Ч» продолжает с нами играть в прятки – только теперь она спряталась  среди большого количества букв. Давайте найдем её (нахождение буквы Ч среди других) и зачеркнем крест- накрест (таблица).

14. А потом буква Ч взяла  и совсем исчезла. Вместо точки напишите букву «Ч» и прочтите слово.

  1. Итог занятия. Чем занимались? Кто как работал на занятии. Что понравилось? Что было в путешествии трудным?

ПРИЛОЖЕНИЕ

В Р А  .

  М Я  .

Б  О  .  К  А

  .  А С Ы

 .  А Ш К А

 Г Р А . И

Г Р А  .

 .  А С И К И

К И Р П И .

У Д О  .  К А

О Б Р У .

 М Я  .

 .  А Й Н И К

   .  А С Ы

Н

П

Ч

П

Н

Ч

Н

П

Н

Ч

П

Н

Н

Ч

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Конспект группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему: «Зимушка-зима» (обобщение)

конспект логопедичсекого групповго занятия для детей старшего дошкольного озраста с ТНР на тему "Зимушка-зима"(обобщение)...

«Защитники Отечества». Конспект логопедического (группового) занятия в подготовительной группе к 23 февраля

Тема: «Защитники Отечества»Цель: Формирование у детей патриотических чувств, желание беречь и защищать свою Родину.Задачи:- Развивать связную речь, память, творческое воображение, лог...

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)Подготовила: учитель-логопед Маракулина Т. В.Тема: Рассказ, стихотворение, повесть....

Конспект логопедического группового занятия по лексической теме "Рыбы"

Лексическая тема: «Рыбы»Цели:- расширять  знания об обитателях водоемов – рыбах;- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- совершенствовать навыки звукового анал...

Конспект логопедического (группового) занятия "Звуки [П] и [Пь]. Буква П"

Конспект фронтального занятия "Звуки [П] и [Пь]. Буква П"...